Развитие организаторских умений младших подростков посредством проектной
деятельности на занятиях по хореографии в условиях дополнительного образования
Реферат 3
Введение 12
Глава I. Теоретико-методологические основы развития организаторских умений младших подростков на занятиях по хореографии в условиях дополнительного образования 18
1.1. Понятие «организаторские умения» 18
1.2. Специфика организаторских умений младших подростков 26
1.3. Проектная деятельность как средство развития организаторских умений
младших подростков 34
Выводы по главе 1 42
Глава II. Эмпирические исследования развития организаторских умений младших подростков на занятиях по хореографии в условиях дополнительного образования 44
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента по определению актуального уровня развития организаторских умений младших подростков на занятиях по хореографии в условиях дополнительного образования 44
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию организаторских умений младших подростков на занятиях по хореографии в условиях дополнительного образования 53
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента по развитию
организаторских умений младших подростков на занятиях по хореографии в условиях дополнительного образования 63
Выводы по главе II 69
Заключение 71
Список используемой литературы 73
Приложение А 83
Приложение Б 89
Приложение В 91
Приложение Г 93
Приложение Д 118
Диссертация на соискание степени магистра педагогики «Развитие организаторских умений младших подростков посредством проектной деятельности на занятиях по хореографии в условиях дополнительного образования».
Объем 119 страницы, включая 11 рисунков, 6 таблиц, 5 приложения. Количество использованных источников - 85.
Цель исследования: определить организационно-педагогические условия развития организаторских умений младших подростков посредством проектной деятельности на занятиях по хореографии в условиях дополненного образования.
Объект: процесс развития организаторских умений младших подростков на занятиях по хореографии в условиях дополнительного образования
Предмет: проектная деятельность как средство развития организаторских умений младших подростков на занятиях по хореографии в условия дополнительного образования.
Гипотеза исследования: проектная деятельность будет эффективна в развитии организаторских умений младших подростков, если реализуется следующая совокупность организационно-педагогических условий:
• в содержание процесса обучения младших подростков будут включены теоретические и практические занятий по развитию организаторских умений;
• развитие организаторских умений происходит в совместной проектной деятельности на занятиях по хореографии;
• показателями сформированности организаторских умений в рамках нашего исследования являются следующие критерии: знание принципов самоорганизации, умение формулировать цель деятельности, умение взаимодействовать и работать с группой.
Задачи исследования:
1. Обобщить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть теоретические основы исследования формирования и развития организаторских умений младших подростков.
3. Провести диагностику актуального уровня развития организаторских умений младших подростков.
4. Разработать апробировать проект по формированию организаторских умений младших подростков.
5. Проследить динамику изменения уровня организаторских умений младших подростков до и после формирующего эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Методологические принципы педагогического исследования (Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, A.M. Новиков, В.М. Полонский и др.); психологическая теория деятельности (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, и др.); идеи технологии и синергетический подход к образованию (A.A. Богданов, Л.И. Новикова, В.И. Аршинов, К.И. Варламов, B.C. Карпичев и др.); теоретические положения педагогического проектирования и моделирования (В.П. Беспалько, Л.И. Гурье, А Н. Дахин, И.А. Колесникова, Н.О. Яковлева); теория развития детского коллектива и детского самоуправления (A.C. Макаренко, Л.И. Новикова, И.П. Иванов, А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков и др.); положения теории воспитательных систем об ученическом самоуправлении (Л.И. Новикова, Д.В. Григорьев, И.Д. Демакова, О.В. Заславская, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, E.H. Степанов); идеи ученического самоуправления в контексте общественно-государственного управления (М.М. Поташник, А.С. Прутченков); психологическая теория организаторской деятельности и формирования организаторских способностей и умений (Л.И. Уманский, A.C. Крикунов, А.Н. Лутошкин, З.Г. Матвеева, В.Н. Николаев, В.Д. Сапоровская, А.С. Чернышов, Г.Ю. Ярославова и др.).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты.
...
Актуальность проблемы развития организаторских умений младших подростков на занятиях по хореографии обусловлена противоречиями между требованиями современного общества в высокоорганизованных специалистах и нереализованными возможностями дополнительного образования при раскрытии особенностей развития младшего подросткового периода в сфере формирования организаторских умений; а также необходимостью разработки проекта, по развитию организаторских умений на занятиях по хореографии в условиях дополнительного образования.
В соответствии с целью и задачами исследования был проведен анализ психолого-педагогической литературы, уточнено понятие «организаторские умения» младших подростков, уточнена его сущность и структурные компоненты.
