ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 6
Понятие саморегуляции личности в психологии 6
1.2 Возрастные особенности саморегуляции детей младшего школьного
возраста 13
Психологические особенности детей с гиперактивным поведением
20
Выводы по Главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИЗНАКАМИ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 28
Организация и методики исследования 28
Анализ результатов констатирующего этапа исследования 32
Комплекс мероприятий по развитию саморегуляции детей
младшего школьного возраста с признаками гиперактивного поведения 44
Анализ результатов контрольного этапа исследования 62
Выводы по Главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
Младший школьный возраст - возраст вхождения в учебную деятельность, которая становится для него ведущей. Многие исследователи младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, А.К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что к концу данного периода должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции. Несмотря на то, что такие сложные системные образования, как рефлексия, саморегуляция, произвольность проходят в это время только начальный этап формирования, их развитие важно именно в этот возрастной период.
Способность человека к саморегуляции определяется возрастными особенностями. Наиболее сенситивным периодом для развития саморегуляции является младший школьный возраст, т.к. именно в это время у детей формируются произвольные умственные действия.
...
Данная работа освещает актуальную в психологии проблему - развитие саморегуляции у учащихся младшего школьного возраста. В работе содержатся как теоретические аспекты изучения саморегуляции, так и описание организации, проведения и результатов эмпирического исследования особенностей саморегуляции у младших школьников с признаками гиперактивного поведения.
Саморегуляция - это способность человека управлять своими эмоциями, мыслями и поведением в соответствии с поставленной целью. В младшем школьном возрасте эта способность является особенно важной, так как именно в этот период происходит активное развитие личности ребенка и формирование его характера.
Саморегуляция младших школьников характеризуется особенностями:
Эмоциональная нестабильность. Младшие школьники часто испытывают перепады настроения, быстро меняют свои эмоции и чувства в зависимости от ситуации. Это может привести к конфликтам с окружающими и трудностями в учебе.
Зависимость от внешней оценки. Младшие школьники сильно зависят от мнения других людей и часто испытывают стресс, если они не получают положительную оценку своих действий.
Неумение планировать и организовывать свое время. Младшие школьники импульсивны, не могут долго концентрироваться на одном деле и часто не успевают выполнить все задания вовремя.
Недостаточный самоконтроль. Младшие школьники не всегда могут контролировать свои эмоции и мысли, что может привести к нежелательным последствиям.
Низкая самооценка. Младшие школьники могут иметь низкую самооценку и бояться неудачи, что также может влиять на их саморегуляцию.
Для развития саморегуляции у младших школьников необходимо создавать условия, способствующие формированию положительной самооценки, развитию навыков планирования и организации времени, а также помогать им контролировать свои эмоции.
На констатирующем этапе исследования саморегуляция детей младшего школьного возраста с признаками гиперактивного поведения представлена следующими характеристиками:
возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам;
не умеют и не желают продумывать последовательность своих действий. Предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно определить последовательность своих действий, предпочитают идти путём проб и ошибок. Результат действий часто бывает неадекватен целям;
зависимы от мнений и оценок окружающих, планы и программы действий разрабатываются окружающими взрослыми;
выражено стремление на неопределённый срок отложить реализацию своих намерений, допускают просчеты, могут подводить других в совместной деятельности;
способны рассмотреть и дать полную оценку «со стороны» своим мыслям и действиям, рассматривая их основания только под руководством учителя;
постоянно нарушают заданную систему требований, предложенную взрослым.
Разработанный комплекс коррекционно-развивающих занятий по развитию саморегуляции детей с признаками гиперактивного поведения (состоит из 20-ти занятий). Основной блок коррекционно-развивающих занятий направлен на формирование и развитие у детей саморегуляции произвольной активности: целеполагания, моделирования, планирования, самоконтроля, самокоррекции.
...
Абульханова-Славская К.А. Субъектно-личностные проблемы саморегуляции // Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: Нестор История, 2011. С. 56-73.
Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб.: Наука, 1992. 143 с.
Бабич О.М. Методы саморегуляции и психологической разгрузки.
Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского
государственного университета, 2008. 40 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Монография. СПб.: Питер, 2009. 398 с.
Боришевский М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении младших школьников. М.: Знание, 1996. 180 с.
Бояринцев В.П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности. М.: Знание, 1988. 210 с.
Выготский Л.С. Психология развития: Избранные работы. М.: Юрайт, 2017. 301 с.
Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Казань: КГУ, 1981. 320 с.
Горячева Т. Г., Султанова А.С. Эмоциональные расстройства при различны // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. 2011. № 9. С. 36-43.
Ефтимова О.В., Максимова Е.А., Фомина Т.Г. Саморегуляция как ресурс субъективного благополучия младших школьников // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: Материалы II Международной научно-практической конференции. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (26-28 октября 2017 г.) / отв. ред. Л.А. Цветкова, Г.М. Яковлев. СПб: Изд-во СПбУ, 2017. С. 69-75.
Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2021. 274 с.
Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. С.258-260.
Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 122-132.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006. 208 с.
Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий
субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22-34.
... всего 50 источников