Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация учебной деятельности школьников по изучению демографической обстановки в ЮФО

Работа №98075

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1. Понятие «демографическая ситуация», основные показатели, ее
характеризующие 6
1.2. Факторы территориальных различий естественного и миграционного
движения населения 10
1.3. Роль демографических структур (половозрастной и брачно-семейной)
в развитии демографической обстановки 15
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В 2014 - 2015 ГОДАХ 24
2.1. Размещение, расселение населения и динамика численности 24
2.2. Географические различия естественного и миграционного движения
населения 28
2.3. Половозрастная и брачно-семейная структуры 33
2.4. Типы демографической ситуации 38
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ШКОЛЕ 46
3.1. Особенности изучения населения России в школьном курсе географии 46
3.2. Организация учебной деятельности школьников по изучению демографической обстановки в ЮФО 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75

Актуальность изучения демографических процессов и структур в территориальном аспекте обусловлена кризисным состоянием демографической ситуации, сложившейся во многих регионах современной России, необходимостью анализа факторов демографического развития, их степени влияния на региональные демографические процессы, проведением мер демографической политики, направленных на оптимизацию сложившейся демографической ситуации. Так, за 2015-2016 гг. из 85 субъектов России в 49 регионах сократилась численность населения по причине или естественной убыли (депопуляции), или естественной убыли и миграционного оттока населения.
3 мая 2000 года по указу Президента России в России были образованы федеральные округа, в том числе был образован Северо-Кавказский федеральный округ с федеральным центром в Ростове-на-Дону. В том же 2000 году почти через два месяца округ переименовали в Южный. Название было изменено по географическим причинам. По состоянию на начало 2016 года в состав Южного ФО входят следующие субъекты Российской Федерации - Республики Адыгея и Калмыкия, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область и Краснодарский край. Изучаемый нами Южный федеральный округ относится к округам с растущим населением. На демографию округа повлияли пусть и сильно потревоженные в советское время, но энергично возрождаемые исторические традиции. Южный федеральный округ включает в себя земли двух, возможно, самых необычных социокультурных групп русского народа — Всевеликого войска Донского (Ростовская и Волгоградская области) и Кубанского казачьего войска (Краснодарский край). Юг — это географически и исторически своего рода пограничье «русского мира»,— где межэтнические отношения всегда имели особое значение. Межэтнические отношения оказывают влияние и на общий экономический строй регионов, и на хозяйственную деятельность, и на многие черты повседневной бытовой жизни.
В Южном ФО сложилась своеобразная демографическая ситуация. Общие демографические показатели в целом благоприятные по сравнению с остальной Россией, но здесь преобладает доля людей пожилого возраста и детей, а населения на пике трудовой активности гораздо меньше[23]. Сказывается скрытая безработица, не находят себе применения многие молодые и активные трудоспособные контингенты, в ряде регионов наблюдается миграционный отток жителей. Поэтому демография Южного федерального округа была подробнее рассмотрена для изучения в школьной программе.
В современном российском образовании в последние годы происходят значительные изменения. Появляются новые цели образования — развитие личности ученика. Одной из главных задач образования является «научить детей учиться». Предъявляются новые требования к современному образованию, связанные с умением выпускников ориентироваться в потоке новой информации, уметь применять на практике полученные знания и умения, видеть и решать возникающие проблемы. Процесс обучения и содержание школьного курса географии все время развивается, обновляется. Это развитие помогает находить новые методы обучения. В старшей школе происходит овладение элементами теоретического мышления, усвоение предметных знаний. Поэтому формирование географических, особенно демографических понятий являются наиболее важными для реализации этих задач. В курсе обучения географии географические понятия, в том числе и демографические, играют важную роль для получения знаний осознанных и глубоких. Формирование демографических знаний в школьном курсе географии является актуальной задачей. Это учит учащихся анализировать, сравнивать информацию о населении, обобщать, оперировать фактами, интерпретировать, систематизировать, работать с дополнительными источниками информации, а самое важное формирует научное мировоззрение и целостную географическую картину мира.
Объект исследования выпускной работы - население Южного федерального округа.
Предмет исследования - демографическая ситуация, сложившаяся в регионах Южного федерального округа.
Цель работы - раскрыть территориальные особенности современной демографической ситуации в Южном федеральном округе и рассмотреть возможности применения материала в школьном курсе географии 9 класса.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
• уточнить понятие «демографическая ситуация», выявить факторы пространственной дифференциации демографических процессов и структур;
• охарактеризовать население Южного ФО на основе анализа основных демографических показателей, выявить их изменения, причины и следствия этих изменений;
• выявить типы демографической обстановки в пределах Южного ФО;
• выделить особенности преподавания темы «Население» и на основе полученных данных разработать учебно-методические материалы.
При разработке темы исследования автором применялись следующие методы: описательный, сравнительный, аналитико-синтетический,
статистический, картографический, типологический подход.
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы (41 наименование) и 3 приложений. Текст изложен на 63 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование демографических понятий напрямую связано с активной учебной познавательной деятельностью учащихся. При формировании тех или иных демографических понятий учащиеся учатся обобщать факты, устанавливают причинно-следственные связи, формируют умения работать с дополнительными источниками информации, систематизируют, анализируют информацию, сравнивают, обосновывают, делают выводы. Необходимым условием формирования понятий, в частности демографических, является оперирование фактами, создание представлений о них. Формирование и развитие понятий во многом зависят от правильных доступных пониманию определений.
Положительную роль в формировании демографических понятий играет наглядность, применяемая на уроках, особенно работа с картами, среди логических приемов можно выделить сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также применение проблемных заданий и вопросов. Применение разнообразных методов и приемов работы, наглядностей, карт, схем, таблиц, информационных технологий на уроках, использование уже имеющегося багажа знаний, представлений, способствует формированию демографических понятий у школьников. В методике обучения географии в настоящее время используется технология формирования и развития понятий, которая предусматривает комплекс мер, способствующий формированию качественного, целостного, системного процесса обучения географии через последовательное, постепенное усложнение получаемой информации, в том числе и через формирование, развитие, видоизменение географических понятий, соответствующих географической действительности. Самые простые демографические понятия в географии в ходе процесса изучения географии могут лишь видоизменяться, а не усложняться. Таким образом, демографические понятия могут поэтапно усложняться, изучаться и повторяться из класса в класс, из года в год. При этом в ходе процесса обучения географии обучающиеся актуализируют ранее полученные знания, учащиеся уже имеют определенный багаж этих знаний и у них на данной основе формируются более глубокие, обширные знания по предмету, характеризующее данное понятие. В данном случае географическое понятие становится более целостным, системным, углубленным, значимым и более глубоко осознаются учащимися. При этом важную роль играет логическое изучение и формирование тех или иных демографических понятий.
Формирование демографических понятий у школьников, их запоминание и усвоение очень важно в процессе обучения географии. Через них на уроках учитель формирует и передает обучающимся максимальный объем знаний по географии. Наличие продуманной системы теоретических и практических заданий является одним из необходимых и обязательных условий для успешного, осознанного усвоения учащимися демографических понятий.


