Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование проблемы педагогических условий изучения лекарственных растений в школьном курсе биологии 6
1.1. Сущность понятия «педагогические условия» и его виды 6
1.2. Исторические сведения об изучении лекарственных растений 11
1.3. Лекарственные растения - важный объект обучения в школьном курсе биологии 18
Выводы по главе 1 22
Глава II. Современное состояние и проблема создания педагогических условий по изучению лекарственных растений в школьном курсе биологии 24
2.1. Анализ современных вариативных УМК по биологии на содержание в них сведений о лекарственных растениях 24
2.2. Методика изучения лекарственных растений в школьном курсе биологии 40
Выводы по главе II 48
Глава III. Опытно - экспериментальная работа по выявлению педагогических условий изучения лекарственных растений в школьном курсе биологии 50
3.1. Организация и методы исследования 50
3.2. Анализ результатов исследования 55
Выводы по главе III 64
Заключение 67
Библиографический список 70
Приложения 79
Биология как наука о законах жизни и методах управления этими законами имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Первая часть систематического курса биологии, изучаемая учащимися средней общеобразовательной школы - это раздел «Растения». Его учебно-воспитательное своеобразие состоит в объединении важнейших элементов разделов ботанической науки: морфологии, анатомии, физиологии, систематики, экологии, фитоценологии, географии растений. Но ученику наиболее интересны сведения о растениях, с которыми он ранее сталкивался в обыденной жизни или, когда знания о них несут какие-либо полезные для него сведения. Таковыми знаниями для учащихся являются сведения о лекарственных растениях.
В связи с ростом аллергических заболеваний населения планеты от применения лекарственных препаратов химического происхождения возникает необходимость в расширении знаний подрастающего поколения о лекарственных растениях, применение которых по назначению врача, поможет решить данную проблему.
Сведения о лекарственных растениях содержатся в разделе «Растения» в темах о значении растений в жизни человека, о различных семействах, о краснокнижных видах растений, в том числе и лекарственных растениях. Однако эти сведения незначительны, не вычленены в программах и учебниках по биологии. В настоящее время все больше значимости придается проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной работе. Изучение лекарственных растений в школьном курсе биологии обладает мощным образовательным и воспитательным ресурсом. Необходимо формировать прочные знания о культуре рационального природопользования, охране, как отдельных биологических объектов, так и целых надорганизменных систем. В связи с этим актуальным становится вопрос о выяснении способов расширения знаний о лекарственных растениях при изучении биологии в школе.
Цель исследования: выявить педагогические условия изучения лекарственных растений в школьном курсе биологии.
Объект исследования: педагогические условия как основной компонент педагогической системы.
Предмет исследования: процесс создания педагогических условий для изучения лекарственных растений в школьном курсе биологии.
Гипотеза: предположим, что созданные педагогические условия для расширения знаний обучающихся о лекарственных растениях будут способствовать повышению их качества знаний.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
1. Теоретически обосновать необходимость создания педагогических условий для изучения лекарственных растений в школьном курсе биологии.
2. Изучить современное состояние обучения лекарственным растениям в школьном курсе биологии.
3. Выявить уровень сформированности знаний о лекарственных растениях школьников при изучении биологии в школе.
4. Разработать программу изучения лекарственных растений в кружке «Фитодоктор» для обучающихся 6 классов.
5. Разработать программу элективного курса «Фармакогнозия» для обучающихся 9 классов.
6. Определить оптимальные педагогические условия для реализации изучения лекарственных растений во внеурочной деятельности обучающихся.
7. Доказать эффективность разработанных программ по ознакомлению с лекарственными растениями во внеурочной деятельности обучающихся.
методы исследования:
теоретические: анализ методической литературы и школьных УМК по биологии, сравнение и сопоставление сведений, построение выводов.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 имени В. Токарева». В диагностике приняли участие обучающиеся 6 «А» класса в количестве 29 человек, обучающиеся 6 «Б» класса в количестве 26 человек, обучающиеся 9 «А» класса в количестве 25 человек и обучающиеся 9 «Б» класса в количестве 28 человек.
Практическая значимость: в работе представлен и описан пример создания оптимальных педагогических условий для изучения лекарственных растений в школьном курсе биологии. Приведенный в выпускной квалификационной работе материал внеурочной деятельности и рекомендации к изучению на уроках биологии лекарственных растений, будут служить справочной основой учителю биологии при планировании, подготовке и реализации учебного материала для успешного создания на уроках педагогических условий для изучения обучающимися лекарственных растений как в стенах школы, так и за ее пределами.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Апробация исследования: результаты исследования доложены 18 мая 2018 года на 16-ой Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве».
