Формирование установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности
|
Введение 5
Глава I. Теоретические основы формирования установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 9
1.1. Анализ проблемы здорового образа жизни обучающихся 9
1.2. Педагогические технологии здорового образа жизни для обучающихся 16
1.3. Педагогические условия формирования здорового образа жизни обучающихся 21
Выводы по первой главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 30
2.1. Организация и методы опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Реализация программы по формированию здорового образа жизни средствами игровых технологий 40
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 61
Глава I. Теоретические основы формирования установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 9
1.1. Анализ проблемы здорового образа жизни обучающихся 9
1.2. Педагогические технологии здорового образа жизни для обучающихся 16
1.3. Педагогические условия формирования здорового образа жизни обучающихся 21
Выводы по первой главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 30
2.1. Организация и методы опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Реализация программы по формированию здорового образа жизни средствами игровых технологий 40
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 61
Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров - все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.
В связи с этим вполне закономерен возросший интерес к проблемам здоровья в России со стороны не только медицинских работников, но и всего населения.
Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Об образовании». Однако исследователи отмечают, что в деятельности школы сегодня еще недостаточны научные проработки системы ознакомления детей с проблемами формирования, сохранения и укрепления здоровья. Выпускники общеобразовательной школы еще не имеют в своем распоряжении в полном объеме необходимых, важных познаний о сбережении здоровья на долгие годы; у них нет навыков ведения здорового образа жизни; они не способны оценить влияние средовых факторов на здоровье человека и на генофонд будущих поколений.
Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что наиболее благоприятные возможности для развития личности имеются в детском и подростковом возрасте (П.П. Блонский, Л.С. Выготский). Изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе.
Именно в это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, поэтому основная роль в формировании ценностных ориентиров возложена на систему школьного образования.
Как показали исследования, учебно-воспитательный процесс должен включать два ведущих направления педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни:
- создание оптимальных внешнесредовых условий
- микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев и др.);
- обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания (Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.).
Уроки основ безопасности жизнедеятельности способствуют воспитанию ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, развивают черты личности, необходимые для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, потребность в соблюдении здорового образа жизни, овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья.
Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности, что и определяет актуальность исследования.
Цель исследования- выявить педагогические условия формирования установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности и опытным путем доказать их эффективность.
Объект исследования - установка обучающихся на здоровый образ жизни
Предмет исследования- педагогические условия формирования установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования-формирование установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности
жизнедеятельности будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- мотивация обучающихся на ведение здорового образа жизни;
- организация комплексной просветительской, обучающей, воспитательной деятельности,направленной на повышение информированности учащихся о здоровом образе жизни;
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы формирования здорового образа жизни у обучающихся на уроках ОБЖ в теории и практике психолого¬педагогической науке.
2. Выявить и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия формирования здорового образа жизни обучающихся на уроках ОБЖ.
3. Определить уровни и критерии сформированности здорового образа жизни у обучающихся.
4. Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у обучающихся на уроках ОБЖ.
Общей теоретико-методологической основой исследования являются работы теоретиков и пропагандистов ЗОЖ: Н.М. Амосова, Г.С., Ю.П. Лисицына, В.В. Пономаревой, и др.; эколого-гигиенический аспект ЗОЖ представлен работами З.И. Тюмасевой, П.И. Филлипов и др; обучению ЗОЖ в образовательных учреждениях посвящены работы Л.А. Михайлова, Т.М. Михайленко, И.К. Топорова и др.; рассматривали различные аспекты системы физического воспитания в общеобразовательной школе В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов и др.
Методы исследования:
1) теоретический анализ;
2) эмпирические (опросные, эксперимент);
3) методы обработки данных.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «СОШ №8» г. Бийска, 9-е классы, количество учащихся 50.
Практическая значимость результатов исследования: результаты рекомендуются для внедрения в практику работы учителей по основам безопасности жизнедеятельности для формирования установки обучающихся на здоровый образ жизни.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В связи с этим вполне закономерен возросший интерес к проблемам здоровья в России со стороны не только медицинских работников, но и всего населения.
Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Об образовании». Однако исследователи отмечают, что в деятельности школы сегодня еще недостаточны научные проработки системы ознакомления детей с проблемами формирования, сохранения и укрепления здоровья. Выпускники общеобразовательной школы еще не имеют в своем распоряжении в полном объеме необходимых, важных познаний о сбережении здоровья на долгие годы; у них нет навыков ведения здорового образа жизни; они не способны оценить влияние средовых факторов на здоровье человека и на генофонд будущих поколений.
Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что наиболее благоприятные возможности для развития личности имеются в детском и подростковом возрасте (П.П. Блонский, Л.С. Выготский). Изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе.
Именно в это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, поэтому основная роль в формировании ценностных ориентиров возложена на систему школьного образования.
Как показали исследования, учебно-воспитательный процесс должен включать два ведущих направления педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни:
- создание оптимальных внешнесредовых условий
- микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев и др.);
- обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания (Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.).
Уроки основ безопасности жизнедеятельности способствуют воспитанию ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, развивают черты личности, необходимые для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, потребность в соблюдении здорового образа жизни, овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья.
Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности, что и определяет актуальность исследования.
Цель исследования- выявить педагогические условия формирования установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности и опытным путем доказать их эффективность.
Объект исследования - установка обучающихся на здоровый образ жизни
Предмет исследования- педагогические условия формирования установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования-формирование установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности
жизнедеятельности будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- мотивация обучающихся на ведение здорового образа жизни;
- организация комплексной просветительской, обучающей, воспитательной деятельности,направленной на повышение информированности учащихся о здоровом образе жизни;
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы формирования здорового образа жизни у обучающихся на уроках ОБЖ в теории и практике психолого¬педагогической науке.
2. Выявить и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия формирования здорового образа жизни обучающихся на уроках ОБЖ.
3. Определить уровни и критерии сформированности здорового образа жизни у обучающихся.
4. Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у обучающихся на уроках ОБЖ.
Общей теоретико-методологической основой исследования являются работы теоретиков и пропагандистов ЗОЖ: Н.М. Амосова, Г.С., Ю.П. Лисицына, В.В. Пономаревой, и др.; эколого-гигиенический аспект ЗОЖ представлен работами З.И. Тюмасевой, П.И. Филлипов и др; обучению ЗОЖ в образовательных учреждениях посвящены работы Л.А. Михайлова, Т.М. Михайленко, И.К. Топорова и др.; рассматривали различные аспекты системы физического воспитания в общеобразовательной школе В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов и др.
Методы исследования:
1) теоретический анализ;
2) эмпирические (опросные, эксперимент);
3) методы обработки данных.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «СОШ №8» г. Бийска, 9-е классы, количество учащихся 50.
Практическая значимость результатов исследования: результаты рекомендуются для внедрения в практику работы учителей по основам безопасности жизнедеятельности для формирования установки обучающихся на здоровый образ жизни.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В современных условиях проблемы формирования и сохранения здоровья подрастающего поколения остаются актуальными. Эти проблемы были и будут ещё долгое время. Они затрагивают нормальную жизнедеятельность учащихся и волнуют педагогические коллективы, имеют разносторонний и разноплановый характер.
Формирование здорового образа жизни учащихся 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий требует от педагогов знаний из различных областей: права, медицины, гигиены, физкультуры, основ безопасности жизнедеятельности, физиологии, психологии, педагогики.
Самое главное, в нашей работе то, что у каждого из учащихся должно сформироваться осознанное отношение к своему здоровью, а также к ведению ЗОЖ самостоятельно.
Впервой главе нашего исследования мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы ЗОЖ учащихся 9-х классов. В ходе работы нами были выдвинуты ряд предположений, которые требовались в экспериментальной проверке. Рассматривали педагогические и игровые технологии ЗОЖ жизни учащихся 9-х классов, предложили педагогические условия по формированию ЗОЖ.
Во второй главе нами были выявлены цели и задачи опытно-экспериментальной работы. Реализованы педагогические условия для формирования ЗОЖ учащихся 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий. Были предложены методические пособия и рекомендации для учащихся и учителей образовательного учреждения.
