Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности 8
1.1. Сущность культуры здоровья человека 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития культуры здоровья у обучающихся 14
1.3. Характеристика педагогических условий развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности 18
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности 31
2.1. Выявление уровня развития культуры здоровья у обучающихся 32
2.2. Реализация комплекса занятий по развитию культуры здоровья у обучающихся 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение 51
Самой большой ценностью каждого человека является его здоровье. Здоровье, индивидуальное и общественное, необходимо беречь и приумножать. В современном обществе такие ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. С одной стороны, потому, что они являются «образующими факторами социальности», с другой, - потому, что мы должны восстановить полноценное отношение к ним у подрастающего поколения.
Активная здоровьесберегающая деятельность человека отражает такое качество личности как культура здоровья, которая включает в себя систему знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта и практической деятельности личности, направленной на самопознание, саморазвитие и самосовершенствование индивидуального здоровья, необходимого для качественной жизни, продуктивного долголетия, выполнения жизненной миссии.
Проблемы сохранения и укрепления здоровья человека, здорового образа жизни и культуры здоровья раскрыты в трудах многих исследователей: И.И. Брехмана, Б.А. Воскресенского, В.П. Казначеева, Ю.П. Лисицына, В.П. Петленко, А.Г. Щедриной и др.
В ФГОС ООО к личностным результатам освоения основной образовательной программы отнесено «формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни». Данный личностный результат может быть достигнут при изучении различных дисциплин, в частности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Цель работы - выявить педагогические условия развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности и доказать их эффективность.
Объект - образовательный процесс, направленный на изучение основ безопасности жизнедеятельности.
Предмет - педагогические условия развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза: развитие культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- включение школьников в дискуссии, решение кейсов и другие формы активного сотрудничества на уроках при изучении проблем здоровья и здорового образа жизни;
- реализация с обучающимися валеологических проектов;
- проведение тематических недель о здоровье и здоровом образе жизни
и пр.
Задачи:
1. Раскрыть сущность культуры здоровья человека.
2. Провести анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития культуры здоровья у обучающихся.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
4. Выявить уровень развития культуры здоровья у обучающихся.
5. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленных на развитие культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов);
- методика диагностики уровня развития культуры здоровья у обучающихся;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: МБОУ «Черно-Ануйская СОШ имени К.А. Туганбаева» Усть-Канского района Республики Алтай.
Практическая значимость: разработанный комплекс занятий по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности, может использоваться в практике учителей-предметников, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Биология и Безопасность жизнедеятельности.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе молодых ученых «Лучшая молодежная научная статья - 2018» («Концепт», научно-методический электронный журнал). Публикация на сайте журнала. Лауреат конкурса.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности» раскрыта сущность культуры здоровья человека, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития культуры здоровья у обучающихся, охарактеризованы педагогические условия развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы. Список использованной литературы включает 37 источников.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Приоритетным направлением деятельности всего общества, в том числе и педагога можно считать защиту здоровья детей, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны передавать эти знания следующему поколению.
Культура здоровья человека выступает как часть общей культуры человека, сложное, многофункциональное, интегративное и динамическое новообразование, проявляющееся в сознательном и позитивном здоровьетворении, ведении здорового образа жизни.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов и Е.Н. Литвинов) предоставляет широкие возможности для формирования у обучающихся ценностного отношения к собственному здоровью, развития культуры здоровья. Более 30 учебных вопросов посвящены тематике ЗОЖ и раскрываются в логической последовательности: основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни здоровый образ жизни и его составляющие факторы, негативно влияющие на здоровье.
Развитие культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности у средних школьников на уроках будет более эффективным при организации следующих педагогических условий: включение школьников в дискуссии, решение кейсов и другие формы активного сотрудничества на уроках при изучении проблем здорового образа жизни; реализация с обучающимися валеологических проектов; проведение тематических недель по здоровому образу жизни и пр.
В МБОУ «Черно-Ануйская СОШ им К.А. Туганбаева» Усть-Канского района Республики Алтай нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе показал преобладание низкого и среднего уровней развития культуры здоровья обучающихся в контрольной и опытной группах.