В настоящее время на нашей планете описано более трехсот тысяч растений, приблизительно пять процентов из них являются лекарственными. Наиболее активно они используются в народной медицине. Зачастую народные лекарственные растения мало (недостаточно подробно) описаны, информация об их лечебных свойствах не всегда находит подтверждение в официальной фармакологии. Однако они довольно активно применяются, особенно там, где официальная медицина труднодоступна.
В настоящий момент стремительно растет количество и эффективность синтетических лекарств. Тем не менее, интерес к народной медицине, к лекарственным растениям не ослабевает, а скорее увеличивается. Все дело в том, что многие синтетические лекарственные препараты обладают огромным количеством побочных эффектов, имеют заоблачные цены, а производимый ими лечебный эффект соизмерим с тем результатом, который можно достичь применяя народные рецепты оздоровления. Иногда стоит помнить, что фармакологические компании - это крупный бизнес, цель которого заработать большие деньги, навязывая потребителю необязательные ему товары. Зачастую то, что растет у нас буквально под ногами, поможет справиться с заболеванием не хуже дорогущего продукта от международной фармацевтической корпорации.
Объединяя все вышесказанное, следует отметить что, биология как наука, изучающаяся во всех общеобразовательных учреждениях, имеет огромное воспитательное и образовательное значение.
Для активации познавательной деятельности учащихся педагогу современной школы необходимо находить новые и более эффективные способы для реализации требований ФГОС нового поколения. Большое разнообразие современных УМК позволяет выбрать наиболее оптимальный и продуктивный.
Анализ вариативных авторских УМК по биологии показал, что сведения о лекарственных растениях в современном курсе биологии содержатся в разделе «Растения» при изучении ботаники в 5-6 или, по некоторым УМК, в 7 классах. Однако не все авторы заостряют внимание учащихся на лекарственных растениях. Информация о них, как правило, не вычленена из общего тематического планирования. При изучении систематики сведений о лекарственных растениях содержится весьма немного, чаще всего авторы ограничиваются лишь перечислением лекарственных растений изучаемых систематических групп. Частично это можно объяснить сокращением в программах часов на изучение биологии в 5 и 6 классах до 1 часа в неделю. Тем не менее, современные педагоги находят иные способы для изучения лекарственных растений.
Большинство педагогов современной школы сходятся во мнении, что лекарственные растения можно и нужно изучать не только на уроке. Так, внеклассная работа путем создания исследовательских проектов или экспериментов и наблюдений на учебно-опытном участке дает наибольший познавательный эффект, нежели изучение тех же растений посредством обычных уроков. Вместе с тем школьные уроки также можно сделать интереснее, если проводить их в нетрадиционных формах. Как показывает практика, учащиеся 5-7 классов охотнее идут на уроки, которые проводятся в форме игры или викторины. Однако увлекаться подобными приемами педагоги не рекомендуют, поскольку может возникнуть перегрузка учебной деятельности.
Наиболее оптимальными педагогическими условиями изучения лекарственных растений в школе является внеурочная деятельность и организация исследовательских проектов, поскольку позволяет ученику самостоятельно, но под руководством педагога, выбирать информацию для изучения. А также организация наблюдений и экспериментов с лекарственными растениями на учебно-опытном участке.
После проведения первичной диагностики в 6 и 9 классах МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40 им. В. Токарева», которая показала, что большинство ребят не знакомы с лекарственными растениями, были реализованы программы по изучению лекарственных растений во внеурочной деятельности - кружок по биологии «Фитодоктор» для 6 класса и элективный курс по биологии «Фармакогнозия» для 9 класса. Вторичная диагностика на предмет сформированности знаний о лекарственных растениях в 6 и 9 классах показала увеличение общего количества учащихся, владеющих средним и высоким уровнем сформированности знаний о лекарственных растениях. Данные результаты позволили сделать вывод об эффективности составленных программ, а также о правильности подобранных педагогических условий.
