ИЗУЧЕНИЕ МИГРАЦИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 5
1.1 Миграция населения: понятие, виды и основные закономерности 5
1.2. Основные функции миграции населения 10
1.3 Основные этапы формирования и механизм реализации
государственной миграционной политики 14
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Анализ миграции населения в Российской Федерации 19
2.2 Проблемы правового регулирования миграционной политики в РФ .... 24
2.3 Рекомендации по совершенствованию политики в области
регулирования миграции в России 29
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ШКОЛЕ 34
3.1 Современный подход к изучению социально -экономической географии
34
3.2 Игровой подход к изучению миграционных процессов на уроках
географии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 5
1.1 Миграция населения: понятие, виды и основные закономерности 5
1.2. Основные функции миграции населения 10
1.3 Основные этапы формирования и механизм реализации
государственной миграционной политики 14
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Анализ миграции населения в Российской Федерации 19
2.2 Проблемы правового регулирования миграционной политики в РФ .... 24
2.3 Рекомендации по совершенствованию политики в области
регулирования миграции в России 29
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ШКОЛЕ 34
3.1 Современный подход к изучению социально -экономической географии
34
3.2 Игровой подход к изучению миграционных процессов на уроках
географии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Школьное географическое образование - важная составляющая социального созревания, самореализации личности в социуме, адаптации к жизни в условиях рыночной экономики. Социально-экономическая география преподаётся в школе, как наука, дающая детям представление об устройстве важнейших социально-экономических процессов в мире и нашем государстве в частности. Одним из таких процессов является миграция, изучение которой мы и рассмотрим в рамках данного исследования.
Миграция населения является одной из важнейших проблем современности и рассматривается не как простое перемещение лица с одного места жительства на другое, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Ежегодно миллионы людей пересекают по разным причинам государственные границы в поиске нового места жительства, работы, а также спасаясь от преследований в своей стране по расовым, политическим и иным мотивам, из-за произошедшей природной или техногенной катастрофы.
Миграция населения как сложное явление сегодня оказывает неоднозначное влияние на социально-экономическую ситуацию во многих странах мира. С одной стороны, миграционный поток компенсирует демографические потери в ряде стран и восполняет нарастающий дефицит рабочей силы, а с другой - преобладают негативные результаты ее влияния на социально-экономическую ситуацию в этих странах (рост нелегальной миграции, размывание и маргинализация социально-культурных ценностей населения, отток высококвалифицированных специалистов).
Проблема миграции населения была одной из ключевых проблем России на продолжительном этапе её развития. Вследствие огромной территории, неравномерности заселения и распределения ресурсов, различных климатических условий и политических процессов население России пребывало в постоянном движении. Векторы этого движения менялись, появлялись новые тренды, но сама миграция никогда не прекращалась. Сегодня данная проблема приобрела глобальный характер и охватила целые регионы.
Данная тема является актуальной на сегодняшний день. Миграция играет значимую роль в социально-экономическом развитии каждого региона нашей страны.
Объект исследования - процесс изучения миграции населения Красноярского края на уроках экономической и социальной географии в школе.
Предмет исследования - использование игрового подхода при изучении миграции населения в школе.
Цель: разработать игру для изучения миграции населения
Красноярского края.
Задачи:
• изучить теоретическую базу по вопросам миграционных процессов;
• провести анализ современного состояния миграционных процессов в Российской Федерации, их масштабы и динамику;
• выявить преимущества игрового подхода при изучении миграций населения в школе.
При подготовке выпускной квалификационной работы использовались такие методы исследования как: анализ и синтез, сравнение и наблюдение, обобщение и систематизация изученного материала, метод графического представления информации, статистический.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Теоретической и методологической базой исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, научная и учебно-методическая литература, материалы периодических изданий, источники сети Интернет, данные Росстата. Список литературы насчитывает 39 наименований.
Миграция населения является одной из важнейших проблем современности и рассматривается не как простое перемещение лица с одного места жительства на другое, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Ежегодно миллионы людей пересекают по разным причинам государственные границы в поиске нового места жительства, работы, а также спасаясь от преследований в своей стране по расовым, политическим и иным мотивам, из-за произошедшей природной или техногенной катастрофы.