Результаты формирующего этапа эксперимента показали повышение формирования ЗОЖ жизни средствами игровых технологий. Наиболее существенные изменения произошли в экспериментальной группе. Здесь результаты учащихся повысились на 36 %. В контрольной группе, где процесс обучения проходил по традиционной программе на 8 %.
В заключении обобщены теоретические и экспериментальные результаты и изложены основные выводы.
1. Актуальность проблемы формирования ЗОЖ учащихся 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий обусловлена неэффективной организацией и пропаганды ЗОЖ в общеобразовательных учреждениях.
2. Система игровых технологий формирования ЗОЖ учащихся 9 - х классов по ОБЖ включает: профилактическую работу с учащимися, подборка методических пособий, разработка методических рекомендаций, пропаганду к ведению ЗОЖ.
3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование ЗОЖ 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий: мотивация к здоровому образу жизни; физические качества, а именно ловкость (развитие и применение к формированию здорового образа жизни); когнитивная подготовка (готовность личности, коллектива к определенному виду деятельности), является необходимым и достаточным.
4. В ходе опытно - экспериментальной работы были подготовлены методические рекомендации и пособия для формирования ЗОЖ учащихся 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий.
Дальнейшее исследование проблемы может быть продолжено в следующих направлениях: формирование ЗОЖ средствами игровых технологий на других уроках, психологическая разгрузка учащихся средствами игровых технологий, внеурочная работа по формированию и пропаганде ЗОЖ через игровые технологии.
Формирование здорового образа жизни учащихся 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий требует от педагогов знаний из различных областей: права, медицины, гигиены, физкультуры, основ безопасности жизнедеятельности, физиологии, психологии, педагогики.
Самое главное, в нашей работе то, что у каждого из учащихся должно сформироваться осознанное отношение к своему здоровью, а также к ведению ЗОЖ самостоятельно.
Впервой главе нашего исследования мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы ЗОЖ учащихся 9-х классов. В ходе работы нами были выдвинуты ряд предположений, которые требовались в экспериментальной проверке. Рассматривали педагогические и игровые технологии ЗОЖ жизни учащихся 9-х классов, предложили педагогические условия по формированию ЗОЖ.
Во второй главе нами были выявлены цели и задачи опытно-экспериментальной работы. Реализованы педагогические условия для формирования ЗОЖ учащихся 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий. Были предложены методические пособия и рекомендации для учащихся и учителей образовательного учреждения.
Результаты формирующего этапа эксперимента показали повышение формирования ЗОЖ жизни средствами игровых технологий. Наиболее существенные изменения произошли в экспериментальной группе. Здесь результаты учащихся повысились на 36 %. В контрольной группе, где процесс обучения проходил по традиционной программе на 8 %.
В заключении обобщены теоретические и экспериментальные результаты и изложены основные выводы.
1. Актуальность проблемы формирования ЗОЖ учащихся 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий обусловлена неэффективной организацией и пропаганды ЗОЖ в общеобразовательных учреждениях.
2. Система игровых технологий формирования ЗОЖ учащихся 9 - х классов по ОБЖ включает: профилактическую работу с учащимися, подборка методических пособий, разработка методических рекомендаций, пропаганду к ведению ЗОЖ.
3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование ЗОЖ 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий: мотивация к здоровому образу жизни; физические качества, а именно ловкость (развитие и применение к формированию здорового образа жизни); когнитивная подготовка (готовность личности, коллектива к определенному виду деятельности), является необходимым и достаточным.
4. В ходе опытно - экспериментальной работы были подготовлены методические рекомендации и пособия для формирования ЗОЖ учащихся 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий.
Дальнейшее исследование проблемы может быть продолжено в следующих направлениях: формирование ЗОЖ средствами игровых технологий на других уроках, психологическая разгрузка учащихся средствами игровых технологий, внеурочная работа по формированию и пропаганде ЗОЖ через игровые технологии.
Подобные работы
- Формирование необходимых и достаточных организационно-педагогических условий сохранения здоровья учащихся в условиях Суворовского училища
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников здорового образа жизни
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Работа педагога по формированию у младших школьников мотивации к Здоровому Образу Жизни
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ НА ВОДОЁМАХ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ТОНУЩЕМУ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ И РАБОТА ПО ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



