Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение и коррекция агрессии детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом

Работа №154313

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы60
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Понятие агрессии и виды её проявления 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП 13
1.3. Современное состояние изучения проблемы агрессии детей младшего
школьного возраста с ДЦП 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпиричсекое исследование особенностей проявления агрессии детей младшего школьного возраста с ДЦП 25
2.1. Организация, методы и методики исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования проявления агрессии детей младшего
дошкольного возраста с ДЦП 28
Выводы по второй главе 33
Глава 3. Рекомендации по коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 34
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы по коррекции
агрессии детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 39
3.2. Практические рекомендации по коррекции агрессии детей младшего
школьного возраста с детским церебральным параличом 39
Выводы по третьей главе 46
Заключение 47
Библиография 49
Приложения 54

Актуальность исследования. Проблема детской агрессивности - одна из значимых в настоящее время и весьма актуальна в связи с ее распространённостью. Данная тема всегда находилась и находится до сих пор в поле зрения учёных, а все потому, что не получила соответствующей разработки в психологии.
Стоит заметить, что тема агрессивности и поведения детей и подростков с разного рода отклонениями в развитии практически не изучена. Эксперты, специализирующиеся в данной области изучают лишь познавательные процессы таких детей. На данный момент времени - крайне мало исследований, которые касались бы личностных особенностей таких детей и подростков.
В последние годы в образовательных учреждениях, а именно в младших классах наблюдается тенденция к повышению уровня агрессивности школьников: они ведут себя очень шумно, кричат, не могут спокойно усидеть на одном месте, быстро и крайне легко вступают в конфликты. Из разговоров с родителями также можно сделать вывод, что их дети стали более агрессивны, чем раньше. С такими школьниками достаточно тяжело справиться, иногда они бывают чрезвычайно жестоки. При достижении своих целей они манипулируют даже родителями. Статистические данные фиксируют не только общий рост правонарушений несовершеннолетних, но и число тяжких преступлений в данной возрастной категории. В настоящее время уже, к сожалению, невозможно представить, что агрессия со стороны детей кого-то могла обойти в школе, в каком-нибудь коллективе и даже в семье (Реан А.А.,1999).
В литературе имеется достаточно большое количество теоретических и практических разработок в области изучения агрессивного поведения нормально развивающихся школьников. Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Ю.С. Шевченко и другие.
В настоящее время отмечается рост различных видов нарушений развития ребенка, в том числе и двигательной патологии. Детский церебральный паралич (ДЦП) занимает значительное место среди инвалидизирующих заболеваний детей и подростков как у нас в стране, так и за рубежом. ДЦП характеризуется многообразием клинических проявлений, на преодоление которых в течение многих лет с большей или меньшей степенью эффективности были направлены усилия специалистов самых разных профилей (Чижова С.Ю., 2001).
Значительное число исследований в специальной медицинской и психолого-педагогической литературе посвящено изучению нарушений развития детей с церебральным параличом: симптоматики, механизмов и структуры двигательных расстройств (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, В.Т. Кожевникова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.), особенностей психического развития (Л.Д. Данилова, Е.И. Кириченко, А.В. Кроткова, И.Ю. Левченко и др.), речевых нарушений (Е.Ф. Архипова, Л.Д. Данилова, Л.В. Лопатина, И.А. Смирнова, Л.Б. Халилова и др.). Все эти исследователи обеспечили решение важных, но, тем не менее, локальных вопросов в решении проблемы помощи детям данной категории.
В сфере изучения личности ребенка с ДЦП достаточно остро стоит проблема, связанная с исследованием ее эмоциональных проявлений, всё это по причине того, что именно эмоциональная сфера играет большую роль в овладении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации. Отсюда следует, что немаловажную роль в отрицательном становлении и развитии ребенка с ДЦП играет повышенная агрессия.
Несмотря на высокий вклад отечественных и зарубежных ученых, вопрос проявления агрессии у детей с церебральным параличом остаётся актуальным.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей проявления агрессии, теоретическом обосновании и внедрении в практику методических рекомендаций, направленных на своевременную психологическую коррекцию агрессии детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессии детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, разработать рекомендации по ее коррекции.
Объект исследования: особенности проявления агрессии детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: изучение и коррекция агрессии детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что дети младшего школьного возраста с детским церебральным параличом склонны к проявлению агрессии и данные проявления будут иметь свою специфику, обусловленную имеющимся дефектом.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого­педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности проявления агрессии детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
