Индивидуальный подход в социально-педагогическом сопровождении подростков группы риска в условиях центра социальной помощи семье и детям
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки социально-педагогического сопровождения подростка группы риска 6
1.1. Социально-психологическая характеристика подростков группы
риска 6
1.2. Социально-педагогическое сопровождение: сущность и содержание
понятия 12
1.3. Условия индивидуального социально-педагогического сопровождения
подростка группы риска 15
Глава 2. Экспериментальная работа по индивидуальному социальнопедагогическому сопровождению подростков группы риска в условиях центра социальной помощи семье и детям 30
2.1. Диагностика рисков совершения противоправных действий
подростками 30
2.2. Разработка и реализация программы индивидуального социальнопедагогического сопровождения подростка группы риска, анализ результатов индивидуального сопровождения 41
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложения
Глава 1. Теоретические предпосылки социально-педагогического сопровождения подростка группы риска 6
1.1. Социально-психологическая характеристика подростков группы
риска 6
1.2. Социально-педагогическое сопровождение: сущность и содержание
понятия 12
1.3. Условия индивидуального социально-педагогического сопровождения
подростка группы риска 15
Глава 2. Экспериментальная работа по индивидуальному социальнопедагогическому сопровождению подростков группы риска в условиях центра социальной помощи семье и детям 30
2.1. Диагностика рисков совершения противоправных действий
подростками 30
2.2. Разработка и реализация программы индивидуального социальнопедагогического сопровождения подростка группы риска, анализ результатов индивидуального сопровождения 41
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложения
Сложность решения различных политических, экономических проблем, противоречие духовной жизни сказываются в первую очередь на молодежи, которая является незащищенным слоем населения, но играет важную роль в обществе, что приводит к распространению преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Социальные перемены всегда сопровождаются социальной дезорганизацией, всплеском девиантного поведения, нарушающими правовые нормы и правила. Разрушение института семьи, которая не способна в достаточной мере заботиться о детях, не выполняет родительских обязанностей, а зачастую создает условия, опасные для жизни и развития детей, становится все более заметным.
Дети, воспитание которых вызывает особые трудности, называются разными авторами по-разному: педагогически запущенными, социально запущенными, социально незащищенными, с девиантным поведением, трудными, дезадаптированными, социально брошенными, с девиантным поведением, с делинквентным поведением, с антиобщественным поведением и т. п. Общие черты только, что всех этих детей авторы относят к категории сложных. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к дезадаптации несовершеннолетних.
Специалисты часто говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, отбывание наказания одним из родителей, сексуальное развращение детей, жестокое обращение с детьми и др.), которые не позволяют детям продолжать жить в семьях, где существует прямая угроза их здоровью и жизни. У детей наблюдаются значительные отклонения в поведении и в личностном развитии.
Проблемой изучения детей группы риска занимались следующие авторы: А.С. Макаренко, Н.Ю. Вайзман, Н. Сакович, Л. Новикова, Г. Резапкина, Н. Николаева. Они рассматривали методы работы с детьми, которые имеют проблемы в поведении.
В условиях учреждений социального обслуживания недостаточно внимания уделяется индивидуальному сопровождению подростков группы риска, учету их потребностей, особенностей социальной ситуации развития, имеющихся реабилитационных ресурсов. Поиск эффективных методов индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков определил актуальность темы исследования: Индивидуальный подход в социально-педагогическом сопровождении подростков с девиантным поведением в условиях центра социальной помощи семье и детям.
Объект исследования - процесс индивидуального социально
педагогического сопровождения подростков группы риска
Предмет исследования - условия индивидуального социальнопедагогического сопровождения подростков группы риска
Цель настоящей работы - разработать и реализовать условия индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков группы риска
Задачи исследования:
• изучить социально-педагогическую, психолого-педагогическую и правовую литературу по теме исследования;
• провести диагностику рисков противоправного поведения подростков, проанализировать и интерпретировать данные диагностики;
• разработать и реализовать программу социально-педагогического сопровождения подростка «группы риска» в условиях социального центра;
• проанализировать результаты индивидуального социально
педагогического сопровождения.
