Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №154332

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие взаимодействия в современной педагогической науке и
практике 8
1.2. Особенности взаимодействия воспитателя с детьми старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Условия совершенствования взаимодействия воспитателя с
агрессивными детьми 22
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА зз
2.1. Исследование особенностей взаимодействия воспитателя с агрессивными
детьми старшего дошкольного возраста зз
2.2. Опыт реализации психолого-педагогических условий совершенствования взаимодействия воспитателя с агрессивными детьми старшего дошкольного
возраста 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 55
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71

В последние годы вся мировая общественность ежедневно говорит о совершаемых террористических актах, насилии, жестокости и вандализме. В основе всех этих социально опасных явлениях лежит агрессия, которая по данным статистики ежегодно «молодеет», т.е. действия агрессивного характера, приносящие ущерб окружающим, совершают не только взрослые и подростки, но и дети.
Работа с агрессивными детьми входит в поле профессиональной деятельности психологов, которые осуществляют профилактику и коррекцию агрессивного поведения детей. Однако в силу особенностей профессиональной деятельности психолога их возможности систематической работы с каждым ребенком ограничены. Поэтому возникает необходимость в вовлечении в эту деятельность воспитателей, которые взаимодействуют с детьми долговременно и ежедневно. Взаимодействие воспитателей с детьми в отношении социализации агрессии представляет большие возможности, особенно в контексте организации педагогической работы.
Проблеме взаимодействия с агрессивными детьми посвящено значительное количество работ: становлению понято-терминологического аппарата способствовали работы А.А. Реана, Е.В. Змановской, Д.И. Пономаревой, и др., причины и особенности проявления агрессивного поведения изучаются в исследованиях Н.М. Платоновой, Т.П. Смирновой и др., направления деятельности по профилактике и коррекции агрессивного поведения описаны в работах П. Бейкер, И.Л. Коваленко, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.
Важность педагогического взаимодействия как средства влияния на развитие и становление личности поднимает проблему его эффективной организации, особенно с учетом ориентации на ребенка старшего дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок активно развивается как личность, доверяя взрослому, и воспитатель получает значимые средства влияния на ребенка за счет этого доверия. Психолого-педагогическому осмыслению взаимодействия в современной педагогической науке и практике посвящены публикации Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородовой, А.С. Белкина, В.А. Бухвалова, Г.В. Гатальской, А.А. Гин, Т.Г. Григорьевой, И.А. Зимней, Е.В. Коротаевой, П.И. Пидкасистого, И.И. Рыдановой. Вопросы педагогического взаимодействия исследованы в работах А.Ф. Аменда, И.В. Гребенникова, В.Д. Семенова и др.
В связи с этим, хотелось бы отметить, что подавляющее большинство научных работ по изучению агрессии и агрессивного поведения посвящено школьному этапу жизни ребенка, работ, посвященных агрессивным детям дошкольного возраста значительно меньше. Во всех них агрессивное поведение рассматривается, как нарушение поведения детьми, как естественная реакция ребенка на незнакомую, пугающую ситуацию.
Однако до настоящего времени идея целенаправленного взаимодействия воспитателя детского сада с агрессивными детьми не получила необходимого обоснования ни в теории, ни в практике образования. Сегодня отсутствуют теоретические и практические разработки модели взаимодействия педагога-воспитателя с агрессивными детьми, комплексно решающие эту проблему; отсутствует описание целостной системы взаимодействия воспитателя с ребенком, характеристик особенностей, которые необходимо учитывать, в процессе взаимодействия, средств наиболее эффективных в организации взаимодействия.
Из всего вышесказанного вытекает ряд существенных противоречий между:
• наличием исследований отдельных аспектов взаимодействия с агрессивными детьми и потребностями педагогической науки в создании модели взаимодействия, раскрывающих сущность, структуру, специфику взаимодействия воспитателя и ребенка в детском саду;
• наличием агрессивных детей дошкольного возраста в группах детского сада и отсутствием модели взаимодействия, раскрывающей сущность, структуру, специфику взаимодействия воспитателя и агрессивного ребенка в детском саду;
- наличием исследований различных сторон взаимодействия воспитателя с детьми и отсутствием подобных исследований в отношении отдельных групп детей, в том числе агрессивных детей.
Закономерной становятся проблема: каковы сущность, структура, специфика, психолого-педагогические условия совершенствования взаимодействия воспитателя и агрессивного ребенка в детском саду?
Значимость указанных противоречий, возникающих в образовательной практике детских садов, позволила сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогические условия совершенствования взаимодействия воспитателей с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-
экспериментальным путем проверить результативность условий совершенствования взаимодействия воспитателей с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс совершенствования взаимодействия воспитателей с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
совершенствования взаимодействия воспитателей с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическими условиями,
способствующими совершенствованию взаимодействия воспитателей с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста, могут выступать:
