Изучение жанра философской сказки на уроках литературы в 5-8 классах
|
Только Word
Введение 3
Глава 1. Литературоведческие основы исследования 6
1.1 Философская сказка как жанр 6
1.2. Развитие философской сказочной прозы в мировой литературе 14
Глава 2. Методика изучения философской сказки в средней школе 29
2.1. Анализ учебно-методической литературы 29
2.2. Система изучения философских сказок на уроках литературы в 5-8
классах 32
2.3. Методические разработки уроков в 6 классе по изучению сказки
«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери 36
Заключение 59
Список литературы 61
Введение 3
Глава 1. Литературоведческие основы исследования 6
1.1 Философская сказка как жанр 6
1.2. Развитие философской сказочной прозы в мировой литературе 14
Глава 2. Методика изучения философской сказки в средней школе 29
2.1. Анализ учебно-методической литературы 29
2.2. Система изучения философских сказок на уроках литературы в 5-8
классах 32
2.3. Методические разработки уроков в 6 классе по изучению сказки
«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери 36
Заключение 59
Список литературы 61
Сказка занимает одно из значимых мест в детской художественной литературе. Отражая те доминирующие ориентиры, которые были свойственны человечеству в определенный период его истории, сказка является «вечным» способом художественного человеческого бытия. Во все века сказка была призвана учить добру, храня в себе нравственные постуаты. Популярность жанра сказки свидетельствует о том, что читатель стремится окунуться в вымышленный, чудесный мир, где можно отвлечься от насущных проблем и взглянуть по-другому на изображаемую действительность. Как известно, само слово «сказка» происходит от русского слова «сказывать», «говорить», что напоминает о фольклорных истоках жанра, о его «устности». Со временем жанр развивался, возникла литературная сказка, в дальнейшем и ее разновидность - философская сказка.
Актуальность исследования. Наличие или отсутствие интереса к чтению - основной фактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. В возрасте 12 - 15 лет (5 - 8 классы) у школьника начинается формироваться самостоятельность в умственной деятельности, критичность мышления, ребенок высказывает собственные суждения и мнения, развивается интерес к философской стороне познания окружающего мира.
В настоящее время, когда широкое развитие получила низкопробная массовая литература деморализующего характера, предпочтение школьник отдает произведениям с сомнительными философскими установками ввиду легкодоступности (интернет, социальные сети).
Задача учителя на данном этапе, поддерживая интерес к жанру, не допустить потери русских и зарубежных писателей, произведения которых несут высокую идейно-философскую значимость, а также развивают личностные качества ученика, такие как гуманность, сострадание, понимание и внимательность ко всем деталям окружающего мира.
Кроме того, в старших классах по программе изучаются философские произведения (например, философская лирика, романы Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого). Необходимо подготовить школьников к постижению разных философских идей и сформировать устойчивый интерес к подобной литературе благодаря обращению к жанру, наиболее соответствующему этому возрасту, - философской сказке.
Объектом настоящего исследования является жанр философской сказки.
Предметом исследования выступает методика преподавания философских сказок в школе.
Научная новизна работы состоит в том, что было осуществлено комплексное исследование учебно-методической литературы на предмет изучения философских сказок в 5 - 8 классах, разработана система уроков по изучению философской сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» для 6 класса.
Цель исследования: представить содержательные и методические подходы к изучению жанра философской сказки на уроках литературы в 5-8 классах.
В ходе достижения данной цели мы последовательно выполним несколько задач:
1. Определить специфику философской сказки как жанра.
2. Выявить традиции философской сказочной прозы в мировой
литературе.
3. Выявить подходы к изучению философской сказки в учебнометодической литературе.
4. Разработать систему изучения философских сказок на уроках литературы в 5 - 8 классах и апробировать отдельные уроки в практической деятельности.
Методологическую основу исследования составили работы В.П. Аникина, Л.Ю. Брауде, М.Н. Липовецкого, А.И. Никифорова, Л.В. Овчинниковой, В.Я. Проппа. Учебники и программы В.Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, М.Б. Ладыгина, В.Г. Маранцмана.
В ходе данного исследования нами были использованы следующие методы:
1. структурный;
2. биографический;
3. сравнительно - сопоставительный;
4. экспериментальный (констатирующий).
