Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательных УУД в рамках изучения темы «Комбинаторика» 7
§1.1. Познавательные универсальные действия как педагогическая проблема 7
§1.2. История возникновения комбинаторики и общее понятие комбинаторных задач 13
§1.3. Требования к заданиям, методам, формам и средствам обучения 21 Выводы по первой главе 27
Глава 2. Методические аспекты формирования познавательных УУД в
рамках изучения темы «Комбинаторика» 28
§2.1. Определение целей и содержания задач для развития познавательных
УУД 28
§2.2. Определение форм, методов и средств обучения для развития познавательных УУД 36
§2.3. Из опыта обучения комбинаторике 43
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Актуальность. Проблема развития универсальных учебных действий встает неизменно остро начиная с введения нового ФГОС. Задачи, поставленные перед образованием, с каждым годом становятся все более и более амбициозными. Школа должна обеспечивать выпускника способностью адаптироваться к постоянным переменам, научить учиться на протяжении всей жизни, моделировать различные ситуации, анализировать проблемы, выбирать рациональные пути их решения, просчитывать последствия своих действий. Универсальные учебные действия — это фундамент для будущего, который закладывается именно в школе.
Образовательные учреждения должны готовить обучающихся к будущему, а значит, быть на шаг впереди и использовать разнообразные способы развития учебных действий. Познавательные универсальные учебные действия — это именно те действия, которые практически полностью формируются школой. И, по нашему мнению, значимую роль для развития познавательных УУД может сыграть комбинаторика, не так давно вернувшаяся в школьную программу.
Возвращение комбинаторики в школьный курс математики — это тенденция многих стран мира. Американские исследователи отмечают, что комбинаторика — это «математика, непохожая на математику». Она обладает большей практической направленностью в сравнении с другими темами. Однако в методической литературе комбинаторику редко рассматривают как почву для развития познавательных универсальных учебных действий, и, даже если такие работы встречаются — они описывают методики для начальной школы или 5-6 классов.
Комбинаторные задачи способствуют развитию мышления обучающихся, они имеют более выраженную практическую направленность, часто встречаются в реальной жизни и позволяют организовать «ситуацию успеха» для большинства учеников, поскольку их решение не требует глубоких математических знаний. Следовательно, они имеют большой 3
потенциал для развития познавательных УУД, что является одним из приоритетных направлений образования согласно ФГОС.
Комбинаторика вернулась в школьную программу, комбинаторные задачи являются хорошей базой для формирования познавательных УУД, они несложны, поскольку для их решения не требуется глубоких знаний и фундаментальной подготовки, они достаточно просты для восприятия — но обучение комбинаторике в школах ограничивается решением задач из программы ОГЭ и ЕГЭ.
Противоречия:
• между потребностью общества к качеству развития познавательных учебных действий обучающихся и реальной образовательной практикой, не обеспечивающей требуемого качества сформированности познавательных универсальных учебных действий;
• между достаточным дидактическим потенциалам курса комбинаторики для развития познавательных УУД обучающихся и недостаточной проработанностью существующих методик развития познавательных УУД на уроках комбинаторики.
Проблема данного исследования состоит в разработке эффективной методики развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов по теме «Комбинаторика».
Актуальность обозначенной проблемы, её недостаточная теоретическая и методическая разработанность позволили определить тему исследования: «Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе изучения темы “Комбинаторика”».
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов на уроках комбинаторики.
...
Рассмотрены понятия метапредметного подхода и метапредметных результатов, описаны универсальные учебные действия, рассмотрены их классификации, выделены УУД:
1) Общеучебные действия: умеет извлекать необходимую информацию из таблиц, чертежей и диаграмм
2) Логические действия: умеет выполнять анализ и синтез информации при решении задачи, умеет составить схему (модель) решения задачи.