1) использование разных позиций и стилей общения с
агрессивными детьми, максимально соответствующими ситуации;
2) организация коллективных игр воспитателей и детей, расширяющих позитивный опыт взаимодействия и создающих общие эмоциональные переживания;
3) организация совместной деятельности воспитателей и детей, позволяющей проявить позитивное отношение к агрессивным детям.
Задачи исследования:
1) рассмотреть и охарактеризовать понятие взаимодействия в современной педагогической науке и практике;....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный теоретический анализ проблемы взаимодействия воспитателя с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста, позволил установить следующее.
Взаимодействие в современной науке - это многоаспектное образование, включающее в себя взаимные контакты субъектов, их совместные и индивидуальные действия, взаимовлияние, взаимосвязь, взаимоотношения и пр. Взаимодействие обладает характеристиками: оно социально, педагогически влиятельно, затрагивает и использует активность субъектов, может выражаться в разнообразии стилей общения. Педагогическое взаимодействие мы рассматриваем как личные связи и отношения субъектов, реализуемые в совместной деятельности, в форме коммуникации, общения, методов воспитания, педагогических технологий. Педагогическое взаимодействие имеет уровневую характеристику, иллюстрирующую личностные изменения субъектов деятельности, условий ее осуществления, меры развернутости процесса взаимодействия.
Наиболее эффективной является личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. она создаёт наиболее благоприятные условия для развития личности и индивидуальности ребёнка.
Можно выделить особенности взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в рамках учебно-дисциплинарной модели, к которым относятся: взаимодействие строится в отношении всей группы детей, концентрируя все усилия преимущественно на формировании «правильного поведения», преобладают фронтальные формы работы с детьми, активность детей подавляется в угоду порядку и дисциплине, игра жестко регламентируется взрослыми по правилам и времени.
Особенностями взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в рамках личностно-ориентированной модели выступают: привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает личностные качества; основное значение в педагогическом процессе придается игре как основной форме организации детской жизни.
Особенностями взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в рамках либеральной модели взаимодействия является: уход от принятия решений, передача инициативы детям,
родителям: организация и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.
Условиями, способствующими развитию эффективного
взаимодействия воспитателя с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста, могут быть:
1) использование разных позиций и стилей общения с агрессивными детьми, максимально соответствующими ситуации;
2) организация коллективных игр воспитателей и детей, расширяющих позитивный опыт взаимодействия и создающих общие эмоциональные переживания;
3) организация совместной деятельности воспитателей и детей, позволяющей проявить позитивное отношение к агрессивным детям.
Эмпирическая часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
На констатирующем этапе исследования выявлялось наличие агрессивных детей среди испытуемых, а также преобладание разных стилей взаимодействия воспитателя с такими детьми.
Изучение опыта организации взаимодействия воспитателей с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста, позволило установить, что на констатирующем этапе исследования, активно­отрицательный и пассивно-отрицательный стиль взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста встречался только при взаимодействии с агрессивными детьми.
При взаимодействии с агрессивными детьми ранжирование распространенности стилей взаимодействия воспитателя с детьми выглядит следующим образом: ситуативный (50%), пассивно-отрицательный (30%), активно-отрицательный (20%). При взаимодействии с неагрессивными детьми ранжирование распространенности стилей взаимодействия воспитателя с детьми выглядит следующим образом: ситуативный (50%), активно-положительный (33%), пассивно-положительный (17%)....


1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре // Вопросы психологии, 2002, № 1. С. 3-16.
2. Амонашвили Ш.А. Вера и любовь. Донецк: Ноулидж, 2008. 120 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2000. 376 с.
4. Берковиц Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. М.: «Олма-Пресс». 2001. 252 с.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб.: Издательство «Питер»,
2000. 336 с.
6. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2011. 448 с.
7. Белкин А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). Екатеринбург: Сократ, 1995. 155 с.
8. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2000. 192 с.
9. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1987. 155 с.
10. Венгер Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. М.: Просвещение, 1990. 220 с.
11. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
12. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
13. Комарова О.А. Взаимодействия педагога и детей дошкольного возраста в предметно-игровой среде ДОУ в контексте личностно­ориентированного подхода // Мир науки, культуры и образования. 2011. № 6 (2). С. 173-176.
14. Комарова О. А. Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения // Дискуссия. 2011. №10. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vzaimodeystvie-pedagoga-i-detey-v- usloviyah-sredy-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 16.02.2021)...38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