ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические аспекты особенности игровой деятельности мальчиков
младшего школьного возраста как средство повышения их физической подготовленности 6
1.1 Общая характеристика игровой деятельности 6
1.2 Физиологические особенности обучающихся младших классов (7 - 10
лет) 16
1.3 Программа физического воспитания обучающихся младших классов,
основанная на виде спорта - баскетбол 19
2. Организация и методы исследования 26
2.1. Организация исследования 26
2.2 Методы исследования 26
3. Экспериментальная проверка игровой деятельности обучающихся
младших классов как средство повышения их физической подготовленности 29
3.1 Экспериментальное содержание уроков по баскетболу обучающихся
младшего школьного возраста (мальчики) 30
3.2 Результаты анкетирования 52
3.3 Результаты физической подготовленности обучающихся младшего
школьного возраста 56
Заключение 63
Содержание нового стандарта образования предъявляет иные требования не только к подготовке учащихся, но и к обновлению профессионального арсенала учителя физической культуры. За последние десятилетия в теории и практике физической культуры в общеобразовательных школах разработано немало перспективных, игровых технологий, позволяющих эффективно решать задачи образования, развития обучающихся, активно внедрять средства двигательной активности, с помощью которых возможно достичь оптимального уровня физической подготовленности. Актуально стоит вопрос о логическое и рациональное использование игровой деятельности как средстве повышения физической подготовленности обучающихся. В начальной школе закладываются основы физической культуры личности, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической двигательной активности. Этот возраст особенно благоприятен для обучения двигательным игровым действиям. Двигательная игровая деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования обучающихся.
В соответствии с разработанным государственным документом «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» доля населения систематически занимающихся физической культурой и спортом должна достигнуть 60%, а доля самостоятельно занимающихся должна быть увеличена на 20%. В связи с этим, педагогической общественностью осознана необходимость формирования новой стратегии современной образовательной школы, в которой здоровье рассматривается как необходимый компонент образования. От того насколько успешно будут сформированы положительные мотивации обучающихся к двигательной активности, к здоровому образу жизни, зависит в последующем образ жизни человека. Однако, заинтересованность к занятиям физической культурой и спортом со стороны обучающихся общеобразовательных школ остается достаточно низкой. Поэтому основной задачей современной общеобразовательной школы является создание условий и мотиваций для гармоничного физического развития и приобщение обучающихся к систематическим, активным занятиям различными видами спорта, к приобщению к игровой деятельности как средству повышения их физической подготовленности. Актуальность проблемы и необходимость ее решения позволили сформулировать тему исследования: «Игровая деятельность обучающихся младшего школьного возраста как средство повышения их физической подготовленности на уроках по физической культуре».
Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность обучающихся младшего школьного возраста как средство повышения их физической подготовленности на уроках по физической культуре (мальчики).
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка,
реализация содержания игровой деятельности (на примере вида спорта баскетбол) обучающихся младшего школьного возраста как средство повышения их физической подготовленности на уроках по физической культуре, проверка ее эффективности в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза исследования: игровая деятельность обучающихся
младшего школьного возраста как средство повышения их физической подготовленности будет результативной, если будет:
• выявлены теоретические аспекты игровой деятельности обучающихся младшего школьного возраста как средства повышения их физической подготовленности (на примере вида спорта баскетбол) на уроках по физической культуре;
• обосновано и разработано содержание игровой деятельности (на примере вида спорта баскетбол) обучающихся младшего школьного возраста как средство повышения их физической подготовленности на уроках по физической культуре;
- определено опытно-экспериментальным путем эффективность внедрения содержания игровой деятельности (на примере вида спорта баскетбол) обучающихся младшего школьного возраста (мальчики) как средства повышения их физической подготовленности на уроках по физической культуре....