3. Обосновать и разработать рекомендации по коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: личностно-деятельностный подход к исследованию психических явлений (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); о сущности и психологических механизмах и уровнях агрессивного поведения (А. Басс, Д. Ричардсон, З. Фрейд, А.А. Реан, Т.Г. Румянцев, И.А. Фурмонов); концепция системного подхода к анализу психического развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Семаго). Результаты отечественных и зарубежных научных работ в исследовании причин, форм и механизмов становления агрессивного поведения в детском возрасте (С.Л. Колосова, 2004; Т.Г. Румянцева, 1992; И.А. Фурманов, 1996; А.А. Реан, 1999; А. Бандура,1999; Р. Бэрон, 2001 и др.). Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы у детей с ОВЗ (М. О. Виник, 2007).
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач были использованы методы: 1) теоретический метод исследования: анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования; 2) эмпирические методы; 3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Личностный опросник Басса-Дарки (1957).
2. Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева.
3. Тест - сказка Луизы Дюсс (1940).
Организация исследования. Базой исследования явилось Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» г. Красноярска (КГБУ СО «Реабилитационный центр «Радуга»). В исследовании принимали участие 13 детей в возрасте 8-10 лет с клиническим диагнозом G80 «Детский церебральный паралич».
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях проявления агрессии детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно цели и задачам исследования, проведённый анализ литературы показал, что проблема детской агрессивности - одна из значимых в настоящее время и весьма актуальна в связи с ее распространённостью. Данная тема всегда находилась и находится до сих пор в поле зрения учёных, по той причине, что не получила должной разработки в области психологии.
Также можно сделать вывод о том, что детям с нарушением ОДА требуется оказание медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи в полной мере, обеспечение максимально ранней социальной адаптации, а также общего и профессионального обучения. В подобной ситуации не маловажную роль играет развитие положительного отношения к жизни, обществу, к своей семье.
В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа с младшими школьниками на базе КГБОУ Реабилитационный центр «Радуга» г. Красноярска, включающая в себя проведение методик по изучению проявления агрессии у детей младшего школьного возраста с ДЦП. Были использованы методики: Личностный опросник Басса-Дарки (1957); Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева; Тест - сказка Луизы Дюсс (1940).
В результате проведения методик нами были получены данные, подтверждающие гипотезу данного исследования о том, что дети младшего школьного возраста с ДЦП склонны к проявлению агрессию, а также имеют проблемы во взаимоотношениях с окружающими их людьми.
На основе результатов проведенного исследования нами были разработаны рекомендации по коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с ДЦП. Суть коррекции заключается в том, чтобы снизить уровень агрессивность у детей младшего школьного возраста с ДЦП.
В данной работе были представлены методические рекомендации для учителей и родителей, которые были направлены на коррекцию агрессивного поведения, на восстановление и коррекцию психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов ребенка.
Практические рекомендации представляют собой игры и упражнения, направленные на улучшения эмоционального состояния ребенка и работают как средство снижения страхов, стресса и тревог, при коррекции агрессивного поведения.
При составлении методических рекомендаций было выявлено, что для коррекции и преодоления агрессии младших школьников с детским церебральным параличом существует большое количество методов и такая разнообразная коррекционная деятельность позволит получить наилучшие результаты, что как нельзя лучше уменьшит степень проявления агрессии у детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение, поставленные задачи решены.


1. Бирюкова Д. А., Лучинина А. О. Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 282-286.
2. Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: Прайм - Еврознак, 2012. - 672 с.
3. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку[Текст] / И. В. Вачков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2007. - 144 с.
4. Гуревич П.С. Психологический словарь. - М.: Генезис, 2007. - 965 с.
5. Денискина В.З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования нарушением зрения Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007.
6. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи / Н.В. Жутикова. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
7. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие. - М.: Прогресс, 2007.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей: метод сказкотерапии [Текст]/ Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2014. - 174 с.
9. Инденбаум Е.Л. Психология детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Краткий курс лекций для бакалавров направления 050700 "Специальное (дефектологическое) образование". — Иркутск: ВСГАО, 2014. — 32 с.
10. Карелин А.А. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. / А.А. Карелин. - М.: ACT, 2007. - 304 с.
11. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Кумарина Г.Ф. — М.: Изд. Центр «Академия», 2009. — 462 с.
12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. — 208 с.
13. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
14. Лобина С.А. Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста с ДЦП. - Новосибирск, 2007.
15. Лубовский В.И. Специальная психология: Учебное пособие / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева; под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2004....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