Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки подростков с
ДЦП 4
1.1. Социально-психологические и физиологические особенности
подростков с
ДЦП 4
1.2. Самооценка подростка с ДЦП как актуальная психолого
педагогическая проблема 12
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Диагностические исследования самооценки подростка с ДЦП 25
2.1. Диагностическое изучение самооценки подростка с ДЦП 25
2.2. Методики, способствующие развитию самооценки подростка с ДЦП..32
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 35
Выводы по второй главе 40
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения
В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к изучению психологии детей с ограниченными возможностями здоровья. Об этом свидетельствуют публикации в специальной психолого-педагогической литературе и выступления ученых, педагогов, психологов на международных конференциях в России и за рубежом. Опыт психолого-педагогических исследований детей с различного рода проблемами представлен в имеющейся литературе достаточно широко, но наименее изученными среди них является контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в частности с детским церебральным параличом. Количество детей с такими нарушениями имеет тенденцию к возрастанию (2-3,5 на 1000 новорожденных), что обуславливает необходимость более детального изучения всех аспектов психического развития данного контингента детей, выбора путей и способов коррекции и компенсации отклонений в психическом развитии .
Биологические факторы, связанные с физическими недостатками при ДЦП, и социальные факторы, опосредованные образом жизни, особенностями семейного и школьного воспитания, оказывают влияние на развитие личности подростка. Понимание подростками с ДЦП своей физической неполноценности, часто неадекватное отношение к ним окружающих, негативно влияет на его личностное развитие. Следствием этого является то, что у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще, чем у здоровых сверстников, обнаруживается неадекватная самооценка и повышенный уровень личностной тревожности, что определяет затруднения социализации и личностного развития этих подростков.
По результатам исследований О. В. Воробьевой, И. И. Мамайчук Г. В. Пятаковой у подростков, страдающих ДЦП, выявлены и выделены такие личностные качества, как нестабильность нервно-психических процессов, высокий уровень реактивной и личностной тревожности, неустойчивость к фрустрации. Наличие этих качеств обусловлено рядом патогенных факторов: церебрально-органической недостаточностью, частой госпитализацией, переживанием по поводу физической недостаточности ,
Исходя из актуальности, была определена цель исследования: организовать и провести психолого-педагогическую работу по развитию самооценки у подростка с ДЦП.
Объектом исследования является самооценка подростка с ДЦП.
Предмет исследования - педагогические условия развития самооценки подростка с ДЦП.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить проблемы и особенности самооценки подростка с ДЦП.
3. Провести диагностическое изучение самооценки подростка с ДЦП
4. Организовать и провести комплекс развивающих мероприятий.
Гипотеза исследования: развитию самооценки подростка с ДЦП будут способствовать следующие условия:
• установление доверительных отношений с подростком-инвалидом;
• проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие самооценки подростка с ДЦП.
В работе были использованы следующие методы исследования:
• наблюдение - для выявления психологических особенностей подростка;
• беседа - для установления доверительных отношений;
• комплекс психодиагностических методик: методика «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой, тест на самоуважение М. Розенберга, направленных на выявления уровня самооценки подростка с ДЦП.
Самооценка - это оценка самого себя, своих возможностей, индивидуальных качеств, достоинств, недостатков. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающим миром, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и на развитие его личности.
Анализ изученной психолого-педагогической литературы показал, что самооценка развивается в детском возрасте, и особое влияние на ее развитие несет общение со взрослыми и сверстниками.
Главными проблемами в развитии самооценки подростков с ДЦП является изолированность от окружающего мира, отсутствие возможности общаться и проявлять себя.
Для изучения уровни самооценки подростка с ДЦП были проведены следующие диагностики: Методика «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой и тест на «Самоуважение» М. Розенберга.
Результаты данных диагностик показали, что у подростка занижена самооценка и очень низкий уровень самоуважения. Он замкнут, избегает сверстников, предпочитает общаться только с хорошо знакомыми взрослыми .Не проявляет себя на занятиях в центре.
Для выполнения поставленной цели были проведены следующие коррекционно-развивающие мероприятия: беседа «Самооценка личности подростка», направленная на овладение методами коррекции самооценки и своих личных качеств, развитие навыков искренних высказываний для анализа сущности «я», выработку более объективной самооценки; упражнения «Я- реальное» и « Я- идеальное» для развития самооценки; упражнение « Поделись своим успехом» , которое так же направлено на развитие самооценки и улучшению собственных достижений.
Проведение повторной диагностики показало эффективность составленного комплекса занятий. Диагностика выявила повышение уровня самооценки и самоуважения.
Семен стал реальнее оценивать свои возможности и силы, перестал обращать внимание на свои недостатки. У него появилось желание общаться со сверстниками, появились новые интересы и увлечения.
Все перечисленные показатели подтверждают произошедшие качественные изменения в самооценке у подростка с детским церебральным параличом.
В ходе проделанной работы была подтверждена выдвинутая гипотеза.
1. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009.- 335с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова. М.: Просвещение, 2008. - с. 43-47.
3. Бакалбаева Г. А. Психологическое развитие старшеклассников с ДЦП / Г. А. Бакалбаева, К. Т. Талгатова // Молодой ученый. - 2015. -№1.1. - С. 88-89.
4. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: учебное пособие для псих, фак-тов и отд. ун-тов / А.Ф.Бондаренко. М.: Изд- во Института психотерапии, 2008. - 368 с.
5. Бутова В. Н. Что такое ДЦП / В.Н. Бутова// Статьи по психологии. - URL: http://www.b17.ru/article/2446/ ( дата обращения 13.06. 2015).
6. Вагина М.В. Oсoбеннoсти формирования самооценки у детей с ДЦП // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - СПб., 2008, Вып. 1, Т. 9, с.19 - 22.
7. Вагина М.В. Oсoбеннoсти самооценки учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. - Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. Материалы научно-практической конференции. - СПб. ИСПиП, 2011.- с.23 - 27.
8. Вагина М.В. Самооценка учащихся с ДЦП. - Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции «Психология XXI века» Под ред. А.А. Крылова. - СПб.: Из-во СПб. Ун-та, 2010.- с.97 - 98.
9. Вернер, Д. Реабилитация детей-инвалидов: руководство для семей, имеющих детей с физическими и умственными недостатками, работников местных служб здравоохранения и реабилитации / Д.Вернер. М.: Филантроп, 2007.-256 с.
10. Винокурова, И. П. Эмоциональные особенности детей с
диагнозом ДЦП // Вестник интегративной психологии.- 2009. - № 9. -с.14-18.
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений (сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан., В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 320 с.
12. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей / М.В.Ипполитова, Р.Д.Бабенкова, Е.М.Мастюкова и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 64 с.
13. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 2003.-96 с.
14. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально-психологическая работа. - 2009. - № 4.- с. 53-57.
15. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное
пособие - М.: ИНФРА - М, 2009. - 256 с.
... всего 48 источников