ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ 8
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания в зарубежной и
отечественной психологии 8
1.2. Проявления родительского выгорания у матерей, находящихся в отпуске
по уходу за ребенком раннего возраста 24
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО
ВЫГОРАНИЯ У МАТЕРЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОТПУСКЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ результатов 42
2.3. Программа психопрофилактики родительского выгорания матерей,
находящихся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста 47
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
На сегодняшний день, отец и мать обладают равными правами в отношении своих детей, но традиционно считать, что мать выходит в отпуск по уходу за ребенком. В то время, когда отец, выполняет функцию материального обеспечения семьи.
По словам Г.Г. Филипповой, большинство женщин тяжело входят в роль матери, так как на их эмоциональное состояние угнетающе действует - повседневная рутина, постоянный стресс из-за криков ребенка, плохой сон и высокая ответственность за семью [66, с. 21].
Сегодня, нельзя оставить без внимания влияние пандемии и режима самоизоляции, для родителей это было еще одним испытанием. Многие теряли доход, был ограничен выход из дома, не могли воспользоваться помощью родственников или наемных людей, чувствовали страх и незащищённость в такой не простой для женщин период.
За последнее десятилетие в психологии появились работы, показывающие, что эмоциональное состояние женщины влияет на становление материнства в период беременности (А.С. Батуев, Г.И. Брехиан, А.И. Захаров, И.В. Добряков), детско-родительские отношения и эмоциональное состояние женщин в новой роли матери (И.С. Багдасарьян, Е.Р. Баенская, А.Я. Варга, Е.М. Мастюкова, О.С. Никольская, Л.С. Печников, A.M. Прихожан, Е.А. Савина, А.С. Спиваковская, В.В. Ткачева, О.Б. Чарова,
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий), изучены отклонения в родительстве (В.И. Брутман, М.С. Родинова), личностные изменения женщины, связанные с переходом к родительству (Е.И. Захарова, Е.И. Исенина, O.A. Карбанова и другие), исследования эмоционального выгорания матерей как нарушения ценностно-смысловой сферы человека (Ю.В. Попов и К.В. Кмить, Л.А. Базалева, И.Н. Ефимова, Н.Н. Королева, Н.В. Гришина, Е.В. Ермакова). Но вместе с тем, слабой остается практическая разобранность эмоционального истощения, деперсонализации и редукции родительских достижений матерей в период отпуска по уходу за ребенком раннего возраста.
Современная практика психологической помощи родителям, при выгорании, имеет подходы и технологии поддержки:
- психоэмоциональная поддержка во время беременности;
- психоэмоциональная поддержка для многодетных матерей, в том числе и неполных семей;
- психоэмоциональная поддержка матерей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
По результатам работ: Л.М. Петрановской, Л.А. Базалевой, И.Н. Ефимовой - многие женщины отмечают такие симптомы как: усталость, рассеянность, тревожность, раздражительность, равнодушие к собственному ребенку, беспричинная агрессия, чувство вины, разочарование в своей родительской роли и другие.
Однако вопрос о поддержки матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста, как о проблеме родителя, говорят не многие, вследствие чего, матери не получает должной поддержки.
Учитывая все пласты актуальности феномена «родительское выгорание», мы подходим к проблеме исследования родительского выгорания матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста.
На сегодняшний день слабой остается практическая разобранность - эмоционального истощения, деперсонализации и редукции родительских достижений матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста.
Данная проблема, до сих пор, не является широко освещенной, что определяется в малом количестве работ, посвящённой данной тематике, ограниченным количеством диагностического инструментария, отсутствием служб помощи и разработанных мероприятий для профилактики и компенсации родительского выгорания матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком раннего возраста.
Исходя из этого, ранняя диагностика и психопрофилактика родительского выгорания поспособствует нормализации психо-эмоционального состояния матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста.
Цель исследования: изучить особенности родительского выгорания матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста.
Объект исследования: родительское выгорание.
Предмет исследования: особенности родительского выгорания матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста, может быть характерно проявление высоких показателей родительского выгорания, заключающихся в эмоциональном истощении, обесценивании родительской заботы, редукции родительских достижений, а также неудовлетворённость собой как матерью, своей родительской деятельностью и материнством в целом.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание», обобщить и систематизировать теоретические данные по проблеме родительского выгорания.
2. Определить основные факторы, влияющие на возникновение родительского выгорания среди матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста.
3. Исследовать уровень родительского выгорания матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста.