Практическая значимость работы заключается в том, что представленные методические разработки, а также ряд наблюдений и выводов можно использовать при подготовке к урокам литературы в школе.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух тематических глав. Первая глава посвящена рассмотрению понятия философской сказки и ее истоков, а также анализу творчества писателей в рамках заданной темы. Вторая глава включается в себя анализ учебно- методической литературы на предмет изучения жанра философской сказки в 58 классах, систему изучения произведений на уроках внеклассного чтения, методические разработки уроков по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Завершают дипломную работу заключение и список литературы.
Актуальность исследования. Наличие или отсутствие интереса к чтению - основной фактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. В возрасте 12 - 15 лет (5 - 8 классы) у школьника начинается формироваться самостоятельность в умственной деятельности, критичность мышления, ребенок высказывает собственные суждения и мнения, развивается интерес к философской стороне познания окружающего мира.
В настоящее время, когда широкое развитие получила низкопробная массовая литература деморализующего характера, предпочтение школьник отдает произведениям с сомнительными философскими установками ввиду легкодоступности (интернет, социальные сети).
Задача учителя на данном этапе, поддерживая интерес к жанру, не допустить потери русских и зарубежных писателей, произведения которых несут высокую идейно-философскую значимость, а также развивают личностные качества ученика, такие как гуманность, сострадание, понимание и внимательность ко всем деталям окружающего мира.
Кроме того, в старших классах по программе изучаются философские произведения (например, философская лирика, романы Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого). Необходимо подготовить школьников к постижению разных философских идей и сформировать устойчивый интерес к подобной литературе благодаря обращению к жанру, наиболее соответствующему этому возрасту, - философской сказке.
Объектом настоящего исследования является жанр философской сказки.
Предметом исследования выступает методика преподавания философских сказок в школе.
Научная новизна работы состоит в том, что было осуществлено комплексное исследование учебно-методической литературы на предмет изучения философских сказок в 5 - 8 классах, разработана система уроков по изучению философской сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» для 6 класса.
Цель исследования: представить содержательные и методические подходы к изучению жанра философской сказки на уроках литературы в 5-8 классах.
В ходе достижения данной цели мы последовательно выполним несколько задач:
1. Определить специфику философской сказки как жанра.
2. Выявить традиции философской сказочной прозы в мировой
литературе.
3. Выявить подходы к изучению философской сказки в учебнометодической литературе.
4. Разработать систему изучения философских сказок на уроках литературы в 5 - 8 классах и апробировать отдельные уроки в практической деятельности.
Методологическую основу исследования составили работы В.П. Аникина, Л.Ю. Брауде, М.Н. Липовецкого, А.И. Никифорова, Л.В. Овчинниковой, В.Я. Проппа. Учебники и программы В.Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, М.Б. Ладыгина, В.Г. Маранцмана.
В ходе данного исследования нами были использованы следующие методы:
1. структурный;
2. биографический;
3. сравнительно - сопоставительный;
4. экспериментальный (констатирующий).
Практическая значимость работы заключается в том, что представленные методические разработки, а также ряд наблюдений и выводов можно использовать при подготовке к урокам литературы в школе.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух тематических глав. Первая глава посвящена рассмотрению понятия философской сказки и ее истоков, а также анализу творчества писателей в рамках заданной темы. Вторая глава включается в себя анализ учебно- методической литературы на предмет изучения жанра философской сказки в 58 классах, систему изучения произведений на уроках внеклассного чтения, методические разработки уроков по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Завершают дипломную работу заключение и список литературы.
Современная система образования, принятый Федеральный образовательный стандарт требуют от педагогов воспитания нравственного ответственного и компетентного гражданина. Образование перестает быть только рычагом передачи знаний по предмету, а выступает комплексным процессом формирования личности ученика.
Большое влияние на воспитание подростков оказывают уроки литературы. Они способствуют формированию мировоззрения учащихся, их духовному становлению, помогают определить для себя нравственные идеалы, нормы морали. Немаловажным является влияние такого жанра, как философская сказка. В ее основе находится особое авторское мировоззрение, которое стремится выразить нравственно-философские принципы.
Специфика философской сказочной прозы заключается в том, что, несмотря на абстрактный характер, сказка несет вполне реальную социальную проблематику, а зачастую ставит вопросы глобального характера. Писатели, обращаясь к жанру философской сказки, стремились осмыслить общие проблемы истории, человеческой судьбы. В своих произведениях они утверждали приоритет философских категорий, таких, как любовь, дружба, красота, жизнь, смерть. За образами героев, которым присущ глубокий психологизм, скрываются емкие мысли, авторская позиция на те или иные жизненные ситуации, пороки окружающего общества, его слабости.