Миграция населения как сложное явление сегодня оказывает неоднозначное влияние на социально-экономическую ситуацию во многих странах мира. С одной стороны, миграционный поток компенсирует демографические потери в ряде стран и восполняет нарастающий дефицит рабочей силы, а с другой - преобладают негативные результаты ее влияния на социально-экономическую ситуацию в этих странах (рост нелегальной миграции, размывание и маргинализация социально-культурных ценностей населения, отток высококвалифицированных специалистов).
Проблема миграции населения была одной из ключевых проблем России на продолжительном этапе её развития. Вследствие огромной территории, неравномерности заселения и распределения ресурсов, различных климатических условий и политических процессов население России пребывало в постоянном движении. Векторы этого движения менялись, появлялись новые тренды, но сама миграция никогда не прекращалась. Сегодня данная проблема приобрела глобальный характер и охватила целые регионы.
Данная тема является актуальной на сегодняшний день. Миграция играет значимую роль в социально-экономическом развитии каждого региона нашей страны.
Объект исследования - процесс изучения миграции населения Красноярского края на уроках экономической и социальной географии в школе.
Предмет исследования - использование игрового подхода при изучении миграции населения в школе.
Цель: разработать игру для изучения миграции населения
Красноярского края.
Задачи:
• изучить теоретическую базу по вопросам миграционных процессов;
• провести анализ современного состояния миграционных процессов в Российской Федерации, их масштабы и динамику;
• выявить преимущества игрового подхода при изучении миграций населения в школе.
При подготовке выпускной квалификационной работы использовались такие методы исследования как: анализ и синтез, сравнение и наблюдение, обобщение и систематизация изученного материала, метод графического представления информации, статистический.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Теоретической и методологической базой исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, научная и учебно-методическая литература, материалы периодических изданий, источники сети Интернет, данные Росстата. Список литературы насчитывает 39 наименований.
На сегодняшний день миграция превратилась в масштабное явление международной жизни, которое оказывает существенное влияние на мировые демографические процессы, на социально-экономическое развитие практически всех государств, и в частности на Красноярский край.
Миграция представляет собой сложный процесс, который связан с единичными или регулярными территориальными перемещениями людей по различным причинам через границы территориальных образований в целях изменения постоянного или временного места жительства. Миграция обусловлена изменениями экономической структуры и размещением производства, ростом социальной и трудовой мобильности населения. Миграция оказывает существенное влияние на занятость населения, на сбалансированность рабочих мест и рабочей силы как по стране в целом, так и по отдельным регионам.
Россия относится к странам с активным и постоянным притоком мигрантов, на протяжении ряда лет в нашей стране наблюдается стабильный и ежегодный миграционный прирост из-за рубежа. Так, в 2018 году он составил 270 тысяч человек. Самое большое количество мигрантов в Россию прибывает из следующих стран постсоветского пространства: Узбекистана, Таджикистана, Украины и Казахстана. Но внутренняя миграция (в пределах России) является всё же основной по масштабам формой миграции, её масштабы намного больше. Покидая депрессивные регионы, люди едут в столицы и более крупные центры, а также на север - за более высоким заработком. Второй поток внутренней миграции направлен на юг - в регионы с более благоприятными природно-климатическими условиями. За 10 лет - с 2008 по 2018 гг. - темпы внутренней безвозвратной миграции в России удвоились - с 1,9 до 4,2 млн. человек. При этом, половина переселенцев перемещается внутри своего региона, преимущественно из сельских поселений в городские.
Очень важно понять и осознать взаимосвязь различных миграционных процессов уже в школе, изучая курс социально -экономической географии.
В рамках данной ВКР предложен игровой подход при изучении миграций.
Преимущества игрового подхода над обычным уроком:
— Осознание контроля по прослушанному материалу повышает внимательность при прослушивании выступлений других групп;
— Повышается внимательность при прослушивании выступлений
других групп;
— Разбивка большой темы по маленьким разделам позволяет в достаточно короткий промежуток времени изучить большой раздел информации;
— Презентуя свои наработки, учащиеся совершенствуют свой навык публичных выступлений и подготовки презентаций;
— Работая в группе, учащиеся совершенствуют свои коммуникативные навыки.