Гипотеза исследования: индивидуальное социально-педагогическое
сопровождение подростков группы риска предполагает создание следующих
условий: изучение рисков совершения противоправного поведения
подростками; разработку индивидуальных программ для каждого подростка с учетом его личностных особенностей, жизненной ситуации, социального окружения и наличия реабилитационных ресурсов.
Основные методы: теоретические - анализ и обобщение; эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ и обобщение полученных результатов диагностики.
Базой проведения исследования является КГБУ СО Центр социальной помощи семье и детям «Дивногорский».
Дети, воспитание которых вызывает особые трудности, называются разными авторами по-разному: педагогически запущенными, социально запущенными, социально незащищенными, с девиантным поведением, трудными, дезадаптированными, социально брошенными, с девиантным поведением, с делинквентным поведением, с антиобщественным поведением и т. п. Общие черты только, что всех этих детей авторы относят к категории сложных. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к дезадаптации несовершеннолетних.
Специалисты часто говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, отбывание наказания одним из родителей, сексуальное развращение детей, жестокое обращение с детьми и др.), которые не позволяют детям продолжать жить в семьях, где существует прямая угроза их здоровью и жизни. У детей наблюдаются значительные отклонения в поведении и в личностном развитии.
Проблемой изучения детей группы риска занимались следующие авторы: А.С. Макаренко, Н.Ю. Вайзман, Н. Сакович, Л. Новикова, Г. Резапкина, Н. Николаева. Они рассматривали методы работы с детьми, которые имеют проблемы в поведении.
В условиях учреждений социального обслуживания недостаточно внимания уделяется индивидуальному сопровождению подростков группы риска, учету их потребностей, особенностей социальной ситуации развития, имеющихся реабилитационных ресурсов. Поиск эффективных методов индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков определил актуальность темы исследования: Индивидуальный подход в социально-педагогическом сопровождении подростков с девиантным поведением в условиях центра социальной помощи семье и детям.
Объект исследования - процесс индивидуального социально
педагогического сопровождения подростков группы риска
Предмет исследования - условия индивидуального социальнопедагогического сопровождения подростков группы риска
Цель настоящей работы - разработать и реализовать условия индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков группы риска
Задачи исследования:
• изучить социально-педагогическую, психолого-педагогическую и правовую литературу по теме исследования;
• провести диагностику рисков противоправного поведения подростков, проанализировать и интерпретировать данные диагностики;
• разработать и реализовать программу социально-педагогического сопровождения подростка «группы риска» в условиях социального центра;
• проанализировать результаты индивидуального социально
педагогического сопровождения.
Гипотеза исследования: индивидуальное социально-педагогическое
сопровождение подростков группы риска предполагает создание следующих
условий: изучение рисков совершения противоправного поведения
подростками; разработку индивидуальных программ для каждого подростка с учетом его личностных особенностей, жизненной ситуации, социального окружения и наличия реабилитационных ресурсов.
Основные методы: теоретические - анализ и обобщение; эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ и обобщение полученных результатов диагностики.
Базой проведения исследования является КГБУ СО Центр социальной помощи семье и детям «Дивногорский».
В рамках анализа психолого-педагогических и социальнопедагогических исследований были рассмотрены следующие вопросы: теоретические предпосылки социально-педагогического сопровождения подростка группы риска; рассмотрена характеристика детей группы риска, даны определения данному понятию, причины попадания детей в группу риска, рассмотрены различные классификации детей группы риска, социально-психологическая характеристика подростков группы риска, рассмотрены такие понятия как: социально-педагогическое сопровождение: сущность и содержание понятия, условия индивидуального социальнопедагогического сопровождения подростка группы риска
В практической части была проведена экспериментальная работа по индивидуальному социально-педагогическому сопровождению подростка группы риска в условиях центра социальной помощи семье и детям, и разработана программа индивидуального социально-педагогического сопровождения подростка группы риска, анализ результатов индивидуального сопровождения. Была проведена диагностика трех подростков, поступивших в центр с использованием метода «Оценки рисков и возможностей» (ОРВ) в организации социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, так же проводилось наблюдение за воспитанниками, беседы с ними, анализ личных дел воспитанников.
