Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Работа №154444

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ 6
1.1. Понятия «нравственные качества» в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования нравственных качеств детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Особенности организации игровых обучающих ситуаций с детьми
старшего дошкольного возраста направленных на формирование нравственных качеств 17
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств детей
старшего дошкольного возраста 25
2.2. Организация работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих
ситуаций 32
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52

Дошкольный возраст - наиважнейший этап в становлении личности. Это период исходной социализации человека, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Множество детей дошкольного возраста посещают детские сады и проводят в них существенную часть своего времени. В связи с этим нынешнее дошкольное образовательное учреждение должно быть местом, в котором под руководством взрослого происходит накопление ребенком ценного общественного опыта, что содействует раскрытию личностного потенциала дошкольника и в дальнейшем, успешному его вступлению во взрослую жизнь.
Личностный потенциал не может быть реализован при несформированности представлений о нравственных качествах у ребенка на каждой ступени его развития, поэтому особенно актуальной в системе дошкольного образования является проблема формирования нравственных качеств детей, поскольку именно в этом возрасте формируются эталоны в том числе и о нравственности. Ребенок-дошкольник познает активно отношения человека с миром, постигает законы взаимодействия людей, осознает нормы поведения и пытается свое поведение подчинить социальным нормам.
Теоретической основой исследования по проблеме нравственных качеств являются труды И.Ф. Исаева, П.Г. Саморуковой, С.А. Козловой, Л. Волобуевой, Е. Авиловой, В.С. Мухиной, Р.С. Буре. Вопросами влияния игр-драматизации на формирование нравственных ценностей занимались А.П. Усова, Р.И. Жуковская, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Л.В. Артемова, Н.С. Карпинская, Л.П. Стрелкова, З. Колесникова, А.И. Матусик.
Однако мало изучен вопрос как влияют игровые обучающие ситуации на формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Все выше сказанное обусловило выбор данной темы.
Объект исследования: формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций
Гипотеза исследования: формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если включать игровые обучающие ситуации в целостный педагогический процесс.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи.
1. На основе изучения научной литературы определить понятие «нравственные качества» и рассмотреть особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности организации игровых обучающих ситуаций с детьми старшего дошкольного возраста
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций и проанализировать её результаты.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались дополняющие друг друга методы исследования:
• теоретические: системный теоретико-методологический и
сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы; определение методологических основ исследования; анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов;
• эмпирические: изучение осознания детьми нравственных норм при помощи незаконченных историй (Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной); изучения эмоционального отношения к нравственным качествам «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска. Участие приняли 2 группы детей старшего дошкольного возраста по 10 человек в каждой.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что игровые обучающие ситуации являются важным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Выдающиеся отечественные педагоги и психологи утверждали, что в основе игровой деятельности лежат общевоспитательные задачи, среди которых основной задачей является развитие нравственных качеств.
Игровые обучающие ситуации обуславливают главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Нравственное воспитание обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере эти ситуации обеспечивает такое усвоение.
Моделируя человеческие взаимоотношения в игровой форме, создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает «Детское общество». Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.
Таким образом, неоценимо значение игровых обучающих ситуаций для нравственного формирования личности дошкольников.
Основой нравственности являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость. Гуманные качества представляют собой единство трех компонентов: представлений о нормах гуманности, гуманных чувств (сопереживание, сочувствие, содействие), соответствующих поступков.
Результаты диагностики констатирующего эксперимента показал средний уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования, заключающуюся в том, что формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если включить игровые обучающие ситуации в целостный педагогический процесс.


1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
2. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохоров. М: Большая всероссийская энциклопедия. 1998. 1434с.
3. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2012. 63 с.
4. Блюмкин В.А. Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе): диссертация ... доктора философских наук: 09.00.05. Курск, 1979.
5. Божович, Л.И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка // Симпозиумы. Тезисы докладов на II съезде Общества психологов.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2010. 400 с.
7. Бабанский Ю.К. Педагогика / под ред. Ю.К, Бабанского. М.: Просвещение, 2012. 479 с.
8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. Москва: Педагогика, 1979. 224 с.
9. Волобуева Л., Авилова, Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева // Дошкольное воспитание. 2007. №3. С. 88-91.
10. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М., 1983. 193 с.
11. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. Сада / под ред. А.М. Виноградовой 2-е изд., испр и доп. М.: Просвещение, 1989. 191 с.
12. Губанова Н. Педагогические возможности игры-драматизации // Детский сад от А до Я. 2008. №4. С. 28-35.
13. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. 3-е, переработанное. СПб. 244 с.
14. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №410 Педагогика и психология (дошк.) В 2ч. 4г. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1998. 270 с.
15. Донской Г.М. Нравственное воспитание в обучении истории средних веков в 6 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. 93 с....49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