Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте 8
1.1. Характеристика межличностных отношений в младшем школьном
возрасте 8
1.2. Современное состояние изучения проблемы межличностных отношений
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .... 14 Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 21
2.1. Организация, методы и методики исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 25
Выводы по второй главе 30
Глава 3. Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 32
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции и
развитию межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 32
3.2. Программа развития межличностных отношений детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 37
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 42
Выводы по третьей главе 49
Заключение 51
Библиография 54
Приложения 61
Актуальность исследования. Младший школьный возраст - это качественно новый этап развития ребенка, характеризующийся существенной сменой социальной ситуации развития. Ребенок попадает в условия школьного обучения, к которым необходимо адаптироваться. В виду расширения социального окружения дети находят новых друзей, налаживают с ними отношения, и формирующиеся межличностные отношения отражаются на различных видах деятельности младших школьников: на учебной, на развитии навыков межличностного общения, нравственного поведения и так далее.
Однако, межличностные взаимоотношения между младшими школьниками могут иметь трудности установления контакта со своими сверстниками из-за наличия таких качеств, как неуверенность в себе, боязнь насмешек, отсутствие потребности в общении, замкнутость. Особые трудности общения со сверстниками обнаруживаются у детей с задержкой психического развития.
Интерес к данной проблематике обусловлен, с одной стороны, увеличивающимся количеством детей с задержкой психического развития, в том числе среди детей младшего школьного возраста, с другой - влиянием трудностей выстраивания межличностных отношений на социальное развитие ребенка.
Чтобы определить пути и условия формирования благоприятных межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, важно понимать их особенности. Поэтому проблема межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является актуальной для исследования .
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, теоретическом обосновании и разработке психологической программы по их развитию.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, обосновать и разработать программу по развитию навыков общения у данной категории детей.
Объект исследования: особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: изучение и развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что межличностные отношения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуются преимущественно низкими и средними социометрическими статусами, слабым интересом к общению со сверстниками, предпочтением взаимодействия с представителями своего пола, низким уровнем развития представлений о нормах межличностных отношений.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психологопедагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .
2. Организовать и реализовать эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психокоррекционную программу по развитию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: труды Д. Альраххаля об иерархии значимости общения младших школьников с задержкой психического развития; работы Е.И. Андреевой, Л.С. Медниковой, Р.Д. Тригера об эндогенности групп общения, потребности в общении и др.
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: теоретический анализ научной и учебной литературы по проблеме особенностей межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .
2. Эмпирические (изучение психолого-медико-педагогической документации, наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент).
3. Методы качественной и количественной обработки данных и интерпретация результатов эмпирического исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
• «Социометрическая методика» Дж. Морено - исследование межличностных эмоциональных отношений в группе.
• «Референтометрия» - метод измерения оценочных отношений членов группы, выраженных в модальностях «авторитетность - неавторитетность» (Коломинский Я. Л., 1984).
- Анкета «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий» Т.В. Безродных.
Организация исследования. Базой исследования явилось Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Туруханская начальная школа № 4» п. Туруханск (МКОУ «Туруханская начальная школа № 4»). В исследовании принимали участие 15 детей в возрасте 7-8 лет с задержкой психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 20192021 учебном году в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработка и проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап - обоснование и разработка программы по развитию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в научной литературе недостаточно трудов по исследованию проблемы общения и межличностных взаимоотношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Данная работа позволит взглянуть на проблему общения как совокупность психических свойств у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в выпускной квалификационной работе методы психологической коррекции и разработанные рекомендации по формированию навыков межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 55 источников и 5 приложений. Текст работы изложен на 76 страницах, проиллюстрирован 8 рисунками, включает 9 таблиц.
Межличностные отношения со сверстниками имеет важное значение для формирования личности в младшем школьном возрасте. В сравнении с дошкольным возрастом межличностные отношения существенно меняются: расширяется круг общения, увеличивается интерес к сверстникам, появляются дружеские предпочтения, формируются представления о нормах межличностного взаимодействия.
Впрочем, межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития имеют свою специфику в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Так, младшие школьники с задержкой психического развития имеют слабовыраженную потребность в общении со сверстниками, предпочитая им общение с близкими взрослыми. Они не склонны создавать дружеские отношения, а в ситуации взаимодействия выбирают детей своего пола, детей более младшего возраста. При этом отношение младшего школьника с задержкой психического развития к сверстнику положительно, хоть и недифференцировано: они стремятся общаться с теми, кто проявляет к ним доброту, отзывчивость, кто приятен по внешним признакам. Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют существенные трудности формирования межличностных отношений, обусловленные их психологическими особенностями: психической неустойчивостью, эмоциональной незрелостью, повышенными уровнями тревоги и агрессии.
Результатом теоретического исследования стала формулировка гипотезы: межличностные отношения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуются преимущественно низкими и средними социометрическими статусами, слабым интересом к общению со сверстниками, предпочтением взаимодействия с представителями своего пола, низким уровнем развития представлений о нормах межличностных отношений.