4. Определить средства психопрофилактики и устранения синдрома родительского выгорания матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили методы, включающие коррекцию, описания и интерпретации материнства (В.И. Брутман, Д.В. Виникотт, А.И. Захаров, Г.Г. Филиппова); труды зарубежных исследователей синдрома эмоционального выгорания (К. Маслач, A. Пайнс), труды отечественных психологов, раскрывающие особенности синдрома эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Л.В. Петрановская, И.Н. Ефимова), а так же работы российских специалистов (Л.А. Базалева, И.Н. Ефимова, Н.Н. Королева, Е.В. Лесовая, Ю.В. Попов), которые определили факт наличия выгорания в родительской сфере.
Теоретическая значимость исследования обусловлена подробным теоретическим анализом проблемы родительского выгорания у матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что разработанные нами мероприятия по устранению родительского выгорания матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста могут применяться для диагностики и профилактики матерей с целью коррекционной работы, которой могут быть использованы в работе психологов женской консультации, перинатальных или семейных центрах.
Методы и методики исследования:
- теоретические: анализ существующих подходов и обобщение теоретические данные по проблеме родительского выгорания;
- эмпирические: опросные;
- количественный и качественный анализ данных.
Методики исследования:
- опросник И.Н. Ефимовой «Родительское выгорание»;
- опросник Е.И. Захаровой материнством «Удовлетворенность материнством»;
- анкетирование матерей.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, таблиц, рисунков, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
На сегодняшний день большое внимание уделяется детско- родительским отношениям, эмоциональному состоянию женщины в новой роли матери, личностным изменениям женщины, связанные с переходом к родительству, но недостаточно внимания уделено проблеме эмоционального состояние женщины в период отпуска по уходу за ребенком раннего возраста. Проведенный теоретический анализ проблемы родительского выгорания, позволил выявить, что на сегодняшний день слабой остается практическая разобранность в выявлении эмоционального истощения, деперсонализации и редукции родительских достижений матерей в период отпуска по уходу за ребенком раннего возраста.
Исследование, показало, что данная проблема до сих пор не является широко освещенной, что определяется в малом количестве работ, посвящённой данной тематике, ограниченным количеством диагностического инструментария, отсутствием служб помощи и разработанных мероприятий для профилактики и компенсации родительского выгорания матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком раннего возраста.
Выявление проблемы и трудности у матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком раннего возраста, позволили выявить следующие симптомы родительского выгорания: проявление высоких показателей родительского выгорания, заключающихся в эмоциональном истощении, обесценивании родительской заботы, редукции родительских достижений, а также неудовлетворённость собой как матерью, своей родительской деятельностью и материнством в целом.
Выявление компонентов родительского выгорания у матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком раннего возраста, позволило осуществить подбор диагностического инструментария исследования: анкетирование, диагностика уровня эмоционального выгорания И.Н. Ефимова, опросник «Родительское выгорание». Диагностика степени удовлетворенности материнством «Удовлетворенность материнством» Е.И. Захарова.
Результаты диагностики показали, что матерям, характерно проявление родительского выгорания с низким уровнем выгорания «невыгоревшие», средним уровнем выгорания частично «выгоревшие» и высоким уровнем выгорания «выгоревшие».
Матери имеющие выгорание по всем компонентам выгорания набрали наименьший средний балл в опросе «Удовлетворенность материнством».
По результатам анкетирования, матери имеющие родительское выгорание и неудовлетворенность материнством не имеют персонального досуга и не имеют помощь с ребенком раннего возраста.
Исходя из результатов диагностики, была обусловлена необходимость разработки программа психопрофилактики эмоционального выгорания у матерей находящихся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста «Счастливое материнство».
Программа направлена на работу с матерями, находящимся в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста. Были выделены этапы реализации программы, представлено подробное тематическое планирование деятельности. Разработанная программа «Счастливое материнство» может быть использована в работе психологов женской консультации, перинатальных или семейных центрах.
1. Алексеенко Т.В., Судакова Ю.В. Исследование жизненной удовлетворенности одиноких матерей // Наука России: цели и задачи, сборник научных трудов по материалам международной научной конференции. М.: 2017. С. 40-44.
2. Аминов А.Н. Российская энциклопедия социальной работы. Синдром эмоционального сгорания: В 2 т. Т. 2. М.: Просвещение, 1997. 404 с.
3. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. 207 с.
4. Базалева Л.А. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми: автореферат диссертации канд. психол. наук. Краснодар, 2010. 26 с.
5. Базалева Л.А. Специфика представлений об эмоциональном «выгорании» матери у женщин, имеющих детей // Актуальные проблемы прикладной психологии. Сочи: СГУТиКД, 2009. № 3. С. 4-6.
6. Базалева Л.А., Макаревская И.Г. Создание методики диагностики эмоционального «выгорания» у матерей // Дружининские чтения / Под ред. И.Б. Шуванова, О.А. Михайленко, А.А. Никифоровой, С.С.
