Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Работа №154396

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты изучения семей, находящихся в социально-опасном положении 10
1.1 Семьи, находящиеся в социально-опасном положении:
характеристика, виды, причины постановки на учет 10
1.2 Возможности психолого-педагогического сопровождения семей,
находящихся в социально-опасном положении 18
Глава 2 Экспериментальное исследование семей, находящихся в социальноопасном положении 25
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 25
2.2 Программа по сопровождению семей, находящихся в социальноопасном положении 34
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 37
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Программа «Моя семья» 54


Актуальность исследования. Законодательство Российской Федерации гарантирует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, право на родительскую заботу, право и обязанность родителей воспитывать своих детей, нести ответственность за их развитие, обеспечивать их здоровье, физическое, психологическое, духовное и нравственное развитие в соответствии с международными стандартами.
Федеральные и региональные власти реализуют меры, направленные на поддержку семейной системы, укрепление ее воспитательного потенциала, сокращение числа детей, родители которых пренебрегают своими обязанностями, совершенствование системы работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. К сожалению, из- за кризиса, вызванного пандемией коронавируса, в стране по-прежнему существуют серьезные проблемы в поддержке уязвимых семей (далее «СОП»). Семья в социально уязвимом положении - это семья, в которой родители (законные представители) ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности по воспитанию, содержанию и образованию детей. Основными критериями отнесения семьи к этой категории являются злоупотребление алкоголем или наркотиками родителями или законными представителями, отсутствие постоянного дохода или работы, насилие над несовершеннолетними, их нежелание учиться, необъяснимые пропуски занятий, злоупотребление алкоголем или наркотиками несовершеннолетними детьми, бродяжничество, самовольные уходы из дома, правонарушения [25].
При выявлении этих факторов семья включается в реестр и становится семьей группы риска [26].
Учет семей осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством, например, по закону: «Основы социального обслуживания населения в Российской Федерации» - Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года (ред. от 13 июля 2020 года), «Основы системы профилактики 5 безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - Федеральный закон от 24 июня 1999 года П120-ФЗ (ред. от 24 апреля 2020 года) и др. [25]
В истории нашей страны социально-педагогическая поддержка семьи была одним из приоритетов государства, так как от качества и уровня жизни этого «социального ядра» напрямую зависит развитие страны, социально-экономические показатели и положение Российской Федерации на мировой арене.
Психолого-педагогическая поддержка семей группы риска - это сложный и комплексный процесс, осуществляемый многими субъектами системы профилактики. Семьи, несовершеннолетние и комитеты по защите их прав, образовательные учреждения, психологи, органы полиции, учреждения дополнительного образования, медицинские организации, исполнительные органы государственной власти.
Школы, архивы и социальные учреждения играют очень важную роль в системе профилактики социально-опасного положения. Специалисты выявляют неблагополучные семьи, определяют их потребности и предоставляют услуги в соответствии с разработанной программой социального обслуживания, а также осуществляют шефство над семьей и социальную поддержку.
Проблема оказания психолого-педагогической помощи неблагополучным семьям не нова, в отечественной практике, впервые она была затронута в различных работах классиков, а современные исследования по данному вопросу ведутся в работах таких авторов как: О. С. Газман [8], С. Н. Корсакова [20], А. И. Санниковой [34], С. Л. Таланова [39], Л. В. Христиченко [41], которые изучали проблему поддержки уязвимых семей с детьми. В. П. Боряк [5], А. Н. Галагузов [9], Е. Н. Литовченко [21], И. А. Плохова [29] исследовали аспекты психолого-педагогического сопровождения детей в социально-опасном положении...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно теме выпускной квалификационной работы, цели и задач, нами проведено исследование по проблеме психолого-педагогического сопровождения семей, находящихся в социально-опасном положении.
Каждый ребенок в Российской Федерации имеет конституционные права, в этой связи родители и лица к ним исполняют конституционные обязанности по отношению к своим детям.
К сожалению, в силу объективных причин, не все родители исполняют свои обязанности, по отношению к детям, в полном объеме, что влечет появление семей, находящихся в социально-опасном положении, а также детей, которые оказываются в социально-опасном положении.
Чтобы начать работу с молодежью группы риска, необходимо изучить семью, познакомиться с ее членами и определить основные проблемы. Эти этапы могут быть следующими. Исследование семьи и выявление проблем; знакомство с членами семьи и их окружением; беседа с подростком; оценка жизненной ситуации; исследование причин, характеристик, целей и ценностей семейной дисфункции; исследование личных отношений в семье; непосредственная работа с членами семьи, нуждающимися в психологической помощи, и формулирование выводов.
Таким образом, работа строится комплексно, в мероприятиях коррекции принимают участия как родители или законные представители, так и сами подростки.
Мы осуществили экспериментальную в КГБУ СО «КЦСОН «Пировский» в январе 2021 - мае 2021 гг. К эксперименту привлечены семьи СОП, с подростками в возрасте 16 - 17 лет в количестве 5 человек.
Исследование проводилось согласно четырех этапов. На первичной диагностике нами выявлено, что по всем четырем используем методикам, подростки и их родители получили низкие результаты.
Согласно выделенными нами критериям и оценочным шкалам мы получили подтверждение наличия социально-опасного положения всех семей, отклонения, причем существенные выявлены в поведении детей из этих семей, что требует незамедлительных, комплексных корректирующих мероприятий, направленных на стабилизацию и улучшение ситуации.
Программа «Моя семья в группе риска» предназначена для родителей и их детей из семей группы риска.
Программа направлена на развитие родительского потенциала семей, находящихся в группе риска.
Содержание программы рассчитано на комплексное воздействие и построено следующим образом. Индивидуальная работа с семейными проблемами, групповая работа с детьми и родителями (тренинги, КТД, игры), подготовка психологов и социальных работников для работы с семьями группы риска.
После проведения программы нами проведена повторная диагностика, результаты контрольного этапа выявили, существенное улучшения показателей по методикам 1 - 4, оценки с низких улучшились и стали средними. Положительная динамика, при работе с родителями достигается быстрей. Значительно хуже дела обстоят с детьми, это может свидетельствовать о том, что детям нужна более длительная коррекция.
Таким образом, по сумме четырех исследований мы выявили некоторое улучшение всех семей, что свидетельствует о эффективности программы и необходимости ее дальнейшей реализации...