В соответствии с целью и задачами исследования были определены и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия формирования и развития организаторских умений младших подростков посредством проектной деятельности на занятиях по хореографии, которые заключаются в том, что: во-первых - процесс обучения на занятиях хореографией должен быть организован в соответствии со структурой образовательной деятельности и с учетом субъектной позиции обучающегося в дополнительном образовании; во-вторых - в содержании процесса образования младших подростков должны быть включены теоретические и практические сведения по самоорганизации, целеполаганию, развитию коммуникаций; в- третьих должен быть обеспечен особый характер взаимодействия педагога и обучающихся. Данные условия являются необходимыми и достаточными, при условии, что показателями сформированности организаторских умений младших подростков на занятиях хореографией в условиях дополнительного образования являются умения целеполагания, анализа, планирования, волевой регуляции и выполнения планов, а также теоретические и знания и практические умения по самоорганизации.
Современная парадигма образования требует изменений не только в содержании образования, но и в механизме его реализации в образовательном процессе. Что влечет за собой необходимость разработки технологий обучения построенных с учетом собственной активности учащихся. В данном исследовании была предложена одна из таких возможных технологий - технология проектного обучения. Была разработан и апробирован проект по развитию организаторских умений на занятиях по хореографии в условиях дополнительного образования.
Было выявлено, что внедрение проекта на занятиях по хореографии способствует развитию организаторских умений младших подростков.
В соответствии с целью и задачами исследования было выявлено, что в экспериментальной группе, где обучение велось по экспериментальной программе, к концу эксперимента младшие подростки показали более высокий уровень по общему показателю организаторских умений. У подростков из экспериментальной группы увеличился уровень владения таких навыков как знание правил самоорганизации деятельности, планомерность,
целеустремленность, умение работать в группе, ориентация на будущее. Что свидетельствует о том, что произошли позитивные изменения в личности подростков.
Полученные в ходе исследования результаты доказывают, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены. Проведенное нами исследование не исчерпывает полностью содержание рассматриваемой проблемы. Перспектива заключается в продолжение исследования по следующим направлениям: поиск, выявление и совершенствование комплекса педагогических условий эффективного формирования организаторских умений подростков, определение путей развития занятий по хореографии как условия формирования организаторских умений подростков.
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] : В 2 т. под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой - М. : Педагогика, 2009. - 268 с.
2. Ананьев Б. Г. Очерки психологии [Текст] : АН СССР, Ин-т философии / Б. Г. Ананьев. - Л. :Лениздат, 1945. - 160 с. - (Серия популярная). - Библиогр.: в конце кн.
3. Базарова Т. Ю. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / Т. Ю. Базарова. - М.: Юнити, 2005. - 560 с.
4. Байярд Р. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое
руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991г. Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru (дата обращения 12.11.18)
5. Баландин Г.А. Урок физкультуры в школе [Текст]: Методические рекомендации для учителей / Г.А Баландин, Т.Н. Казакова, Н.Н.Назарова. - Вып. 1. - М.: Изд-во «Советский спорт», 2004. - 160 с. 4. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе спортивнооздоровительных занятий [Текст] / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 5. - С. 17-21.
6. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению / А.В. Батаршев. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 176 с. - (Практическая психология) . - ISBN 5-469-01201-8.
7. Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в
общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Ин-т
профтехобразования РАО, 1996. 90 с.
8. Батаршев А.В. Темперамент (взаимосвязь с типами высшей нервной деятельности. Характерологические особенности [Текст] / А.В. Батаршев . - Таллинн: Изд. Центра информационных и социальных технологий» Регалис», 2009. - 32 с.
9. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] : пособие для студентов / А. В. Батаршев. - М.: Владос, 1999. - 176 с. : ил., табл.
• Библиогр.: с. 166-175. - ISBN 5-691-00316-Х.
10. Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка / Л.Л. Белая. - М., 1984. - с. 160
11. Беспалов Д. Психологические особенности лидерства в профильных лагерях [Текст] / Д. Беспалов, О. Иванова // Воспитательная работа в школе. - 2014. - № 1. - С. 114-122.
12. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] / Г. Г. Богачева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 92106.
13. Богомолова Л.В. Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1997 179 с. РГБ ОД, 61:98-13/305-1
14. Бруднов А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников. — 1995. — № 2.
• С. 2-3. 4. Буйлова Л.Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагогики : материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 138-141.
15. Виханский О. Л. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст]: учебное пособие / О. Л. Виханский - М.: Инфра-М, 2006. - 312 с.
... всего 85 источников