Для эффективного освоения обучающимися знаний о лекарственных растениях педагогу необходимо уметь создавать такие педагогические условия, которые способствуют развитию интереса и активности в ходе педагогического процесса. Такой интерес у обучающихся пробуждает использование в процессе образования нестандартной подачи материала обычными предметами - ИКТ, живые и гербарные растения, работа с лабораторными инструментами, игровые технологии, проведение викторин и разнообразных конкурсов у младших школьников, и индивидуальные научные исследования с применением ИКТ- технологий, а также лекции, дискуссии, конференции и т.д. у старших школьников.
Таким образом, наиболее благоприятными педагогическими условиями изучения лекарственных растений в школьном курсе биологии является внеурочная деятельность, проведение наблюдений на УОУ, исследовательская работа школьников, проведение уроков и мероприятий в нетрадиционных формах, а также достаточное ресурсное обеспечение при реализации форм внеурочной деятельности.
1. Агафонова, И.Б. Биология. 10 - 11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н.И. [Текст]: учебно - методическое пособие / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.- М.: Дрофа, 2017.- 35 с.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев.- Казань: Изд- во КГУ, 1988- 238 с.
3. Анищенко, Е.И. «Аптекарский огород» на школьном участке / Е.И. Анищенко, Л.М. Абрамова, О.Ю. Жигунов // Биология в школе. - 2016. - №5. - с. 66-71.
4. Артемов, И.А. и др. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники [Текст]: учеб. пособие для 6-7 кл. общеобразоват. учреждений / И.А. Артемов, А.Ю. Королюк, Е.А. Королюк и др. Под ред. В.К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 1999. - 288 с.
5. Баринова, Л.И., Алексеев В.А. Лесная аптека [Текст] / В.А.Куликов.- Харьковское региональное отделение САДПР, 1991.- 189 с.
6. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов.- М.: Владос, 2004.- 357 с.
7. Буданцева, М.В. Комплексные исследования лекарственных растений, произрастающих на учебно-опытном участке / М.В. Буданцева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2013. - №3. - с. 855-857.
8. Волынский, Б.Г., Бендер К.И., Фрейдман С.Л. и др. Лекарственные растения в научной и народной медицине [Текст] / Р.Ф.Носкова.- Издательство Саратовского университета, 1967.- 375 с.
9. Гаммерман, А.Ф. и др. Лекарственные растения (дикорастущие) [Текст] / Л.Манина.- Издательство «Наука и техника», 1965.- 355 с.
10. Гаммерман, А.Ф. Лекарственные растения (Растения-целители) [Текст] / Гаммерман А.Ф., Кадаев Г.Н., Шупинская М.Д., Яценко-Хмелевский А.А.- М.: Высшая школа, 1975.- 400 с.
11. Гаммерман, А.Ф. Лекарственные растения [Текст] / А.Ф. Гаммерман, Г.Н. Кадаев, А.А. Яценко-Хмелевский. - М.: Высшая школа, 1990. - 540 с.
12. Драгомилов, А.Г. Биология. 8 класс [Текст]: учебник / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- М.: Вентана-Граф, 2018.- 288 с.
13. Захаров, В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа,2014. - 139 с.
14. Захаров, В.Б. Биология. Общая биология. Углубленный уровень. 10 класс [Текст]: учебник / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова.- М.: Дрофа, 2018.- 349 с.
15. Захаров, В.Б. Биология: Общая биология. Углубленный уровень. 11 класс [Текст]: учебник / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова.- М.: Дрофа, 2018.- 256 с.
16. Захарова, О.А. Введение инновационных методов обучения в преподавании дисциплины «Лекарственные и ядовитые растения» / О.А. Захарова, В.Ю. Асеев // Электронный научно-образовательный вестник здоровье и образование в XXI веке. - 2014. - №1. - с. 11-14.
17. Звездина, Л.М. Проектное обучение как способ формирования у школьника готовности вести здоровый образ жизни / Л.М. Звездина // Биология в школе. - 2016. - №5. - с. 26-30.
18. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // новые исследования в педагогических науках.- М.: Педагогика.- 1987.- № 1.- с. 29- 32.
19. Игошин, Г.П. Уроки биологии в 6-м классе. Развернутое планирование [Текст] / Куров В.Н.- Ярославль: Академия развития, 2002. - 272 с.
20. Избасарова, Р.Ш. Обучающие возможности дидактической игры на уроках биологии / Р.Ш. Избасарова // Биология в школе. - 2012. - №8. - с. 18¬22.
21. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся. / Н.В. Ипполитова.- Челябинск,2000.- 383 с.
22. Калинина, А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс.
