Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР 3 уровня.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы фонетико-фонематической стороны речи 7
1.2. Онтогенетические закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей 11
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ 17
2.1. Клинико-психоло-педагогическая характеристика детей с ОНР 3 уровня 17
2.2. Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня 23
2.3. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР 3 уровня 27
Выводы по главе 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, определяющие особые условия получения образования, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, возникает ряд проблем, одной из которых является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в частности, имеющих различные нарушения речи.
Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение старших дошкольников с нарушениями речи – это совместная деятельность нескольких специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию помощи в преодолении трудностей. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста интенсивно разрабатывается и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования.
Включение старших дошкольников с нарушениями речи в систему инклюзивного образования принципиально важно для построения для них эффективного воспитательного процесса. Такие дети, несмотря на свой недуг, имеют возможность проходить социализацию вместе со здоровыми детьми, получать те же задания, т.к. они обладают сохранной психикой и способны нормально реагировать на все социальные процессы.
При этом ограничение их общения с обычным социумом может привести к еще большему ухудшению их речевого развития и к социальной изоляции, что негативно скажется на всей их жизни в дальнейшем.
Вопросами логопедического и психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с нарушениями речи (в том числе с ОНР 3 уровня) занимались многие исследователи, однако до настоящего времени не выработан единый подход к решению ряда практических проблем, связанных с коррекцией различных речевых отклонений, что делает данную проблему еще более актуальной, а настоящее исследование – практически значимым.
Цель исследования – провести анализ особенностей фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР 3 уровня.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать анатомо-физиологические механизмы фонетико-фонематической стороны речи.
2. Определить онтогенетические закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей.
3. Дать клинико-психоло-педагогическую характеристику детей с ОНР 3 уровня.
4. Выявить особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня.
5. Рассмотреть принципы логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР 3 уровня.
6. Провести экспериментальную работу по изучению фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР 3 уровня.
Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста у детей с ОНР 3 уровня имеют выраженные специфические особенности речи, которые заключаются в ряде нарушений фонетико-фонематической стороны речи.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, хронологический, социально-демографический, наблюдение, тестирование, эксперимент, проектирование, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения особенностей фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР 3 уровня. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением экспериментальной работы по изучению фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР 3 уровня, результаты которой могут быть использованы для совершенствования логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР 3 уровня.
Научная новизна исследования заключается в анализе принципов и методов логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР 3 уровня.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Первая глава, «Теоретические основы изучения особенностей фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста», рассматривает такие вопросы как: анатомо-физиологические механизмы фонетико-фонематической стороны речи, а также онтогенетические закономерности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей.
Во второй главе, «Теоретические основы изучения фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР 3 уровня», раскрываются такие вопросы как: клинико-психоло-педагогическая характеристика детей с ОНР 3 уровня, особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня, а также логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР 3 уровня.
Третья глава, «Экспериментальная работа по изучению фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР 3 уровня», включает в себя описание методик логопедического обследования фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР 3 уровня, а также анализ результатов проведенного исследования.
В данной работе была проведена исследовательская работа, направленная на анализ фонетических и фонематических особенностей речи детей старшего дошкольного возраста, страдающих общим нарушением речи (ОНР) на 3 уровне тяжести.
Формирование фонематического восприятия - является самой главной задачей, в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Правильное развитие фонематического восприятия играет большую роль в процессе становления и развития речи.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
В процессе формирования фонематического восприятия у детей, мы использовали ряд логопедических приемов:
I. - узнавание неречевых звуков.
В процессе специальных игр и упражнений развивать у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
II. - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
Научить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III- различение слов, близких по звуковому составу.
Научить детей различать слова, близкие по звуковому составу.
IV- дифференциация слогов.
Научить детей различать слоги.
V- дифференциация фонем.
Научить детей различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
VI - развитие навыков элементарного звукового анализа.
В этой главе были выявлены и проанализированы ключевые характеристики речи этих детей, что позволило получить ценные результаты и выводы.
В ходе эксперимента были проведены различные задания и тесты, направленные на определение уровня развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с онр 3 уровня. Результаты эксперимента позволили выявить особенности в произношении звуков, артикуляции слов и фонологического анализа у этих детей.
Результаты проведенного экспериментального исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста с осложненным нарушением речи 3 уровня обладают способностью к успешной аудиторной анализации звуковой информации и выделению заданного звука из ряда других звуков.
Основные трудности возникают в звукопроизношении и фонематическом восприятии, что требует дополнительной поддержки и индивидуализированного обучения.
Однако, дети проявляют высокую компетентность в различении и понимании слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу. В некоторых случаях возникают трудности в ассоциировании слов с изображениями и распознавании ошибок в произношении. Значительная часть детей продемонстрировала хороший уровень восприятия и анализа языковых структур, однако некоторым детям требуется дальнейшее развитие навыков распознавания и исправления ошибок. В целом, исследование подтверждает необходимость индивидуализированного подхода к обучению детей с осложненным нарушением речи 3 уровня, а также выделяет необходимость развития звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа звуковой информации.