1. Бакулина, М. С. Системный и комплексный подходы : сходство и различие / М. С. Бакулина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2017. - № 4. - С. 168-173.
2. Барабохина, В. А. Педагогическая поддержка детей из неполных семей / В. А. Барабохина // Научно-методический сборник. - Санкт Петербург ; Петроградский, 2016. - Т. 10, № 4. - С. 94-103.
3. Билялютдинова, О. Д. Технология межведомственного социального патронирования семей, находящихся в социально опасном положении / О. Д. Билялютдинова, Э. Н. Утеева // Наука и образование : проблемы, идеи, инновации. - 2019. - № 10 (22). - С. 16-20.
4. Благотворительная организация в помощь детям-сиротам России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sos-dd.ru/about/.
5. Боряк, В. П. Социальный патронаж неблагополучных семей как технология социальной работы / В. П. Боряк, 3. X. Дзуева // Социальные детерминанты современности. - 2018. - №1. - С. 58-63.
6. Власова, О. А. Роль учителя в валеолого-педагогическом сопровождении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Электронный ресурс] / О. А. Власова // Педагогика, психология, теория и методика обучения. - Режим доступа: https://lib.herzen.spb.ru/.
7. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике : учебное электронное текстовое издание [Электронный ресурс]: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ ; / Г. Д. Бухарова // Вестник УГТУ-УПИ. - Екатеринбург ; ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2016. - Режим доступа: https://www.studmed.ru/.
8. Газман, О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О. С. Газман // Народное образование. - 1998. - № 6. - С. 108-111.
9. Галагузов, А. Н. К вопросу о сущности понятия «социальнопедагогического сопровождения дезадаптированных подростков [Электронный ресурс] / А. Н. Галагузов, М. А. Галагузова // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.
10. Горбачев, М. В. Социально опасное положение несовершеннолетних как вызов национальной безопасности современной России / М. В. Горбачев // Logos et Praxis. - 2020. - Т. 19, № 3. - С. 76-83.
11. Гуль, Н. В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и детства / Н. В. Гуль // Журнал российского права. - 2007. - № 4(124). - С. 130140.
12. Гуськова, А. А. Воспитание педагогически запущенных детей / А. А. Гуськова // Классное руководство в 21 веке : Сборник статей / отв. редакторы О. В. Уваровская, Л. К. Гаврилина. - Сыктывкар ; Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина. - 2018. - С. 117-122.
13. Давыдова, Н. И. Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неблагополучной семьи как форма комплексной работы школьного социального педагога / Н. И. Давыдова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 10. - С. 160-173.
14. Дудина, Е. А. Социально-психологическое сопровождение детей и
подростков в социально опасном положении / Е. А. Дудина // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция
Нижневартовского государственного университета. - Нижневартовск, НГУ. - 2019. - С. 279-284.
15. Ивашкина, Ю. Ю. Типы современной семьи и профилактика семейного неблагополучия / Ю. Ю. Ивашкина / Ю. Ю. Ивашкина // Семейное воспитание : опыт работы учреждений социального обслуживания населения Санкт Петербурга : Научно-методический сборник. - Санкт Петербург, Петроградский. - 2017. - С. 63-73...44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Помощь студентам в написании работ (курсовые, дипломные, диссертации)
Сопровождение в обучении студентов магистрантов, студентов бакалавриата, молодых ученых, аспирантов и докторантов
Loading...