Исследование межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития проводилось с помощью трех методик: социометрия, референтометрия, анкета «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий» Т.В. Безродных, которыми оценивались социометрические статусы детей, предпочтение одноклассников по полу, наличие микрогруппировок, типы референтов, уровень развития представлений о нормах межличностных отношений.
Диагностика показала, что межличностные отношения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуются: преобладанием средних и низких социометрических статусов (статус «принимаемые» выявлен у 53 % школьников, «отвергаемые» - 27 %); предпочтением взаимодействия с представителями своего пола (в 80 % выборов); отсутствием микрогруппировок в классе (выборы учащихся достаточно хаотичны, не закономерны); низкой потребностью в общении со сверстниками (одноклассники выступают как референты у 13 % учащихся) при восприятии родителей и учителей как основных референтов (93 % и 80 % соответственно; преобладанием низкого уровня развития представлений о нормах межличностных взаимодействий (53 % учащихся).
Результаты исследования позволяют считать гипотезу доказанной и определяют необходимость разработки программа развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В ходе анализа современных подходов в работе с данной категорией обучающихся был сделан вывод о том, что наиболее подходящим методом развития межличностных отношения является игра, а формой - групповая психологическая работа. При коррекции и развитии межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития воздействие должно быть комплексным (на эмоциональную, мотивационную, волевую и иные сферы психики ребенка), а потому задачами программы выступили следующие задачи:
• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер (снижение тревожности, развитие эмоционального интеллекта, повышение уверенности в себе);
• развитие коммуникативных навыков;
• формирование положительного восприятия межличностных отношений, развитие мотивации к их построению; развитие интереса к сверстнику;
• сплочение коллектива.
Программа развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития представляет собой серию психокоррекционных занятий (12 занятий) по единой структуре.
Эффективность программы была оценена через повторное диагностическое исследование, которое показало, что после реализации программы развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития улучшились их социометрические статусы, они стали чаще обращать внимание на
сверстников противоположного пола, чаще проявлять интерес к
взаимодействию в группе и формированию устойчивых межличностных отношений. Как и ранее наиболее значимыми межличностными отношениями в жизни детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются взрослые: родители и учитель, однако повышается и значимость сверстников. Представления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития о нормах межличностных взаимодействий стали более сформированными.
Цель исследования достигнута. Задачи решены. Гипотеза доказана.
1. Авдеева Т.И. Развитие и коррекция межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития / Т. И. Авдеева // Актуальные вопросы психологии. - 2016. - № 11. - С. 4.
2. Альраххаль Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: дисс.... канд. псих. наук: 19.00.10. / Д.И. Альраххаль. - М., 1992.
3. Андреева Е.И. Формирование и развитие межличностного взаимодействия пятилетних дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Е.И. Андреева, Л.С. Медникова // Дефектология. - 2015. - № 5. - С. 13-21.
4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова и др. - М.: «Академия», 2001. - 248 с.
5. Аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья: коллективная монография: в 2-х частях. Часть1 / Под общей редакцией проф. О. В. Алмазовой. - Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования; кафедра специальной педагогики и специальной психологии. - Екатеринбург, 2016. - 252 с.
6. Безродных Т.В. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста. Современные образовательные технологии: психология и педагогика / Т. В. Безродных. - Новосибирск: ЦРНС, 2009. - 311 с.
7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 56 с.
8. Блонский П.П. Психология младшего школьника: избранные психологические труды / П.П. Блонский; под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. - М.; Воронеж: МПСИ: НПО «МОДЭК», 2006. - 631 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
10. Бухарова И.С. Игровой тренинг в развитии межличностных отношений детей младшего школьного возраста / И. С. Бухарова, К. В. Лачкова // Исследователь года 2020. - 2020. - С. 35-42.
11. Гайфуллина Л.К. Личностно-ориентированная коррекция эмоциональных проявлений у младших школьников с задержкой психического развития: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.03 / Л. К. Гайфуллина. - М., 2004. - 16 с.
12. Гайфуллина Л.К. Трудности межличностного взаимодействия со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития / Л. К. Гайфуллина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 1994-2000.
13. Гоношилина, С.В. Особенности социального развития детей и подростков с задержкой психического развития / С.В. Гоношилина // GLOBUS. - 2019. - № 13 (46). - С. 13-17.
14. Гринина Е.С. Межличностные отношения детей с ЗПР в контексте гуманизации образовательного пространства / Е. С. Гринина // Гуманизация образовательного пространства: материалы конференции. - 2016. - С. 917-924.
15. Джейранова С.Д. Сравнительный анализ механизмов установления межличностных отношений у младших школьников с ЗПР и нормативным развитием / С.Д. Джейранова // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке. - 2019. - С. 29-33....55