В данном параграфе были рассмотрены понятия метапредметного подхода и метапредметных результатов, а также их составляющие; приведены различные подходы к пониманию термина «универсальные учебные действия». Рассмотрены описания познавательных учебных действий А. Г. Асмолова и Л. Г. Петерсон. Приведены классификации познавательных УУД, выделены развиваемые УУД.
Дано определение комбинаторики, комбинаторной задачи, проанализирована история комбинаторики, ее место школьном курсе математики, описан дидактический потенциал комбинаторики для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов.
Разработан комплекс задач, сгруппированных по трем направлениям в зависимости от выделенных элементов познавательных универсальных учебных действий.
В данном параграфе были рассмотрены формы, методы и средства обучения — их определения, классификации, некоторые из видов. Проанализированы самые перспективные методы и средства для развития познавательных универсальных учебных действий — кейс-метод, метод графов, сюжетные задачи. Описаны возможности использования кейс-метода в рамках изучения темы «Комбинаторика».
Описаны результаты эксперимента, представлены диагностическая и контрольная работы для определения уровней развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 7 классов.
Результаты проведенной экспериментальной работы показали, что использование в процессе обучения комбинаторике специальной методики положительно влияет на развитие познавательных универсальных учебных действий. В экспериментальном классе уровень развития познавательных универсальных учебных действий значительно вырос. Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, гипотеза исследования экспериментально подтверждена.
1. Алфимова А. С. К вопросу о формировании универсальных
учебных действий в процессе преподавания элективного курса по математике // Вестник УРАО. 2010. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-universalnyh-uchebnyh- deystviy-v-protsesse-prepodavaniya-elektivnogo-kursa-po-matematike (дата обращения: 10.04.2021).
2. Арсланова О. Ф., Бигаева Л. А. Методика решения комбинаторных задач в школьном курсе алгебры //М 54 Методология и методика преподавания естественно научных дисциплин в современных условиях: Материалы межрегиональ. - 2018. - С. 59.
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
4. Белл Э. Т., Тростников В. Н. Творцы математики: предшественники современной математики: Пособие для учителей. - Просвещение, 1979.
5. Виленкин Н. Я., Виленкин А. Н., Виленкин П. А. Комбинаторика. -М.: ФИМА, МЦНМО, 2006. -400 с.
6. Виленкин Н.Я. Популярная комбинаторика. -- М.: Наука, 1975. -208 с.
7. Гаврилова М. А. Метод проектов как основа организации исследовательского обучения //Интеграция образования. - 2006. - №. 2.
8. Газейкина А. И., Казакова Ю. О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы //Педагогическое образование в России. - 2016. - №. 7.
9. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М., Магомедов Н.Г., Нурмагомедов
Д.М., Расулова П.А. Комбинаторные задачи в начальном курсе математики // МНКО. 2018. №3 (70). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kombinatornye-zadachi-v-nachalnom-kurse-matem atiki (дата обращения: 10.04.2021).
10. Глеман, М., Т. Варга, 1979. Вероятность в играх и развлечениях. Москва: Просвещение, с 11-55.
11. Далингер В. А. Текстовые сюжетные задачи, их классификация и методические рекомендации по обучению учащихся их решению //Aktualni pedagogika. - 2016. - №. 1. - С. 46-56.
12. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 26.04.2021).
13. Ефременкова О.В., Кулешова И.И., Орлов А.В. Визуализация
решения вероятностных задач в условиях развивающей образовательной среды // МНКО. 2018. №4 (71). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-resheniya-veroyatnostnyh-zadach-v- usloviyah-razvivayuschey-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 10.04.2021).
14. Каратаева В. М., Идиатулин И. Р., Фаут Ю. В. Формирование метапредметных результатов с использованием ИКТ // Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 20 мая 2020 г. - Красноярск. - С. 16-17.
15. Киричек К. А., Оленев А. А. Обучение бакалавров педагогического образования элементам комбинаторики с использованием информационных технологий //Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - №. 3.
... всего 51 источников