Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования игры как средства формирования познавательного интереса обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе 7
1.1 Сущность и содержание игры 7
1.2 Особенности формирования познавательного интереса 12
1.3 Формы и методы формирования познавательного интереса на уроках
основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности
2.1 Исследование уровня развития познавательного интереса обучающихся 28
2.2 Экспериментальная работа формированию познавательного интереса обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе 37
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы 43
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение 1 51
Актуальность данной темы исследования состоит в том, что использование игры как средства формирования познавательного интереса на уроках безопасности жизнедеятельности становится важной задачей в современном школьном образовании. Игры могут помочь обучающимся лучше запомнить правила безопасности и развить социальные, коммуникативные навыки. Использование игр на уроках безопасности может быть эффективным методом формирования личности и приобретения новых знаний.
Динамика развития общеобразовательных процессов в школе обусловлена изменением информационного пространства. На сегодняшний день современного школьника тяжело заинтересовать традиционным уроком. Исходя из данных условий, познавательная активность снижается и ухудшаются показатели самоорганизации, самостоятельного поиска знаний. Ежегодно требования к выпускнику школы повышаются. Для конкурентоспособности школьнику необходимо обладать навыками дивергентного мышления, высокой степенью самостоятельности и способностью к активной познавательной деятельности.
Поэтому важной задачей в современном школьном образовании становится формирование познавательного интереса у обучающихся, направленного на приобретение новой системы знаний, развитие творчества, самостоятельности, а также научно-исследовательской деятельности.
Повышение степени познавательного интереса является неотъемлемой частью общеобразовательной системы. Для ее активизации необходимо использовать самостоятельную работу с разыми видами источников (письменные, электронные и др.), применять метод наблюдения, обогащать учебный процесс разными мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Благодаря данному комплексу методов, образовательная деятельность становится развивающим фактором интеллектуальных способностей и способствует формированию разносторонней личности.
Выстраивая образовательную программу важно учитывать возрастные особенности учеников. Наиболее сложный возраст, с точки зрения психологии, является подростковый. В этого период обучающихся с нежеланием посещает образовательную организацию. На первое место выходит деятельность коммуникативного характера, но не учебного. Как же сделать урок интересным для подростка? Нужно организовать его таким образом, чтобы он представлял собой потребность, удовлетворение которой способствует его личностному становлению.
Опыт педагогов-практиков и многолетние исследования в области подросткового поведения помогают современному учителю решить эту нелегкую задачу. Использование активной деятельности на уроке наиболее предпочтительна для решения данной проблемы. Одним из видов такой деятельности является игра. Применение игрового метода характерно не только для детей дошкольного и младшего школьного возраста, данный метод активно применяется и в среднем звене.
Игра - это уникальный способ усвоении информации. В процессе игры происходит формирование не только теоретических знаний, но и отработка практических навыков. Применение элементов игры на уроке позволяет учителю осуществлять системно-деятельностный и личностноориентированный подход.
Одним из условий успешного урока является его результативность. Добиться качественных показателей можно только при вовлеченности обучающихся в учебный процесс. Если у учеников отсутствует познавательный интерес, то происходит малое усвоение материала, как следствие и низкие показатели обученности.
Для повышения познавательного интереса используется игровой метод. Он способствует активизации познавательного интересна и повышает уровень усвоенной информации.
Познавательный интерес определяется как основное условие формирования у обучающихся потребности в приобретении новых знаний и опыта, овладения умениями интеллектуальной деятельности,
самостоятельности, развития эрудиции. Формирование познавательного интереса на уроках является основой личностного развития, стимулирует школьников к творчеству, повышает уровень развития мотивации к его изучению.
Исследования в области познавательного интереса (Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Л.М. Матюшкина, Б.Г. Ананьева) позволяют выделить важность формирования этого процесса учебной деятельности. Их опыт показывает необходимость в привлечении внимания обучающихся на уроке. По данным исследования отсутствие познавательного интереса у школьников отрицательно влияет на их успеваемость, психологическое состояние и на будущее отношение к учебе.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить особенности познавательного интереса в общеобразовательном процессе. Исследования в области познавательной активности помогают учителям в их профессиональной деятельности. Создание педагогических условий, способствуют эффективному осуществлению данного процесса. Развивая творческие, креативные задатки личности мы формирует способность к поиску новых знаний.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить эффективность игры в процессе формирования познавательного интереса.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Изучить учебно- методическую и педагогическую литературу по теме исследования;
2. Разработать игровые методы для занятий, обучающихся 8-х классов;
3. Экспериментально проверить эффективность игрового метода на уроках ОБЖ....