[Текст] - М.: Вако, 2005. - 352 с.
23. Каменский, А.А. Биология. 8 класс [Текст]: учебник / А.А. Каменский, Н.Ю. Сарычева, Т.С. Сухова.- М.: Вентана-Граф, 2017.- 288 с.
24. Каменский, А.А. Биология. Базовый уровень. 10 класс [Текст]: учебник / А.А. Каменский, Н.Ю. Сарычева, С.Н. Исакова.- М.: Вентана-Граф,2015. - 256 с.
25. Каменский, А.А. Биология. Базовый уровень. 11 класс [Текст]: учебник / А.А. Каменский, Н.Ю. Сарычева, С.Н. Исакова.- М.: Вентана-Граф,2016. - 304 с.
26. Каменский, А.А. Биология: Общая биология. 10 - 11 классы [Текст]: учебник / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2016.¬368 с.
27. Кириленкова, В.Н. Биология: Введение в биологию. 5 класс [Текст]: методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов.- М.:Дрофа, 2016.- 184 с.
28. Константинов, В.М. Биология. 7 класс [Текст]: учебник / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.- М.: Вентана-Граф, 2018.- 288 с.
29. Корнилова, О.А. Биология. Базовый уровень. 11 класс [Текст]: учебник / О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, П.В. Ижевский.- М.: Вентана-Граф, 2016.- 256 с.
30. Корчагина, В.А. Ботаника. 5-6 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / В.А. Корчагина. - М.: Просвещение, 1985. -257 с.
31. Крылов, Г.В. Зеленая аптека [Текст] / Г.В. Крылов, Н.Ф. Козакова, Э.В. Степанов. - Кемеровское книжное издательство, издательство «Современная отечественная книга», 1993. - 334 с.
32. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун- та им. Н.А. Некрасова.- 2001.- № 2.- с. 101- 104.
33. Ламехова, Е.А. Возможности использования сведений о лекарственных растениях при изучении биологии в школе / Е.А. Ламехова, Н.П. Строкова // Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы. - 2006. - тезисы доклада на конференции. - с. 87-89.
34. Лысенко, А.В. Психолого- педагогические условия формирования профессионально- ценностных ориентаций будущего учителя музыки / А.В. Лысенко.- Майкоп, 2005.- 203 с.
35. Мамонтов, С.Г. Биология: Общие закономерности. 9 класс [Текст]: учебник / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2016.- 301 с.
36. Марина, А.В. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс [Текст]: методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс» / А.В. Марина, В.И. Сивоглазов.- М.:
Дрофа, 2015.- 320 с.
37. Марина, А.В. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс [Текст]: методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс» / А.В. Марина, В.И. Сивоглазов.- М.: Дрофа, 2015.- 368 с.
38. Машура, Е.А. Интерактивные методики обучения на уроках биологии / Е.А. Машура // Биология в школе. - 2012. - №3. - с. 22-28.
39. Никишов, А.И. Методика обучения биологии в школе / А.И. Никишов. - Спб.: Владос, 2014. - 240 с.
40. Пасечник, В.В. Биология [Текст]: диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2018.- 96 с.
41. Пасечник, В.В. Биология. 5-6 классы [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника.- М.: Просвещение, 2012.- 160 с.
42. Пасечник, В.В. Биология. 7 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова.- М.: Просвещение, 2014.- 256 с.
43. Пасечник, В.В. Биология. 8 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов.- М.: Просвещение, 2010.- 255 с.
44. Пасечник, В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс [Текст]: методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2015.- 96 с.
45. Пасечник, В.В. Биология: Введение в общую биологию. 9 класс [Текст]: учебник / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов.- М.: Дрофа, 2016.- 288 с.
46. Петрищева, Г.С. Дифференцированное обучение и его учебное обеспечение. [Текст] - Бийск, 2003. - 109 с.
47. Петрищева, Г.С. Содержание биологического образования и характер его изложения в учебниках различных образовательных линий [Текст] // Биология в школе, 2008. №7. - С. 42-47.
48. Плахов, И.А. Биологические игры. Растения. Грибы. Лишайники. 6 кл. [Текст]: метод. Пособие / И.А.Плахов.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- 127 с.: ил.
49. Пономарева, И.Н. Биология. 5 класс [Текст]: методическое пособие / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова.- М.: Вентана-Граф, 2016.¬80 с.