1. Содержание нового стандарта образования в общеобразовательных школах предъявляет требования не только к подготовке обучающихся, но и к обновлению профессионального арсенала учителя физической культуры. За последние десятилетия в теории и практике физической культуры разработано немало перспективных, игровых технологий, позволяющих эффективно решать задачи образования, физического развития обучающихся, активно внедрять средства двигательной активности, способствующих их физической подготовленности. Игровая деятельность в виде спортивной игры обладает широким спектром игровых методических приемов, а сама атмосфера игры поддерживает внимание, игровой интерес, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изучаемых понятий и категорий, формированию ценностного отношению к деятельности. В исследовании нами подтверждено, что игровая деятельность обучающихся младшего школьного возраста является средством повышения их физической подготовленности в процессе физического воспитания в школе, основой формирования физической культуры личности, интересов, мотивации и потребности в систематической двигательной активности.
2. На основе анкетирования и апробирования результатов внедрения содержание игровой деятельности (на примере игрового вида спорта «Баскетбол») обучающихся младших классов нами было выявлено, что около 46% выразили положительное отношение к занятиям физической культурой в школе. Отрицательное отношение ответили 5% опрошенных. Нами было выяснено, что только 29,1% респондентов имеют представление о спортивных играх, тогда как 70,9% не слышали ничего о видах спорта, но, несмотря на это, более 57% хотели бы играть в баскетбол и в другие виды спорта на уроках по физической культуре в школах.
3. Результаты тестов подтверждают эффективность использования игровую деятельность (на примере игрового вида спорта «Баскетбол») обучающихся младших классов на уроках по физической культуре в школах, доказывают ее положительное влияние на уровень физической подготовленности. В экспериментальной группе достоверно увеличились результаты в тестах на физическую подготовленность обучающихся младшего школьного возраста, что входило в задачу нашего исследования.
Хотелось бы отметить, что по данной теме нами написана и опубликована научная статья, которая загружена в elibrary.ru, согласно лицензионного договора 930-03/2015K, в апреле 2018 года.
1. Абакарова Э.Г., Несоленова Р.М. Основные аспекты формирования физической культуры младших школьников. Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: мат. IX межд. науч.-практ. конфер. - Ставрополь: АГРУС, 2015. - С. 111 - 112.
2. Абзалов Р.А., Абзалов Н.И. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебное пособие.- Казань, изд-во "Вестфалика", 2013. - 202 с.
3. Алхасов Д.С. Методика обучения физической культуре в начальной школе: учеб.пособие для академ. бакалавриата : в 2 ч. Ч. 1 / Д. С. Алхасов. - М.: Юрайт, 2017. - 254 с.
4. Ашмарин Б.А, «Теория и методика физического воспитания», - М.: Просвещение 1990, 287с.
5. Барминова Т.И., Гайдай И.В., Егорова Т.А.: Олимпийские игры. Познавательно-игровая деятельность. 1-11 классы ФГОС // М.: Просвящение,
2016. - 122 с.
6. Билич, Г.Л. Атлас: анатомия и физиология человека / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 с.
7. Бобровский В.В. Физическая культура: учеб.пособие для студентов вузов и сред. спец. учеб. заведений / В. В. Бобровский, Н. А. Светличная, А. И. Бобровская. - М.: КНОРУС, 2016.
8. Василевская Е.С. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня начальной школы: пособие для учителей нач. кл. / Е. С. Василевская. - 4-е изд. - Мозырь: Белый Ветер, 2013. - 54 с.
9. Виленская Т.В. Актуальные детерминанты совершенствования физического воспитания учащихся младших классов / Т.В. Виленская // Физическаякультура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - №3. - С. 2 - 6.
10. Физическая культура: учебник / коллектив авторов; под ред. М.Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 424 с. - (Бакалавриат).
11. Вучева В.В. Мартыненко Л.Е., Белозерцева Е.Н. Игровые технологии как одно из средств реализации Федерального государственного образовательного стандарта в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в общеобразовательной школе. Материалы IX международной научно-практической конференции. - Ставрополь: АГРУС, 2012. - С. 116 - 118.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
13. Головина Л.Л. Третий урок физической культуры в
общеобразовательной школе / Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Н.В.
Полянская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - №3. - С. 52 - 56.
14. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. Программы внеурочной
деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов // М.: Просвещение, 2016 г. - 136 с.
15. Гудинова Ж.В. ГТО-2014: задачи гигиены физического
воспитания / Ж.В. Гудинова, Е.И. Толькова // современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - С. 10 - 15...49