ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность права на свободу слова и выражения мнения 6
1.1 Понятие и содержание права на свободу выражения мнения 6
1.2 Ограничения права на свободу слова 14
2. Свобода слова и информации государственных служащих 26
2.1 Пределы свободы слова и выражения мнения государственных служащих
в Российской Федерации 26
2.2 Право на свободу слова и распространение информации государственных
служащих в свете позиций ЕСПЧ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
В демократическом обществе право человека на свободу иметь и выражать свое мнение, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и многие другие вытекающие из этого возможности осуществления данного права являются краеугольными. Это право следует считать краеугольным, так как оно является неотъемлемой частью личного достоинства и самореализации личности, представляет собой основу демократии, правового государства, устойчивого развития и участия населения в общественных делах. Государства обязаны уважать и защищать право на свободу мнения и его выражения.
Нормы национального права большинства стран, а также основные международные документы закрепляют это право за каждым человеком и гражданином. Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 года, в ст.19 закрепляет всеобщее право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Статья 10 Европейской конвенции по правам человека 1950 года регламентирует право на свободное выражение своего мнения. Статья 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 предусматривает право каждого искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи. Россия как часть европейского общества гарантирует каждому свободу мысли и слова на конституционном уровне.
Однако это право не абсолютно. Согласно п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 ЕКПЧ и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом в целях защиты основ конституционного строя, соблюдения нравственности, прав и интересов других лиц, а также для обеспечения обороны страны, ее суверенитета и безопасности.
Выраженное мнение или позиция в зависимости от контекста, от формы выражения или же статуса личности, его должностного положения, может быть ограничена. Такие ограничения предусмотрены для лиц, которые находятся на государственной службе.
На практике сложно определить допустимые пределы такого ограничения. Вправе ли гражданский служащий использовать свое право на выражение мнения и как это будет коррелировать с интересами других индивидов и общества в целом? Необходимо выявить критерии, которыми судам следует руководствоваться при рассмотрении подобных споров.
Данной проблеме посвящено достаточно немалое число исследований, среди которых можно выделить работы О.Б. Саалаева, В.А. Лебедева, М.Я. Муратова, В.Н. Кудрявцева, В.А. Кочева, А.Б. Эктумаева, Л.Д.Воеводина, С.В. Пчелинцева, Б.С. Эбзеева, В.В. Лапаева, Л.И. Глухарева, Т.Н. Колмаковой, А.А. Подмарёва, А.Ю. Прохорова, Т.В. Полещенковой, М.В. Пренякова, С.Е. Чаннова, М. М. Харитонова, Ю.Е. Конышевой, В.В. Терешковой, А.К. Соболевой и К. Хессе. Однако не проводилось комплексного анализа пределов права на свободу слова и выражения мнения государственных служащих.
Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, складывающихся в связи с выражением мнения и распространения информации государственными служащими.
Предмет исследования составляют международные нормативно-правовые акты, законодательство Российской Федерации, судебная практика и доктринальные подходы.
Цель исследования-комплексное изучение института права на свободу информации государственных служащих, его пределов и ограничений...
Подводя итоги, автор пришел к следующим выводам.
Право на свободу слова, выражения мнения и распространения информации предполагает беспрепятственно формировать, придерживаться или менять свои взгляды и убеждения, право публично выражать свои мысли и мнения, а также право искать, получать и распространять информацию и идеи в любой форме и с помощью любых средств.
Российская Федерация является частью мирового демократического сообщества и также закрепляет все основные права, в том числе право на выражения мнения и свободу слова на конституционном уровне (ст. 29 Конституции РФ).
Однако право на выражение мнения не является абсолютным. На основании закона, прав и интересов других лиц и государства и иных общественно значимых факторов, данное право может быть подвергнуто обоснованному ограничению. К непосредственным ограничениям права на свободу слова в соответствии с Конституцией РФ относятся: запрет на сбор и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, запрет определенных видов агитации и пропаганды, запрет публиковать сведения, составляющие государственную тайну, возложение ответственности на должностное лицо за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей и за сокрытие достоверной информации о состоянии окружающей среды, обязанность давать свидетельские показания.
Помимо прямых запретов имеют место установление ограничений на свободу слова в связи с иными конституционными интересами общества, такими как обязанность государства по охране достоинства личности и в следствии основного права на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, на защиту чести и доброго имени. Возможные ограничения могут также исходить из положений ст. 55 Конституции РФ, которая содержит
оговорку о возможности установления ограничения основных прав и свобод федеральным законодательством, в том числе ограничение права на свободу слова.