На формирующем этапе мы разработали и реализовали ряд уроков и внеурочных мероприятий в рамках развития культуры здоровья подростков. Содержание уроков составлено с учетом приоритетных педагогических условий, указанных в гипотезе.
На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня развития культуры здоровья, которое показало преобладание высокого и среднего уровней в опытной группе. Таким образом, разработанный и реализованный нами комплекс занятий по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности, является эффективным и практически значимым.
Задачи исследования решены. Гипотеза подтверждена.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Электронный ресурс: Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4BdH3Uk86
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Электронный ресурс: Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz4BdGp1h8S
3. Аделев, А. За модульным обучением по курсу ОБЖ - будущее [Текст] / А. Аделев, Ю. Киселев // ОБЖ. - № 9. - 2000. - С. 11-18.
4. Анастасова, Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков [Текст]: методическое пособие для учителей / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко. - М.: Новая книга, 2000. - 145 с.
5. Андреева, Е. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ [Текст] / Е. Андреева // ОБЖ. - № 3. - 2003. - С. 6-9.
6. Анисимов, В.В Общие основы педагогики [Текст]: учебник для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574 c.
7. Анисимов, В.В. Технологии целостного педагогического процесса [Текст]: учебник для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2014. - 481 с.
8. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности [Текст]: методическое пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
9. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для студентов средних проф. учеб. заведений / С.В. Белов, В.А. Девисилов,А.Ф. Козьяков и др.; под. общ. ред. С.В. Белова. - М.: Высшая школа; НМЦ СПО, 2014. - 316 с.
10. Воскресенский, Б.А., Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи [Текст] / Б.А. Воскресенский. - М.: Знание РСФСР,1987. - 40 с.
11. Ирхин, В.Н. Валеологически обоснованный урок в современной школе [Текст]: учебное пособие / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина. - Барнаул: Издательство БГПУ, 1998. - 117 с.
12. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы: программы [Текст] / В.Н. Латчук. - М.: Дрофа, 2015. - 211 с.
13. Лисицин, Ю.П., Здоровье человека - социальная ценность [Текст] / Ю.П. Лисицын. - М.: Мысль, 1989. - 270 с.
14. Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательном стандартом. 5-11 классы / С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2016. - 92 с.
15. Новолодская, Е.Г. Проектирование здоровьетворения человека в креативном контексте: теоретический и исторический аспекты [Текст]: монография / Е.Г. Новолодская. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014. - 285 с.
16. Подласый, И.П. Методы и формы обучения [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2013. - 394 с.
17. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы [Текст] / под. ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
18. Пртак, Л. Пища и питание: Большая книга знаний [Текст] / Л. Пртак. - М.: Здоровье, 2007. - 82 с.
19. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
20. Ситаров, В.А. Дидактика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Академия», 2014. - 368 с.
21. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Профильный уровень / А.Т. Смирнов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2014. - 48 с.
22. Смирнов, С.А. Технологии в сфере образования [Текст] / С.А. Смирнов // Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2015. - 469 с.
23. Смирнов, С.А. Формы организации обучения [Текст] / С.А. Смирнов // Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2013. - 296 с.
24. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Знание, 1983. - 95 с.
25. Фролов, М.П. Здоровый образ жизни [Текст] / М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2012. - № 6. - С. 133-145.
26. Феррои, Л.М. Педагогика здоровья [Текст]: программа и методическое руководство для учителей / Л.М. Феррои. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 336 с.
27. Холланд, Дж. Обмен веществ [Текст]: большая энциклопедия эрудита / Дж. Холланд. - М.: Пресс, 2004. - 130 с.
28. Babyblog. Тематическая неделя [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.babyblog.ru
29. Favoritedishes. Здоровое питание [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://favoritedishes.ru
30. Genon. План-конспект [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.genon.ru
31. Grandars. Вредная привычка [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.grandars.ru
32. Krasotaimedicina. Стадии наркомании [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.krasotaimedicina.ru
33. Ne-kurim. Последствия курения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ne-kurim.ru
34. Nsportal. Анализ урока ОБЖ [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/
35. Nsportal. Организация учебно-воспитательной работы по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся [Электронный ресурс] - Режим доступа: nsportal.ru
36. Prozavisimost. Последствия алкогольной зависимости [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://prozavisimost.ru/
37. Valeologija. Здоровье и здоровый образ жизни [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //valeolo gij a. ru