1. Базы данных официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru
2. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. / Росстат.
• М., 2015.
3. Волгоградская область в цифрах. 2015 : краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. - Волгоград : Волгоградстат, 2016. - 376 с.
4. Жигна Ю. А. Анализ социально-экономического положения Южного федерального округа // Молодой ученый. — 2017. — №26. — С. 117-121.
5. Кованова Е. С., Манджиев М. В., Кедеева Г. В. Демографическая ситуация Республики Калмыкия [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.).
• М.: Буки-Веди, 2015. — С. 125-127.
6. Прищепа Л.В. Демографическая ситуация в Краснодарском крае: тенденции и прогнозы // Актуальные вопросы развития современного общества : сб. науч. ст. 5-й Междунар. науч.практ. конф. (18 апреля 2015 г.). Курск, 2015. С. 138-141.
7. Смертность и продолжительность жизни / Е.М. Андреев, Е.А. Кваша, Т.Л. Харькова, А.В. Рамонов // Население Рос- сии 2012 : двадцатый ежегод. демогр. докл. / отв. ред. А.Г. Вишневский. М., 2014. Гл. 4. С. 239­308.
8. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.12.2010 № 1098 (ред. от 14.05.2012) «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы “Об улучшении демографической ситуации в Красно- дарском крае” на 2011-2015 годы» // Кубанские новости. 2010. № 221. 16 дек.
9. Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. Региональная экономика Учебник. Издательство: Юнити-Дана. 2003 г..
10. Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном кавказском регионе. Тезисы Международной научной конференции. Ставрополь, Изд-во СГУ, 2003
11. Смертность и продолжительность жизни / Е.М. Андреев, Е.А. Кваша, Т.Л. Харькова, А.В. Рамонов // Население Рос- сии 2012 : двадцатый ежегод. демогр. докл. / отв. ред. А.Г. Вишневский. М., 2014. Гл. 4. С. 239­308.
12. Информационно-статистический сборник ФМС МВД России № 1. М., 2002
13. Современные миграционные процессы в Южном федеральном УДК 314.7(470.6). 2016 г. Г.С. Денисова
14. Прищепа Л.В. Демографическая ситуация в Краснодарском крае: тенденции и прогнозы // Актуальные вопросы разви- тия современного общества : сб. науч. ст. 5-й Междунар. науч.-практ. конф. (18 апреля 2015 г.). Курск, 2015. С. 138-141.
15. Борисов В.А. Демография. - М.: Академия, 2011. - 76 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