В результате изучения теоретических основ использования игры как средства формирования познавательного интереса обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе позволили подтвердить актуальность темы исследования.
Рассмотрение сущность и содержания, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта игры, позволило сделать вывод. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игры можно разделить: по виду деятельности; по характеру педагогического процесса; по характеру игровой методики; по целевой ориентации и т.д.
Далее были представлены особенности формирования познавательного интереса. В связи с чем был сделан вывод. Основными педагогическими условиями формирования познавательного интереса являются следующие: овладение методологией формирования новой системы знаний и развитие эрудиции, взаимодействие с родителями обучающихся, развитие высокого уровня мотивации при организации образовательного процесса, поиск современных средств, методов, организационных форм и технологий, которые можно использовать в современной общеобразовательной школе.
Анализ научно-исследовательской работы позволил выявить формы и методы формирования познавательного интереса на уроках основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе.
Далее была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Выводы:
1. Изучили учебно- методическую литературу по теме исследования;
2. Разработали игровые методы для занятий, обучающихся 8-х классов;
3. Экспериментально проверили эффективность разработанного игрового метода на уроках ОБЖ.
Исходя, из данных, которые мы получили и проанализировали, а их результаты в контрольной группе школьников в сравнении с экспериментальной группой детей улучшились, можно сделать вывод об эффективности разработанного игрового метода на уроках ОБЖ.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что развитие познавательной активности школьников осуществлялось не в полной мере, что подтвердило необходимость проведения целенаправленной работы по развитию познавательной активности школьников с использованием проектного метода.
Результаты контрольного эксперимента продемонстрировали положительную динамику процесса повышения познавательной активности школьников в обучении и подтвердили эффективность применения дидактической игры. Под влиянием целенаправленной педагогической деятельности по использованию проектного метода, геймификации на уроках основ безопасности жизнедеятельности удалось повысить уровень теоретических знаний; сформировать различного рода умения (моделирование условий, уверенность в действиях, инициативность, коррекция и др.); развить навыки.
1. Авдулова, Т.П. Психология игры : современный подход : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т. П. Авдулова. - Москва : Академия, 2009. - 203, [2] с.
2. Алхатова Т.С., Лепешев Д.В., Шахатова М.А., Байгужинова А. Активные методы обучения как средство формирования познавательной деятельности у младших школьников // Наука и реальность. 2022. № 1 (9). С. 51-59.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.
4. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их
роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. М., 2012. - 75 с.
5. Газман, О.С. В школу - с игрой : Кн. для учителя / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. - Москва : Просвещение, 1991. - 96 с.
6. Генезис и сущность понятия «Проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 6.
7. Голованов В.П., Буйлова Л.Н., Троицкая И.И., Софронов Р.П., Каргина З.А., Еловская С.В., Смагина Н.Н., Эюбова Л.В., Храмов В.Н. Дополнительное образование детей и подростков. Красноярск: ООО «Центр информации», 2013. 176 с
8. Гончаров, Д.К. Информационные технологии в образовании /Д.К Гончаров. - М.: Педагогика, 2013. - 203 с.54
9. Горностаева, З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности. /З.Я. Горностаева // Открытая школа. -1998. - № 2.-С.31-34.
10. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. Бийск: НИЦ БПГУ имени В.М. Шукшина, 2002. 48 с.
11. Емельянчик В.К., Капитонова М.Е. Ваши шансы избежать беды: Учебное пособие. Сборник ситуационных задач по курсу ОБЖ. СПб., 2002.
12. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики: психологопедагогические основы построения системы развивающего обучения Д. В. Эльконина, В. В. Давыдова: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002.
13. Золотова, О.М. Применение модульной технологии в учебном процессе как способ повышения качества обучения / О.М. Золотова, Е.Е. Попова // Наука и Образование. - 2020. - Т. 3. - № 1. - С. 20.
14. Иванова, М.М. Опорные конспекты как средство повышения качества знаний студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / М.М. Иванова // Вестник Алтайского государственного педагогического университет. - 2020. - № 3 (44). - С. 39-42.
15. Калмыкова, Н.В. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации / Н.В. Калмыкова, С.Ф. Петряева // Молодой ученый. - Казань: Молодой ученый, 2015. - № 11.1 (91.1). - С. 5358....37