Новиковой, А.В. Шашкова. Сочи: Изд-во СГУТиКД, 2009. В 2 т. Т. 1, 2. С. 7-13.
7. Базалева Л.А. Возможности исследования эмоционального «выгорания» у матерей в психологии личности // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Педагогика и психология». М.: 2010. № 1. С. 174-182.
8. Баринова О.В., Допшинская А.А. Взаимосвязь эмоционального выгорания с личностными характеристиками матерей разных социальных типов // Вестник ТВГУ. Серия «Педагогика и психология». М.: 2019. № 1 (46). С. 13-20.
9. Батуев A.C. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. М., Т. 2. № 4. 1996. С. 3-8.
10. Березина Т.Н. Радость и удовольствие как базовые эмоции // Психология и психотехника. М.: 2012. № 7. С. 40-47.
11. Бойко В.В. Диагностика эмоционального выгорания личности // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. С. 91-103.
12. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена
эмоционального выгорания // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 96-103.
13. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. М.: 2002. № 1. С. 4-21.
14. Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование
девиантного поведения матери // Психологический журнал, 2000. № 2.
С. 79-87.
15. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики
изучения психического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. М.: 2002. № 3. С. 21-30.
16. Вахрушева А.С. Родительство как профессия: анализ феномена с позиций компетентностного подхода // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. М.: 2016. № 3. С. 71-86.
17. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика. № 2. СПб.: Питер, 2014. 336 с.
18. Галасюк И.Н. Семейная психология: методика «оценка детско- родительского взаимодействия» М., Издательство Юрайт, 2019. 223 с.
19. Гончар С.Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов // Педагогическое мастерство: материалы Международной научной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки- Веди, 2012. С. 250-253.
20. Губачев Ю.М., Карвасарский, Б.Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. СПб.: Питер, 2007. 264 с.
21. Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной
России: социально-психологический аспект // Журнал Практической
Психологии и Психоанализа, М.: 2010. № 3. 122 с.
22. Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: психофизиологические очерки. М.: ЛКИ, 2016. 202 с.
23. Дорошева Е.А., Грабельникова У.К. Синдром эмоционального выгорания, особенности совладающего поведения и регуляции эмоций у матерей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра // Reflexio. М.: 2018. Т. 11. № 1. С. 5-18.
24. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Социальная психология города в современных условиях // Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 148-158.
25. Емельяненкова А.В., Сафукова Н.Н. Особенности синдрома «эмоционального выгорания» личности специалистов различных профессий системы «человек-человек» // Психологический журнал. М.: 2014. Т. 24. № 2 С. 106-110.
26. Ефимова И.Н. Личностные характеристики и особенности эмоциональных и поведенческих проявлений родителей в связи со степенью их эмоционального выгорания // Российский научный журнал. М.: АНО «РИЭПСИ», 2013. № 4 (35). С. 206-215.
27. Ефимова И.Н. Возможности исследования родительского выгорания // Вестник МГОУ. «Серия Психологические науки». М.: 2013. №
4. С. 31-40.
28. Ефимова И.Н. // Роль системного профиля мотивации в развитии родительского выгорания // Научно-практический журнал «Системная психология и социология». М.: 2014. № 9. 39 с.
29. Ефимова И.Н., Чеботарева Е.Ю. Психологическое благополучие «одиноких» матерей и их детско-родительские взаимоотношения // Современные исследования в психологии. Материалы Международной конференции молодых ученых. / Под ред. С.И. Кудинова, Г.Н. Каменевой. М.: РУДН, 2017. С. 64-68.
30. Захарова Е.И. Психология освоения родительства: научная монография. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 258 с.
31. Зверева О.Л., Ганичева. А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2019. 177 с.
32. Зинченко Ю.П. Психология и психическое здоровье //
Психическое здоровье человека и общества. Актуальные
междисциплинарные проблемы. Научно-практическая конференция. Сборник материалов. М.: 2018. С. 10-15.
33. Ильина Т.И. Эмоциональное выгорание и стресс у женщин- матерей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. М.: 2019. Т. 8. № 6 А. С. 111-118.
34. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Журнал «Социс». М.: 2000. № 10. С. 21-25.
35. Картузова А.А. Профессиональная деформация личности: определение понятия // Педагогика, психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта. М.: 2014. № 3. С. 48-51.
36. Кмить К.В., Попов Ю.В. Эмоциональное выгорание, не связанное с профессиональным стрессом // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. М.: 2013. № 3. С 3-10.
37. Кмить К.В., Попов Ю.В. Эмоциональное «выгорание» - только лишь результат профессиональных отношений? // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. СПб.: 2012. № 2. С. 98-101.
