ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности 8
1.1. Сущность культуры здоровья человека 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития культуры здоровья у обучающихся 14
1.3. Характеристика педагогических условий развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности 18
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности 31
2.1. Выявление уровня развития культуры здоровья у обучающихся 32
2.2. Реализация комплекса занятий по развитию культуры здоровья у обучающихся 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение 51
Глава I. Теоретические основы развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности 8
1.1. Сущность культуры здоровья человека 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития культуры здоровья у обучающихся 14
1.3. Характеристика педагогических условий развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности 18
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности 31
2.1. Выявление уровня развития культуры здоровья у обучающихся 32
2.2. Реализация комплекса занятий по развитию культуры здоровья у обучающихся 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение 51
Самой большой ценностью каждого человека является его здоровье. Здоровье, индивидуальное и общественное, необходимо беречь и приумножать. В современном обществе такие ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. С одной стороны, потому, что они являются «образующими факторами социальности», с другой, - потому, что мы должны восстановить полноценное отношение к ним у подрастающего поколения.
Активная здоровьесберегающая деятельность человека отражает такое качество личности как культура здоровья, которая включает в себя систему знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта и практической деятельности личности, направленной на самопознание, саморазвитие и самосовершенствование индивидуального здоровья, необходимого для качественной жизни, продуктивного долголетия, выполнения жизненной миссии.
Проблемы сохранения и укрепления здоровья человека, здорового образа жизни и культуры здоровья раскрыты в трудах многих исследователей: И.И. Брехмана, Б.А. Воскресенского, В.П. Казначеева, Ю.П. Лисицына, В.П. Петленко, А.Г. Щедриной и др.
В ФГОС ООО к личностным результатам освоения основной образовательной программы отнесено «формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни». Данный личностный результат может быть достигнут при изучении различных дисциплин, в частности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Цель работы - выявить педагогические условия развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности и доказать их эффективность.
Объект - образовательный процесс, направленный на изучение основ безопасности жизнедеятельности.
Предмет - педагогические условия развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза: развитие культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- включение школьников в дискуссии, решение кейсов и другие формы активного сотрудничества на уроках при изучении проблем здоровья и здорового образа жизни;
- реализация с обучающимися валеологических проектов;
- проведение тематических недель о здоровье и здоровом образе жизни
и пр.
Задачи:
1. Раскрыть сущность культуры здоровья человека.
2. Провести анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития культуры здоровья у обучающихся.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
4. Выявить уровень развития культуры здоровья у обучающихся.
5. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленных на развитие культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов);
- методика диагностики уровня развития культуры здоровья у обучающихся;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: МБОУ «Черно-Ануйская СОШ имени К.А. Туганбаева» Усть-Канского района Республики Алтай.
Практическая значимость: разработанный комплекс занятий по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности, может использоваться в практике учителей-предметников, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Биология и Безопасность жизнедеятельности.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе молодых ученых «Лучшая молодежная научная статья - 2018» («Концепт», научно-методический электронный журнал). Публикация на сайте журнала. Лауреат конкурса.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности» раскрыта сущность культуры здоровья человека, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития культуры здоровья у обучающихся, охарактеризованы педагогические условия развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы. Список использованной литературы включает 37 источников.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Активная здоровьесберегающая деятельность человека отражает такое качество личности как культура здоровья, которая включает в себя систему знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта и практической деятельности личности, направленной на самопознание, саморазвитие и самосовершенствование индивидуального здоровья, необходимого для качественной жизни, продуктивного долголетия, выполнения жизненной миссии.
Проблемы сохранения и укрепления здоровья человека, здорового образа жизни и культуры здоровья раскрыты в трудах многих исследователей: И.И. Брехмана, Б.А. Воскресенского, В.П. Казначеева, Ю.П. Лисицына, В.П. Петленко, А.Г. Щедриной и др.
В ФГОС ООО к личностным результатам освоения основной образовательной программы отнесено «формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни». Данный личностный результат может быть достигнут при изучении различных дисциплин, в частности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Цель работы - выявить педагогические условия развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности и доказать их эффективность.
Объект - образовательный процесс, направленный на изучение основ безопасности жизнедеятельности.
Предмет - педагогические условия развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза: развитие культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- включение школьников в дискуссии, решение кейсов и другие формы активного сотрудничества на уроках при изучении проблем здоровья и здорового образа жизни;
- реализация с обучающимися валеологических проектов;
- проведение тематических недель о здоровье и здоровом образе жизни
и пр.
