Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №154447

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФАКТОРОВ, УСЛОВИЙ, ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Изучение самосознания в зарубежной и отечественной психологии ....6
1.2. Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста 9
1.3. Формирование личности, самосознания и самооценки у детей среднего
дошкольного возраста 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Анализ результатов 25
2.3 Методические рекомендации по проведению дидактических игр,
способствующих повышению уровней самосознания 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема изучения самосознания - одна из ведущих тем для изучения. Она изучается в рамках отечественных и зарубежных исследований. Изучение структуры самосознания позволяет приблизиться к пониманию формирования личности.
На данный момент актуальна проблема изучения формирования самосознания личности дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждает, что центральной проблемой является формирование личности, так как целевым этапом завершения дошкольного детства является сформированность личностных качеств у детей дошкольного возраста [44].
Появление данной проблемы связано с тем, что самосознание помогает ребенку начать познавать себя и свое место в жизни. Развитие личности начинается в самом детстве, и от того, как ребенок ощущает себя, в будущем из него вырастет соответствующая личность. Определение психологических условий формирования самосознания и выявление основных причин нежелательных отклонений в его развитии становится особенно актуальным для правильного построения основы будущей личности ребенка, поэтому очень важно именно в этот период заложить основы формирования здоровой самооценки, ведь в дальнейшей жизни ребенок сможет правильно оценить себя и свои возможности.
Цель исследования: определить результативность дидактической игры как способа развития компонентов самосознания детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: компоненты самосознания детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра, направленная на развитие компонентов самосознания детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие компонентов самосознания (самопознание, самооценка, саморегуляция) будет результативным, если дидактическая игра послужит средством для их развития.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «самосознание» с разных точек зрения зарубежных психологов;
2. Изучить возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста;
3. Определить формирование личности, самосознания и самооценки у детей среднего дошкольного возраста;
4. Провести исследование по выявлению уровней компонентов самосознания;
5. Составить план по проведению дидактических игр, способствующих повышению уровней компонентов самосознания;
6. Оценить эффективность развивающей работы по использованию дидактической игры.
Методы исследования: Теоретические: анализ научной психолого­педагогической литературы, официальных документов (ФОП ДО, ФГОС ДО), сравнение, обобщение.
Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент,
количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методы обработки: качественный и количественный.
Методики исследования: Методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан и З. Василяускайте); Методика «Лесенка» (М.И. Лисиной и Я.Л. Коломинского); Методика «Изучение уровня самосознания» (Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной).
Базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение в г. Красноярске. Выборку исследования составили дети среднего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования состоит в разработанной программе формирующего этапа исследования, которая может использоваться в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, а также списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашей работы было определить эффективность дидактической игры как способа развития компонентов самосознания детей среднего дошкольного возраста. Мы выяснили, что формирование личности происходит в дошкольном возрасте. Данный возраст - особый период, поскольку у детей формируются представления о себе, они оценивают свое поведение и начинают себя оценивать.
Именно в дошкольном возрасте начинает развиваться самооценка, ребенок оценивает свои удачи и неудачи, происходит формирование внутренней позиции. Ребенок начинает формировать оценки и моральные представления, руководствуясь нравственным нормам. Он активно проявляет заботу и сочувствие, переживает наблюдавшиеся события.
В среднем дошкольном возрасте ребенок зависим от мнения окружающих, а особенно от взрослых. Ему важно быть любимым и ценным, чтобы его хвалили и уважали. Он ориентируется на поступки взрослых людей, поэтому важно подавать хороший пример подрастающему поколению.
На данном возрастном этапе у ребенка развивается самооценка, один из сложных компонентов самосознания. Самооценка может быть адекватной и заниженной. У ребенка с заниженной самооценкой обычно появляются проблемы с осознанием себя, он скрытный и скованный, он не идет на контакт и часто находится в плохом настроении. У ребенка с высокой самооценкой обычно наблюдается активность, жизнерадостность, он легко идет на контакт с другими людьми.
При этом взрослый должен адекватно оценивать поступки дошкольников. Слишком высокая оценка приведет к тому, что ребенок может завысить свои результаты, какими бы они ни были, а низкая оценка достижений приведет к отрицательному влиянию.
Детям очень важно оценивать друг друга, поскольку через оценку друг дуга дошколята оценивают и свою деятельность, навыки и умения.
В системе воспитания важная роль всегда отводилась игре. Через игру происходит разностороннее развитие ребенка.
Дидактическая игра - преобладающий вид игры у детей дошкольного возраста. Т акие игры носят развивающий, образовательный и воспитательный характер, такие игры направлены на вызывание интереса к предметам, на развитие познавательных интересов, на расширение кругозора детей и активизации мыслительной деятельности.
Дидактическая игра является мотивацией для ребенка, а также такая игра предполагает вариативность решения учебных задач. Так, ребенок ощущает результаты умственных и самостоятельных практических действий. Дидактическая игра содержит в себе правила, благодаря которым ребенок учится контролировать себя и свои действия, а также оценивает себя и своих сверстников.
Далее, мы провели исследование в средней группе МБДОУ №Х г. Красноярска. В исследовании приняли участие 20 детей.
На первом этапе исследования мы провели три диагностики на изучение трех компонентов самосознания - методика «Нарисуй себя» на когнитивный компонент, методика «Лесенка» на эмоционально -ценностный компонент и методика «Изучение уровня самосознания» на поведенческий компонент.
В результате исследования мы выявили следующие показатели у экспериментальной группы: 16,6% детей имеют низкий уровень
представления о себе, 40% средний уровень и 43,4% высокий.
На втором этапе исследования нами были проведены дидактические серии игр для дошкольников. Мы провели 8 занятий, направленных на развитие самооценки детей и развитие самосознания.
После проведения комплекса занятий, мы провели повторные диагностики над дошколятами. Ребятам были предложены те же три методики, дабы оценить эффективность использования дидактических игр в развитии самосознания.
По полученным результатам видно, что низкий уровень уменьшился практически в два раза, а средний уровень увеличился на 10%, по сравнению с первым этапом исследования, что говорит об эффективности использования дидактической игры как средства развития самосознания детей среднего дошкольного возраста.
По результатам проведенных дидактических игр, можно сказать уверенно, что самоотношение, самооценка и самопознание детей увеличилось, их отношение к себе изменилось в положительную сторону.
Таким образом, гипотеза о том, что развитию компонентов самосознания будет способствовать педагогическая работа с детьми через дидактическую игру - подтвердилась.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута.


1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы детского самосознания. М., 2001. 286 с.
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2016. №4. С. 30-32.
3. Асмолов А.Г. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
4. Бабаева Т.И. Дошкольники на пороге XXI века // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С.3-6
5. Белобыкина О.А. Диагностика самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2011. 203 с.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
7. Бодунов М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности // Вопросы психологии. 2016. №5. С. 129.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008. 398 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 2003. 464 с.
10. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: Временной аспект // Вопросы психологии. 2006. №2. С. 116-126.
11. Волков Б.С. Возрастная психология. М.: ВЛАДОС, 2005. 366 с.
12. Волосовец Т.В. Детствосбережение как главный вектор развития дошкольного образования в десятилетие детства. 2017. №4(18). С. 189-195.
13. Гармаева Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. 2004. №2. С. 103-111.
14. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей. М.: Просвещение, 2012. 290 с.
15. Дубровина И.В., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М.: Изд. центр Академия, 2015. 320 с....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