Философская сказка - жанр, который зародился в XIX веке. Основой для развития послужила народная сказка. Традиции фольклора в совокупности с новыми признаками создали совершенно иной жанр с богатой системой образов, символов, аллегорий и глубоким идейно-философским содержанием.
Проведенный нами анализ основных школьных программ по литературе показал, что жанр философской сказки рассматривается во всех программах, но ему отведено малое количество часов, что не позволяет более полно раскыть специфику произведения. Существенным недостатком этих программ является отсутствие в них конкретного перечня произведений, рекомендованных для изучения, целостной концепции изучения жанра.
Нами была разработана система уроков по заданной тематике, рекомендованных для изучения на уроках внеклассного чтения. При отборе произведений учитывались возрастные особенности школьников и доступность восприятия текстов подростками. Информация на уроках преподносится по принципу «от простого к сложному». Начиная с общего рассмотрения сказочного и реального в произведении, понятий о добре и зле, ученики логически подходят к более сложным вопросам о смысле человеческой жизни. Такое выстраивание изучения философской сказочной прозы готовит школьников к постижению разных философских идей на дальнейших уровнях обучения и формирует устойчивый интерес к подобной литературе.
Представленные нами методические разработки уроков по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» предполагают полное и последовательное изучение произведения. Включают в себя такие методические приемы, как беседа по первым впечатлениям, работа с иллюстрациями, выразительное чтение, эвристическая беседа, групповая работа, творческое задание. Методические разработки можно использовать при подготовке и проведении уроков литературы в школе.
Большое влияние на воспитание подростков оказывают уроки литературы. Они способствуют формированию мировоззрения учащихся, их духовному становлению, помогают определить для себя нравственные идеалы, нормы морали. Немаловажным является влияние такого жанра, как философская сказка. В ее основе находится особое авторское мировоззрение, которое стремится выразить нравственно-философские принципы.
Специфика философской сказочной прозы заключается в том, что, несмотря на абстрактный характер, сказка несет вполне реальную социальную проблематику, а зачастую ставит вопросы глобального характера. Писатели, обращаясь к жанру философской сказки, стремились осмыслить общие проблемы истории, человеческой судьбы. В своих произведениях они утверждали приоритет философских категорий, таких, как любовь, дружба, красота, жизнь, смерть. За образами героев, которым присущ глубокий психологизм, скрываются емкие мысли, авторская позиция на те или иные жизненные ситуации, пороки окружающего общества, его слабости.
Философская сказка - жанр, который зародился в XIX веке. Основой для развития послужила народная сказка. Традиции фольклора в совокупности с новыми признаками создали совершенно иной жанр с богатой системой образов, символов, аллегорий и глубоким идейно-философским содержанием.
Проведенный нами анализ основных школьных программ по литературе показал, что жанр философской сказки рассматривается во всех программах, но ему отведено малое количество часов, что не позволяет более полно раскыть специфику произведения. Существенным недостатком этих программ является отсутствие в них конкретного перечня произведений, рекомендованных для изучения, целостной концепции изучения жанра.
Нами была разработана система уроков по заданной тематике, рекомендованных для изучения на уроках внеклассного чтения. При отборе произведений учитывались возрастные особенности школьников и доступность восприятия текстов подростками. Информация на уроках преподносится по принципу «от простого к сложному». Начиная с общего рассмотрения сказочного и реального в произведении, понятий о добре и зле, ученики логически подходят к более сложным вопросам о смысле человеческой жизни. Такое выстраивание изучения философской сказочной прозы готовит школьников к постижению разных философских идей на дальнейших уровнях обучения и формирует устойчивый интерес к подобной литературе.
Представленные нами методические разработки уроков по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» предполагают полное и последовательное изучение произведения. Включают в себя такие методические приемы, как беседа по первым впечатлениям, работа с иллюстрациями, выразительное чтение, эвристическая беседа, групповая работа, творческое задание. Методические разработки можно использовать при подготовке и проведении уроков литературы в школе.
Подобные работы
- Влияние философской сказки на развитие мышления младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ XIX
ВЕКА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВЫЯВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ
СПОСОБОВ ЯЗЫКОВОЙ ОЦЕНКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕТСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЦЕПЦИЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ СКАЗОК Л.С.ПЕТРУШЕВСКОЙ НА УРОКАХ
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5-9 КЛАССАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5670 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА СКАЗКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX-НАЧАЛА XXI ВЕКОВ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Амели Нотомб: современная литературная сказка («Рике с хохолком» и «Синяя Борода»)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019