Задачи:
1. Раскрыть сущность культуры здоровья человека.
2. Провести анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития культуры здоровья у обучающихся.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
4. Выявить уровень развития культуры здоровья у обучающихся.
5. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленных на развитие культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов);
- методика диагностики уровня развития культуры здоровья у обучающихся;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: МБОУ «Черно-Ануйская СОШ имени К.А. Туганбаева» Усть-Канского района Республики Алтай.
Практическая значимость: разработанный комплекс занятий по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности, может использоваться в практике учителей-предметников, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Биология и Безопасность жизнедеятельности.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе молодых ученых «Лучшая молодежная научная статья - 2018» («Концепт», научно-методический электронный журнал). Публикация на сайте журнала. Лауреат конкурса.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности» раскрыта сущность культуры здоровья человека, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития культуры здоровья у обучающихся, охарактеризованы педагогические условия развития культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы. Список использованной литературы включает 37 источников.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Приоритетным направлением деятельности всего общества, в том числе и педагога можно считать защиту здоровья детей, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны передавать эти знания следующему поколению.
Культура здоровья человека выступает как часть общей культуры человека, сложное, многофункциональное, интегративное и динамическое новообразование, проявляющееся в сознательном и позитивном здоровьетворении, ведении здорового образа жизни.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов и Е.Н. Литвинов) предоставляет широкие возможности для формирования у обучающихся ценностного отношения к собственному здоровью, развития культуры здоровья. Более 30 учебных вопросов посвящены тематике ЗОЖ и раскрываются в логической последовательности: основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни здоровый образ жизни и его составляющие факторы, негативно влияющие на здоровье.
Развитие культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности у средних школьников на уроках будет более эффективным при организации следующих педагогических условий: включение школьников в дискуссии, решение кейсов и другие формы активного сотрудничества на уроках при изучении проблем здорового образа жизни; реализация с обучающимися валеологических проектов; проведение тематических недель по здоровому образу жизни и пр.
В МБОУ «Черно-Ануйская СОШ им К.А. Туганбаева» Усть-Канского района Республики Алтай нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе показал преобладание низкого и среднего уровней развития культуры здоровья обучающихся в контрольной и опытной группах.
На формирующем этапе мы разработали и реализовали ряд уроков и внеурочных мероприятий в рамках развития культуры здоровья подростков. Содержание уроков составлено с учетом приоритетных педагогических условий, указанных в гипотезе.
На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня развития культуры здоровья, которое показало преобладание высокого и среднего уровней в опытной группе. Таким образом, разработанный и реализованный нами комплекс занятий по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности, является эффективным и практически значимым.
Задачи исследования решены. Гипотеза подтверждена.
Культура здоровья человека выступает как часть общей культуры человека, сложное, многофункциональное, интегративное и динамическое новообразование, проявляющееся в сознательном и позитивном здоровьетворении, ведении здорового образа жизни.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов и Е.Н. Литвинов) предоставляет широкие возможности для формирования у обучающихся ценностного отношения к собственному здоровью, развития культуры здоровья. Более 30 учебных вопросов посвящены тематике ЗОЖ и раскрываются в логической последовательности: основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни здоровый образ жизни и его составляющие факторы, негативно влияющие на здоровье.
Развитие культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности у средних школьников на уроках будет более эффективным при организации следующих педагогических условий: включение школьников в дискуссии, решение кейсов и другие формы активного сотрудничества на уроках при изучении проблем здорового образа жизни; реализация с обучающимися валеологических проектов; проведение тематических недель по здоровому образу жизни и пр.
В МБОУ «Черно-Ануйская СОШ им К.А. Туганбаева» Усть-Канского района Республики Алтай нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе показал преобладание низкого и среднего уровней развития культуры здоровья обучающихся в контрольной и опытной группах.
На формирующем этапе мы разработали и реализовали ряд уроков и внеурочных мероприятий в рамках развития культуры здоровья подростков. Содержание уроков составлено с учетом приоритетных педагогических условий, указанных в гипотезе.
На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня развития культуры здоровья, которое показало преобладание высокого и среднего уровней в опытной группе. Таким образом, разработанный и реализованный нами комплекс занятий по развитию культуры здоровья у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности, является эффективным и практически значимым.
Задачи исследования решены. Гипотеза подтверждена.