Пределы ограничения прав могут быть связаны с профессиональным статусом лица. К ним можно отнести государственных служащих. На основании прохождения государственной гражданской службы, их уровню доступа к информации, а также возможности влиять на граждан и отдельных лиц, их право на выражение мнения обоснованно ограничивается. Это необходимо для защиты как частных, так и публичных интересов.
Однако исходя из формулировок и анализа положений Федерального закона № 79-ФЗ возникают сомнения, что такие ограничения в полной мере соответствуют конституционным основам. Законодателем избран не вполне корректный с точки зрения права и не эффективно функционирующий механизм обеспечения реализации публичной функции органом государственной власти, в основу которого положено установление пределов осуществления гражданами, замещающими должности гражданской государственной службы, их конституционных прав.
Государству необходимо устранить возникшие противоречия в федеральном законодательстве, сформулировав четкие понятия. В частности, уточнить содержание понятий служебной информации ограниченного распространения и неограниченного распространения. Путаница и неопределенность создают смешение понятий. Фактически информация, которая не ограничена в распространении, сливается с ограниченной, и, соответственно, не может быть разглашена государственными служащими. Это затрудняет доступ общества к информации о деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, что свидетельствует о нарушении прав граждан на доступ к информации.
Кроме того, государственному служащему должно было доступно право
объективно высказываться в публичном пространстве по вопросам качества и
эффективности деятельности органов государственной власти, освещать
47
проблемы и предлагать способы их устранения. В противном случае ограничения могут свидетельствовать о необоснованном нарушении сущности конституционного права на свободу слова и выражение мнения, создавая предпосылки для закрытости системы публичной власти.
Анализ практики Европейского суда показывает, что Европейский суд при рассмотрении дела, ориентируется на не только на базовую трехуровневую проверку нарушенного права ст. 10 Конвенции, но и выделяет дополнительные критерии в отношении государственных служащих. Суд определяет было ли данное высказывание и та информация, которую сообщает государственный служащий достоверными; имела ли такая раскрываемая информация и мнение всеобщий интерес, оценивает потенциальный ущерб интересам государства, проявлял ли государственный служащий по отношению к государству необходимую лояльность и сдержанность; была ли заинтересованность общества в получении информации по вопросам социально-экономического развития, совершенствования государственного аппарата, в целях борьбы с преступностью, коррупцией.
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 : с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 23.05.2022).
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 : с изменениями от 24 июня 2013 года // КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 23.05.2022).
3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 23.05.2022).
4. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ : редакция от 25.03.2022 // КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 23.05.2022).
5. Российская Федерация. Законы. Об информации,
информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 23.05.2022).
6. Российская Федерация. Законы. Об основах общественного контроля в Российской Федерации : Федеральный закон от 21.07.2014 № 212- ФЗ // КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 23.05.2022).
7. Российская Федерация. Подзаконные акты. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера : Указ Президента Российской Федерации от 06.05.1997 № 188 : редакция от 13 июля 2015 года //
КонсультантПлюс : справочная правовая http://www.consultant.ru. (дата обращения: 23.05.2022).
8. Российская Федерация. Подзаконные акты. Об утверждении
доктрины информационной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 09.09.2000 сентября 2000 г. № Пр-1895 // КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL:
http://www.consultant.ru. (дата обращения: 23.05.2022).
9. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland vom 23.05.1949 // URL: http://www.gesetze-im-internet.de/gg/. (датаобращения: 23.05.2022).
10. Burgerliches Gesetzbuch vom 02.01.2002 // URL:
https://dejure.org/gesetze/BGB. (датаобращения: 23.05.2022).
Специальная литература
11. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. - Москва : Норма, Инфра-М. - 2004. - 816 с.
12. Большаков, Л. М. Значение конституционной свободы слова для реализации прав и свобод человека, развития гражданского общества и правового государства / Л. М. Большаков // Вестник ЮУрГУ, Серия : Право. -
2018. - №4. - С. 62 - 67.
13. Вайпан, Г. Концепция пропорциональности в современном международном праве: малое зло ради великого блага / Г. Вайпан // Международное правосудие. - 2015. - № 2(14). - С. 66 - 84.
14. Воеводин, Л. Д. Юридический статус личности в России : учебное пособие / Л. Д. Воеводин // Изд-во Моск. Ун-та. - Москва, - 1997. - 298 с.
15. Глухарева, Л. И. Права человека в современном мире : Соц.- филос. основы и гос.-правовое регулирование / Л. И. Глухарева. - Москва :Юристъ. - 2003. - 303 с...49