Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности

Работа №15437

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
870
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава I. Теоретические основы формирования установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 9
1.1. Анализ проблемы здорового образа жизни обучающихся 9
1.2. Педагогические технологии здорового образа жизни для обучающихся 16
1.3. Педагогические условия формирования здорового образа жизни обучающихся 21
Выводы по первой главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 30
2.1. Организация и методы опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Реализация программы по формированию здорового образа жизни средствами игровых технологий 40
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 46
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 61


Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров - все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.
В связи с этим вполне закономерен возросший интерес к проблемам здоровья в России со стороны не только медицинских работников, но и всего населения.
Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Об образовании». Однако исследователи отмечают, что в деятельности школы сегодня еще недостаточны научные проработки системы ознакомления детей с проблемами формирования, сохранения и укрепления здоровья. Выпускники общеобразовательной школы еще не имеют в своем распоряжении в полном объеме необходимых, важных познаний о сбережении здоровья на долгие годы; у них нет навыков ведения здорового образа жизни; они не способны оценить влияние средовых факторов на здоровье человека и на генофонд будущих поколений.
Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что наиболее благоприятные возможности для развития личности имеются в детском и подростковом возрасте (П.П. Блонский, Л.С. Выготский). Изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе.
Именно в это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, поэтому основная роль в формировании ценностных ориентиров возложена на систему школьного образования.
Как показали исследования, учебно-воспитательный процесс должен включать два ведущих направления педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни:
- создание оптимальных внешнесредовых условий
- микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев и др.);
- обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания (Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.).
Уроки основ безопасности жизнедеятельности способствуют воспитанию ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, развивают черты личности, необходимые для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, потребность в соблюдении здорового образа жизни, овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья.
Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности, что и определяет актуальность исследования.
Цель исследования- выявить педагогические условия формирования установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности и опытным путем доказать их эффективность.
Объект исследования - установка обучающихся на здоровый образ жизни
Предмет исследования- педагогические условия формирования установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования-формирование установки обучающихся на здоровый образ жизни на уроках по основам безопасности
жизнедеятельности будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- мотивация обучающихся на ведение здорового образа жизни;
- организация комплексной просветительской, обучающей, воспитательной деятельности,направленной на повышение информированности учащихся о здоровом образе жизни;
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы формирования здорового образа жизни у обучающихся на уроках ОБЖ в теории и практике психолого¬педагогической науке.
2. Выявить и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия формирования здорового образа жизни обучающихся на уроках ОБЖ.
3. Определить уровни и критерии сформированности здорового образа жизни у обучающихся.
4. Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у обучающихся на уроках ОБЖ.
Общей теоретико-методологической основой исследования являются работы теоретиков и пропагандистов ЗОЖ: Н.М. Амосова, Г.С., Ю.П. Лисицына, В.В. Пономаревой, и др.; эколого-гигиенический аспект ЗОЖ представлен работами З.И. Тюмасевой, П.И. Филлипов и др; обучению ЗОЖ в образовательных учреждениях посвящены работы Л.А. Михайлова, Т.М. Михайленко, И.К. Топорова и др.; рассматривали различные аспекты системы физического воспитания в общеобразовательной школе В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов и др.
Методы исследования:
1) теоретический анализ;
2) эмпирические (опросные, эксперимент);
3) методы обработки данных.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «СОШ №8» г. Бийска, 9-е классы, количество учащихся 50.
Практическая значимость результатов исследования: результаты рекомендуются для внедрения в практику работы учителей по основам безопасности жизнедеятельности для формирования установки обучающихся на здоровый образ жизни.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях проблемы формирования и сохранения здоровья подрастающего поколения остаются актуальными. Эти проблемы были и будут ещё долгое время. Они затрагивают нормальную жизнедеятельность учащихся и волнуют педагогические коллективы, имеют разносторонний и разноплановый характер.
Формирование здорового образа жизни учащихся 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий требует от педагогов знаний из различных областей: права, медицины, гигиены, физкультуры, основ безопасности жизнедеятельности, физиологии, психологии, педагогики.
Самое главное, в нашей работе то, что у каждого из учащихся должно сформироваться осознанное отношение к своему здоровью, а также к ведению ЗОЖ самостоятельно.
Впервой главе нашего исследования мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы ЗОЖ учащихся 9-х классов. В ходе работы нами были выдвинуты ряд предположений, которые требовались в экспериментальной проверке. Рассматривали педагогические и игровые технологии ЗОЖ жизни учащихся 9-х классов, предложили педагогические условия по формированию ЗОЖ.
Во второй главе нами были выявлены цели и задачи опытно-экспериментальной работы. Реализованы педагогические условия для формирования ЗОЖ учащихся 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий. Были предложены методические пособия и рекомендации для учащихся и учителей образовательного учреждения.
Результаты формирующего этапа эксперимента показали повышение формирования ЗОЖ жизни средствами игровых технологий. Наиболее существенные изменения произошли в экспериментальной группе. Здесь результаты учащихся повысились на 36 %. В контрольной группе, где процесс обучения проходил по традиционной программе на 8 %.
В заключении обобщены теоретические и экспериментальные результаты и изложены основные выводы.
1. Актуальность проблемы формирования ЗОЖ учащихся 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий обусловлена неэффективной организацией и пропаганды ЗОЖ в общеобразовательных учреждениях.
2. Система игровых технологий формирования ЗОЖ учащихся 9 - х классов по ОБЖ включает: профилактическую работу с учащимися, подборка методических пособий, разработка методических рекомендаций, пропаганду к ведению ЗОЖ.
3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование ЗОЖ 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий: мотивация к здоровому образу жизни; физические качества, а именно ловкость (развитие и применение к формированию здорового образа жизни); когнитивная подготовка (готовность личности, коллектива к определенному виду деятельности), является необходимым и достаточным.
4. В ходе опытно - экспериментальной работы были подготовлены методические рекомендации и пособия для формирования ЗОЖ учащихся 9-х классов по ОБЖ средствами игровых технологий.
Дальнейшее исследование проблемы может быть продолжено в следующих направлениях: формирование ЗОЖ средствами игровых технологий на других уроках, психологическая разгрузка учащихся средствами игровых технологий, внеурочная работа по формированию и пропаганде ЗОЖ через игровые технологии.



1. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи [Текст] / М.Ю. Абросимова и др. - Казань: «Медицина», 2008. - 220 с.
2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Молодая гвардия, 2008
3. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности, : основы педагогики творчества [Текст] / В.И. Андреев. - Казанский университет, 2011. - 238 с.
4. Артемьева, Т. Система Амосова [Текст] / Т. Артемьева // Будь здоров. -
2010. - № 1. - С. 32-39. 5. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров [Текст] / Э.А. Арустамов. - М.: Дашков и К, 2016. - 448 c.
6. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю. К. Бабанский // Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский. - М., 20010. - 545 с.
7. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого [Текст] / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт 2008. - 208 с.
8. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник [Текст] / И.С. Барчуков: под общ.ред. Г.В. Барчуковой. -2-е изд., стер. - М.: КНОРУС; 2012 - 368 с.
9. Безруких, М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 416 с.
10. Бухарова, Г.Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях [Текст] / Г.Д. Бухарова // Научные исследования в образовании. 2012. №11 С.6-11
11. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика [Текст] / М. Е. ВайндорфСысоева, Л. П. Крившенко // учебн. пособие - Санкт-Петербург, Юрайт, 2014. - 198 с.
12. Вайнер, Э.Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности [Текст] /Э. Н. Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. - №3.-С.39-46.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд. [Текст] / под ред. Е. Власовой. Изд.: Питер, 2017. - 275 с.
14. Грицанов, А.А. Новейший философский словарь [Текст]/ А.А. Грицанов. - М.: Изд. 3-е, испр. - 2011. - 890 с.
15. Громыко, В.В. Инновационный подход к физическому и духовному воспитанию школьников [Текст] / В.В. Громыко, И.А. Лысова, Г.Л. Шубина // Теория и практика культуры - 2008. - №2. - С.72- 75.
16. Гурова, Р.Г. Современная молодёжь; социальные ценности и нравственные ориентации / Р. Г. Гурова // Педагогика. - 20012 - № 10. - С. 3238
17. Гущина, Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: практ. пособие [Текст] / Т. Н. Гущина. - М. : Арти,2008.- (Школьное образование). - 117 с.
18. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / Даль В.И. - Москва, АСТ, Харвест, 2014. - 736 с.
19. Дик, Н.Ф. Урок- игра: Ура! Ура!: игровые технологии обучения и воспитания [Текст] / Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 316 с.
20. Евсеев, В.О. Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров [Текст] / В.О. Евсеев, В.В. Кастерин, Т.А. Коржинек; Под ред. Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. - М.: Дашков и К, 2013. - 456 c.
21. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев , 2010. - 560 с.
22. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов // 2-е издание. М.: Академия, 20014. - 208 с.
23. Зубова, С.А. Рациональное питание: Урок-практикум, 9-й класс/С. А. Зубова// ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. - №3. - С.17-21.
24. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности: (интегрирован.игры) : 5-9 кл. [Текст] / авт. - сост. М. Е. Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 94 с.
25. Кислицина, О.А. Социально-экономические факторы риска психических расстройств подростков [Текст] / О. А. Кислицина // СОЦИС. -2009.- № 8. - С.92-99.
26. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. [Текст] /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 176 с.
27. Колеченко, А.В. Энциклопедия педагогических технологий : материалы для специалистов образоват. учреждений [Текст] / А. К. Колеченко. - СПб. : Каро, 2008. -368 с.
28. Красноперова, Н.А. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ студента [Текст] / Н.А. Красноперова // Теория и практика физической культуры. 2015. - № 6.
29. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2013.
30. Ланчис, А. С. Гибкость мышления [Текст] / А. С. Ланчис. - 2010. - 98 с.
31. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие [Текст] / В. Н. Латчук, М. И. Кузнецов, В. В. Макаров. - 2009.
32. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник [Текст] / Ю.П. Лисицын. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с.: ил
33. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры [Текст] / Л.И. Лубышева. - М.: «Академия», 2008. - 240 с.
34. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I- XI классов [Текст] / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон // Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1- 11 класов. - М. : Просвещение, 2009.
35. Лях, В.И. Координационные способности школьников [Текст] / В.И. Лях. - Мн.: Полымя, 2009. - 159 с.: ил.
36. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты [Текст] / Л.П. Матвеев. - СПб. : Лань, 2016. - 384 с.
37. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.
38. Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / Л.А. Михайлов. - СПб.: Питер, 2013. - 461 c.
39. Мурадова, Е.О. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие [Текст] / Е.О. Мурадова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 124 c.
40. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 256 с.
41. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 2008. - 816 с.
42. Онищенко, Г.Г. Здоровое питание недорого [Текст] / Г.Г. Онищенко, В. А. Тутельян // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. - №3. - С. 22-25.
43. Паначев, В.Д. Исследование факторов ЗОЖ студентов [Текст] / В.Д. Паначев // Социологические исследования, 2014, - №11.
44. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб.пособие для вузов [Текст] / А. П. Панфилов. - М.: Академия,2009. -(Высшее профессиональное образование). - 192 с.
45. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.
46. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / П. И. Подласый. - М.: Просвещение, 2013. - 432 с.
47. Поздняков, А. На зарядку становись! [Текст] / А. Поздняков // Труд. -
2010. - № 128. - С. 4. 2011 год - год спорта и здорового образа жизни.
48. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов - М.: Владос, 2009. - 156 с.
49. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, 2010.
50. Соломин, В.П. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, Т.А. Беспамятных; Под ред. Л.А. Михайлов. - СПб.: Питер, 2013. - 461 c
51. Топоров, И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / И.К. Топоров. - М.: Просвещение,2011.- 157 с.
52. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании: (методология и практика) [Текст] / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - М.: Дашков и К. 2009. - 281 с.
53. Тюмасева, З.И. Образование как комплексный фактор воздействия на здоровье [Текст] / З.И. Тюмасева, Цыганков А.А. // Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы VII Междун. Научно - практ. конф. 8 - 9 ноября 2011 г. г. Челябинск. - СПб. - Челябинск: ЦНИТ «Астерион», ЧГПУ, 2011. - С. 37-42.
54. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
55. Физическая культура и здоровье: учебник [Текст] / Под ред. В.В. Пономаревой. -М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. - 352 с.
56. Филиппов, П.И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни [Текст] / П.И. Филиппов, В.П. Филиппова. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. - 288 с.
57. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. изд. 11-е, испр. и доп [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.
58. Царев, И.В своей тарелке: Как поднять иммунитет, не вставая из-за обеденного стола [Текст] / И. В. Царев // Российская газета. - 2010. - № 11. - С. Иммунитет, здоровое питание.
59. Динамические паузы и физкультминутки [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_27476.doc
60. Аутомануальный комплекс (массаж) [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2013/09/09/fi
zkultminutki-i-fizkuhpauzyna
61. Игровой тренинг «Скажи наркотикам - нет!» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //contest.miroznai.ru/?p=5&mid=646
62. Игра «Береги здоровье смолоду». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/213452
63. Игра на уроке ОБЖ «Мы выбираем ЗОЖ» [Электронный ресурс] /
Режим доступа:
http://xnhtbboahedsi3d5bg0cn.xnp1ai/load/konspekty_urokov/ohzh/igra_na_uroke
obzh quot my vybiraem zozh quot/19-1-0-171


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