1. Артикуляционный аппарат: строение, функции и дефекты // Профессиональный портал логопедов. – 2020. – URL: https://logopedprofiportal.ru/blog/910049 (дата обращения: 04.02.2023).
2. Архипова, Е.Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО: рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования / Е.Ф. Архипова // Особый ребенок. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-doo-rekomendatsii-k-soderzhaniyu-adaptirovannyh-obrazovatelnyh-programm-doshkolnogo/viewer (дата обращения: 01.02.2023).
3. Баранова, Ю.В., Устинова, Г.В. Современные подходы к обучению школьников с нарушениями речи / Ю.В. Баранова, Г.В. Устинова // Вестник Воронежского государственного университета. – 2019. – № 12. – С. 105–120.
4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. – М., Педагогика, 1997. – 201 с.
5. Бобылева, Л.А., Стреляева, Н.В. Сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / Л.А. Бобылева, Н.В. СТреляева // Первое сентября. Открытый урок. – 2016. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/662412 (дата обращения: 01.02.2023).
6. Ваторопина, С.В., Александрова, С.В. Дифференциальная диагностика задержки речевого развития и индивидуальных речевых различий у детей из замещающих семей / С.В. Ваторопина, Л.Ю. Александрова // Концепт. – 2014. – № 3. – С. 26–30.
7. Велижанина, И.М. Проблемы развития речи / И.М. Велижанина. – Томск: Индустрия, 2022. – 480 с.
8. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 258 с.
9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов пед. инст. / Г.А. Волкова. – СПб.: Петербург XXI век, 1998. – 187 с.
10. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 157 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Педагогика, 1961. – 650 с.
12. Делягин, В.М. Задержка речевого развития у детей / В.М. Делягин // Русский медицинский журнал. – 2013. – № 24. – С. 1174–1182.
13. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей : учеб. пособие / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2011. – 316 с.
14. Заваденко, Н.Н., Суворинова, Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение / Н.Н. Заваденко, Н.Ю. Суворинова // Русский медицинский журнал. – 2016. – № 6. – С. 362–366.
15. Заскалова, К.С. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи / К.С. Заскалова. –// Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – URL: https://moluch.ru/archive/149/42102/ (дата обращения: 06.02.2023).
16. Кондракова, Э.В. Распространенность ограничений слуха и речи у детей: динамика и региональные особенности / Э.В. Кондракова // Справочник врача общей практики. – 2005. – № 9. – С. 19–26.
17. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.
18. Лазебник, Т.А., Румянцева, В.Н., Шейде, Н.А., Назаренко, Т.В., Красавцева, О.Ф. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием Пантокальцина / Т.А. Лазебник, В.Н. Румянцева, Н.А. Шейде, Т.В. Назаренко, О.Ф. Красавцева // Эффективная фармакотерапия в педиатрии. – 2010. – № 1. – С. 12–16.
19. Макаров, И.В., Емелина, Д.А. Нарушения речевого развития у детей / И.В. Макаров, Д.А. Емелина // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – Т. 24. № 4. – С. 101–105.
20. Мальцева, Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР / Е.В. Мальцева // Дефектология. – 1990. – № 6. – С. 10–18.
21. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 388 с.
22. Медведева, Е.Ю., Богаткова, А.К. Исследование нарушение фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Медведева, А.К. Богаткова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-narusheniy-fonematicheskoy-storony-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 03.02.2023).
23. Морозова, М.С. Нарушения речи у детей / М.С. Морозова. – Норильск: Сфера, 2022. – 324 с.
24. Мурзахметова, И.Н. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи детей / И.Н. Мурзахметова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2015. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/06/03/fonetiko-fonematicheskoe-nedorazvitie-rechi-detey (дата обращения: 05.02.2023).
25. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 326 с.
26. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации / Под ред. Н.Н. Володина, В.М. Шкловского. – M.: Педагогика, 2015. – 240 с.
27. Скоромец, А., Семичева, И., Фомина, Т. Неврологическое сопровождение и медикаментозная коррекция у детей с нарушениями речи / А. Скоромец, И. Семичева, Т. Фомина // Врач. – 2011. – № 1. – С. 40–44.
28. Спирова Л.Ф. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968. – С. 50–90.
29. Степаненко, Д.Г., Сагутдинова, Э.Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте / Д.Г. Степаненко, Э.Ш. Сагутдинова // Системная интеграция в здравоохранении. – 2010. – № 2. – С. 32–43.
30. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста: программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Дрофа, 2011. – 180 с.
31. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М., 1989. – 307 с.
32. Якунина, О.В. Фонетические основы логопедии. Учебно-методическое пособие / О.В. Якунина. – Саратов: Наука, 2015. – 63 с.