Нами было разработано занятие в игровой форме, в рамках которого школьникам предлагается смоделировать работу аналитического отдела Красноярского отделения ФМС. Суть игры заключается в том, что учащиеся на время игры назначаются сотрудниками разных подразделений, отвечающих за различные аспекты работы миграционной службы и в рамках деятельности своего отдела учащиеся изучают свой подраздел и делают короткую аналитическую справку - презентацию для других учеников. В результате учащиеся имеют представление о всех аспектах и под руководством учителя совместно формируют выводы о текущем состоянии миграционных процессов в своем регионе, о проблемах и предлагают методы решения данных проблем.
Миграция представляет собой сложный процесс, который связан с единичными или регулярными территориальными перемещениями людей по различным причинам через границы территориальных образований в целях изменения постоянного или временного места жительства. Миграция обусловлена изменениями экономической структуры и размещением производства, ростом социальной и трудовой мобильности населения. Миграция оказывает существенное влияние на занятость населения, на сбалансированность рабочих мест и рабочей силы как по стране в целом, так и по отдельным регионам.
Россия относится к странам с активным и постоянным притоком мигрантов, на протяжении ряда лет в нашей стране наблюдается стабильный и ежегодный миграционный прирост из-за рубежа. Так, в 2018 году он составил 270 тысяч человек. Самое большое количество мигрантов в Россию прибывает из следующих стран постсоветского пространства: Узбекистана, Таджикистана, Украины и Казахстана. Но внутренняя миграция (в пределах России) является всё же основной по масштабам формой миграции, её масштабы намного больше. Покидая депрессивные регионы, люди едут в столицы и более крупные центры, а также на север - за более высоким заработком. Второй поток внутренней миграции направлен на юг - в регионы с более благоприятными природно-климатическими условиями. За 10 лет - с 2008 по 2018 гг. - темпы внутренней безвозвратной миграции в России удвоились - с 1,9 до 4,2 млн. человек. При этом, половина переселенцев перемещается внутри своего региона, преимущественно из сельских поселений в городские.
Очень важно понять и осознать взаимосвязь различных миграционных процессов уже в школе, изучая курс социально -экономической географии.
В рамках данной ВКР предложен игровой подход при изучении миграций.
Преимущества игрового подхода над обычным уроком:
— Осознание контроля по прослушанному материалу повышает внимательность при прослушивании выступлений других групп;
— Повышается внимательность при прослушивании выступлений
других групп;
— Разбивка большой темы по маленьким разделам позволяет в достаточно короткий промежуток времени изучить большой раздел информации;
— Презентуя свои наработки, учащиеся совершенствуют свой навык публичных выступлений и подготовки презентаций;
— Работая в группе, учащиеся совершенствуют свои коммуникативные навыки.
Нами было разработано занятие в игровой форме, в рамках которого школьникам предлагается смоделировать работу аналитического отдела Красноярского отделения ФМС. Суть игры заключается в том, что учащиеся на время игры назначаются сотрудниками разных подразделений, отвечающих за различные аспекты работы миграционной службы и в рамках деятельности своего отдела учащиеся изучают свой подраздел и делают короткую аналитическую справку - презентацию для других учеников. В результате учащиеся имеют представление о всех аспектах и под руководством учителя совместно формируют выводы о текущем состоянии миграционных процессов в своем регионе, о проблемах и предлагают методы решения данных проблем.
Подобные работы
- Изучение проблем малых народов Китая в школьном курсе географии
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2021 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ЖИВОТНЫЕ» ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ В УЧЕБНИКАХ 5 - 7 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Экологическая обстановка агломерации республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь размещения населения с динамикой численности, природными условиями и условиями развития производства
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Организация учебной деятельности школьников по изучению демографической обстановки в ЮФО
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ВОРОБЬИНЫЕ ПТИЦЫ СЕЛА БАРХАТОВО В ЗИМНИЙ ПЕРИОД КАК ОБЪЕКТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - НАСЕЛЕНИЕ ИНДИИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Врановые птицы - модельная группа для изучения общебиологических понятий в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - СиlyaiiKOHiibie талами для обучающихся 8 класса при изучении миграции населения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023





