ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема..6
1.2. Особенности проявления познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Проектная деятельность как средство развития познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста 33
2.3. Условия развития познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста посредством проектной деятельности 37
2.4. Результаты контрольного этапа исследования познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность проблемы развития познавательных интересов определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий [24].
Одним из таких перспективных методов, является проектная деятельность. Сегодня метод проектов активно совершенствуется и приобретает всё большую популярность, так как рационально сочетает в себе теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных проблем.
Изучение философско-социологических и психолого-педагогических трудов, анализ педагогической практики показал, что использование возможностей проектной деятельности для оптимизации процесса развития познавательных интересов детей дошкольного возраста является малоизученным.
Отсюда актуальность данного исследования: каковы педагогические условия развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности?
Цель исследования: разработать и апробировать педагогические условия развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста и охарактеризовать особенности проектной деятельности как средства формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
2. Выделить педагогические условия развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
3. Определить особенности познавательного интереса детей
старшего дошкольного возраста.
4. Выявить эффективность условий развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Объект исследования: познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности будет проходить эффективно при создании и реализации следующих условий:
• стимулирование активной мыслительной деятельности детей в проектной деятельности (создание ситуаций для решения познавательных задач, активного поиска, догадок, противоречивых позиций и др.);
• создание благоприятной, позитивной, эмоциональной атмосферы в процессе проектной деятельности.
...
Педагоги дошкольного учреждения формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни. Они обучают детей через совместный поиск решений, предоставляют им возможность самостоятельно овладевать ролево-игровыми действиями. Уважение к ребёнку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.
Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной,
целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста .
Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОО, она становится инструментом развития, саморазвития ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в команде и сплочению педагогического коллектива.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГОС к основной образовательной программе . Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений .
Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе и школьному обучению.
Метод проектов интересен и полезен не только для детей, но и для самих педагогов, так как он даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не таким скучным и чрезмерно назидательным .
...
1. Антипова Л.А. Проекты как способ организации детской жизни /
Л.А. Антипова, Н.Н. Корнеева. Ханты-Мансийск: ГУИНН
«Полиграфист», 2002. 97 с.
2. Байрамова Э. Э. Социализация дошкольников посредством проектной деятельности // Исследовательская работа школьников. 2009. N 3. С. 40-41.
3. Бех Л.В. Проектная деятельность работников ДОУ в процессе повышения квалификации // Начальная школа плюс до и после. 2007. N 4. С. 58-62.
4. Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. 2011. N 3. С. 24-26.
5. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. 208 с.
6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса. М.: Мозаика- Синтез, 2008. 112 с.
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждени. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. 64 с.
8. Веракса Н. . Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование : теория и практика. 2008. № 2. C. 16-20.
9. Веракса Н.Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2008. № 3. C. 26-33.
10. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений: для работы с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 110 с.
11. Владимирова Т. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Учитель. 2009. N 6. С. 32-33.
12. Гладкова Ю.А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника // Ребенок в детском саду. 2008. N 1. С. 2-4.
13. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. 2003. N 3. С. 20-24.
14. Зверева О.Х. Общение педагога с родителями в ДОО / О.Х. Зверева, Т.В. Кротова. М.: ТЦ. Сфера, 2005. 80 с.
15. Ивановская Л.В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Дополнительное образование и воспитание. 2010. N 12. С. 22-24.
... всего 36 источников