38. Кочеткова Т.Н. Характер отношений родителей к детям в полной и неполной семье // Перспективы науки. М.: 2015. № 8 (71). С. 24-28.
39. Кригер Г.Н., Федотова Л.М. Готовность молодых женщин к материнству и воспитанию детей // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. СПб.: 2013. № 30. С. 153-159.
40. Куканов А.А. Характеристика эмоционально-личностной сферы матерей, имеющих детей с РДА // Российский реабилитационный центр «ДЕТСТВО» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «РРЦ» Детство» Минздрава РФ). М.: 2016. С. 268-273.
41. Ларенцова Л.И. Феномен эмоционального выгорания: механизм формирования, симптомы и способы преодоления с точки зрения различных психологических подходов // Прикладная юридическая психология. СПб.: 2011. № 2. С. 37-48.
42. Ленгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологи. М.: 2008. № 2. С. 3-16.
43. Лукьянов В.В. Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / под ред. В.В.Лукьянова, С.А. Подсадного. Курск: КГУ, 2007. 168 с.
44. Мосолов С.Н., Цукарзи Э.Э. Психиатрия. Национальное
руководство. М.: ГОЭТАР-Медиа, 2017. с. 168.
45. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. 122 с.
46. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии:
эмпирические исследования // Психологический журнал. СПб.: 2001. Т 22.
№ 1. С. 90-101.
47. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Институт психологии РАН, 2006. 356 с.
48. Пак С.Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. М.: 2016. № 6. С. 72-78.
49. Петрановская Л.В. Мама на нуле. // Путеводитель по
родительскому выгоранию. М.: 2017. 227 с.
50. Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Красиков Ю.В. Психология женщины: коллективная монография. М.: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2016. 141с.
51. Попов Ю.В., Кмить К.В. Эмоциональное «выгорание» - только лишь результат профессиональных отношений? // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. М.: 2012. №2. С. 98-101.
52. Райкова Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий // Молодой ученый. М.: 2011. № 5. Т. 2. С. 92-97.
53. Рябова Т.В. Феномен эмоционального выгорания // Экология и жизнь. М.: 2015. № 10 (83). С. 78-81.
54. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. М.: 2000. № 3. С. 15-20.
55. Смирнова Е.О., Бакова M.B. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Вопросы психологии. М., 2000. № 3. С. 41-49.
56. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019. 255 с.
57. Старченкова Е.С., Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 258 с.
58. Тарабрина Н.В. Теоретико-эмпирические исследования посттравматического стресса / Психологический журнал. М.: 2007. С. 41-49.
59. Филиппова Г.Г. Эмоциональное выгорание матери: новая проблема в перинатальной психотерапии // Материалы итогового международного конгресса «Возможности психотерапии, психологии и консультирования в сохранении и развитии здоровья и благополучия человека, семьи и общества» (г. Москва, 12-15 октября 2017 г.). М.: 2017. С. 154-159.
60. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его
исследования в психологии // Вопросы психологии. 2001. М.: № 2. С. 21-28.
61. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины. Автореферат канд. психол. наук / М.Ю. Чибисова. М., 2003. 152 с.
62. Чутко Л.С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М.: МЕДпресс-информ, 2014. № 2. 256 с.
63. Lundgren-Nilsson A., Jonsdottir I., Pallant J., Jr G. (2012) Internal construct validity of the Shirom-Melamed Burnout Questionnaire (SMBQ) // BMC Public Health, 12:1, 3-11, DOI: 10.1016/j.ijans.2015.09.003.
64. Shirom A., Melamed S., Toker S., Berliner S., Shapira I. (2005) Burnout and health: current knowledge and future research directions // International Review of Industrial and Organizational Psychology, 20, 269-279, DOI: 10.1037/0033-2909.132.3.327.
65. Maslach C., Jackson S.E. (1981) The measurement of experienced Burnout. J. Occup. Beh, 2, 99-113, DOI: 10.1002/job.4030020205.
66. Milkie M.A., Nomaguchi K.M., Denny K.E. (2015) Does the amount of time mothers spend with children or adolescents matter? Journal of Marriage and Family, 77, 355-372, DOI: 10.1111/jomf.12170.
67. Pines A., Aronson E. (1988) Career burnout: Causes and cures. New York: Free Press, 257, 38, DOI: 5.13/978-0312014537.
68. Pines A. (1988) Keeping the Spark Alive: Preventing Burnout in Love and Marriage. New York N.Y.: St. Martin Press, 291, DOI: 10.1108/978-1-78635-286-620161009.
69. Roskam I., Raes M., Mikolajczak M. (2017) Exhausted parents: Development and preliminary validation of the parental burnout inventory. Frontiers in Psychology, 8, 163, DOI: 0.1207/S15327574IJT0101_4.