50. Пономарева, И.Н. Биология. 5 класс [Текст]: учебник / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова.- М.: Вентана-Граф, 2017.- 128 с.
51. Пономарева, И.Н. Биология. 6 класс [Текст]: методическое пособие / И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко.- М.: Вентана-Граф, 2016.¬128 с.
52. Пономарева, И.Н. Биология. 9 класс [Текст]: методическое пособие / И.Н. Пономарева, Г.Н. Панина, Л.В. Симонова.- М.: Вентана-Граф, 2015.- 200 с.
53. Пономарева, И.Н. Биология. 9 класс [Текст]: учебник / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова.- М.: Вентана-Граф, 2015.- 272 с.
54. Пономарева, И.Н. Биология. Базовый уровень. 10 класс [Текст]: учебник / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова. Т.Е. Лощинина.- М.: Вентана- Граф, 2015.- 224 с.
55. Пономарева, И.Н. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко / авт.-сост. Т.В. Зарудняя. - Волгоград: Учитель, 2007. - 173 с.
56. Пономарева, И.Н. Биология: 5-11 классы [Текст]: программы. / И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 400 с.
57. Пономарева, И.Н. Биология: 6 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.
58. Ренева, Н.Б. Биология. Человек. 9 класс [Текст]: методическое пособие к учебнику М.Р. Сапина, Н.И. Сонина «Биология. Человек» / Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов.- М.: Дрофа, 2016.- 272 с.
59. Сивоглазов, В.И. Биология: Общая биология. 10 класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова.- М.: Дрофа, 2018.- 254 с.
60. Сивоглазов, В.И. Биология: Общая биология. Базовый уровень. 11 класс [Текст]: учебник / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова.- М.:Дрофа, 2016.- 207 с.
61. Сивоглазов, В.И. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники [Текст]: Дидактические карточки: 6 кл. / Сивоглазов В.И., Ефимова Т.М.,Суматохин С.В., Юнусбаев У.Б. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.¬176 с.
62. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. Пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 576 с.
63. Сонин, Н. И., Сивоглазов В. И., Пасечник В. В. Рабочие программы.
Биология. 5-9 классы [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2013. - 383 с.
64. Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл. [Текст]: учеб. для образоват. Учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2013. -158 с.
65. Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» / Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2014.- 112 с.
66. Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2011. - 174 с.
67. Сонин, Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2011. - 255 с.
68. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова.- М.: Дрофа, 2013.- 154 с.
69. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс [Текст]: Учебник ля общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.- М.: Дрофа, 2012.- 287 с.
70. Сухова, Т.С. Биология. 7 класс [Текст]: методическое пособие / Т.С. Сухова, С.П. Шаталова.- М.: Вентана-Граф, 2015.- 232 с.
71. Сухова, Т.С. Биология. 9 класс [Текст]: учебник / Т.С. Сухова, Н.Ю. Сарычева, С.П. Шаталова.- М.: Вентана-Граф, 2016.- 224 с.
72. Сухова, Т.С. Биология: 5-11 классы [Текст]: программы / Т.С. Сухова, С.Н. Исакова. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 320 с.
73. Сухова, Т.С. Биология: 5-6 классы [Текст]: методическое пособие / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 112 с.
74. Сухова, Т.С. Биология: 5-6 классы [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 176 с.
75. Теплов, Д.Л. Экскурсии экологического характера как способ повышения эффективности биологического образования школьников / Д.Л. Теплов // Биология в школе. - 2014. - №10. - с. 56-63.
76. Томанова, З.А. Биология. Живой организм. 6 класс [Текст]: методическое пособие в учебнику Н.И. Сонина, В.И. Сониной «Биология. Живой организм. 6 класс» / З.А. Томанова, В.И. Сивоглазов.- М.: Дрофа, 2015.¬288 с.
77. Универсальный словарь иностранных слов русского языка [Текст]: / Под ред. Т. Волковой. - М.: Вече, 2001. - 688 с.
78. Шаталова, С.П. Биология. 7 класс [Текст]: учебник / С.П. Шаталова, Т.С. Сухова.- М.: Вентана-Граф, 2017.- 304 с.
79. Шевченко, С.А. Использование элементов игровых технологий при обучении биологии / С.А. Шевченко // Биология в школе. - 2016. - №6. - с. 73¬76.
80. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач / Н.М. Яковлева.- Челябинск,
1992.- 403 с.