Результаты диагностики показали, что наиболее выражены следующие риски противоправного поведения у подростков: в первую очередь это
потеря семьи, в семье один из родителей (законных представителей) страдает алкогольной зависимостью; отсутствие у детей выраженных интересов и увлечений в связи с финансовыми проблемами в семье; отсутствие межличностного взаимодействия.
По результатам диагностики, учета реабилитационных ресурсов была разработана программа индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков группы риска для каждого подростка. В соответствии с индивидуальными личностными особенностями, спецификой семейной ситуации, возможностями привлечения дополнительных ресурсов индивидуальная программа для подростка 1 была ориентирована на: содействие органам опеки и попечительства в проведении индивидуальной профилактической работы с семьей и решении вопроса дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего: формирование положительных
навыков во внеурочной деятельности; формирование трудовых умений и навыков, способствующих выбору будущей профессии.
Это позволило достичь следующих результатов: у подростка сформированы положительные навыки внеурочной деятельности, развито умение высказывать свои мысли, овладел нормами этического поведения. Сформированы навыки общения со сверстниками и взрослыми. Мать несовершеннолетнего 1 еженедельно навещала ребенка в Центре, закодировалась от алкогольной зависимости и улучшила жилищные условия.
Программа для подростка 2 была ориентирована на: содействие органам опеки и попечительства в решении вопроса жизнеустройства, организацию досуга с целью развития творческих способностей; развитие навыков межличностного взаимодействия, проведение комплексного медицинского обследования.
Это позволило достичь следующих результатов: у девочки расширены навыки коммуникации между людьми; развито умение анализировать, четко и правильно выражать свои мысли, обогащен словарный запас, оказана помощь в определении своих жизненных планов.
Программа для подростка 3 была ориентирована на: обеспечение основных потребностей несовершеннолетнего и организации контроля за ним; оказание подростку помощи в устранении пробелов в знаниях и освоении школьной программы; обеспечении занятости и развитии позитивных интересов, развитии коммуникативных навыков; улучшение ситуации в семье.
Это позволило достичь следующих результатов: подросток научился выстраивать взаимоотношения со сверстниками и педагогами, начал участвовать в предлагаемых культурных и спортивных мероприятиях, у ребенка расширился кругозор, обогащен словарный запас.
Таким образом, поставленная цель исследования была достигнута, гипотеза доказана.
В практической части была проведена экспериментальная работа по индивидуальному социально-педагогическому сопровождению подростка группы риска в условиях центра социальной помощи семье и детям, и разработана программа индивидуального социально-педагогического сопровождения подростка группы риска, анализ результатов индивидуального сопровождения. Была проведена диагностика трех подростков, поступивших в центр с использованием метода «Оценки рисков и возможностей» (ОРВ) в организации социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, так же проводилось наблюдение за воспитанниками, беседы с ними, анализ личных дел воспитанников.
Результаты диагностики показали, что наиболее выражены следующие риски противоправного поведения у подростков: в первую очередь это
потеря семьи, в семье один из родителей (законных представителей) страдает алкогольной зависимостью; отсутствие у детей выраженных интересов и увлечений в связи с финансовыми проблемами в семье; отсутствие межличностного взаимодействия.
По результатам диагностики, учета реабилитационных ресурсов была разработана программа индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков группы риска для каждого подростка. В соответствии с индивидуальными личностными особенностями, спецификой семейной ситуации, возможностями привлечения дополнительных ресурсов индивидуальная программа для подростка 1 была ориентирована на: содействие органам опеки и попечительства в проведении индивидуальной профилактической работы с семьей и решении вопроса дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего: формирование положительных
навыков во внеурочной деятельности; формирование трудовых умений и навыков, способствующих выбору будущей профессии.
Это позволило достичь следующих результатов: у подростка сформированы положительные навыки внеурочной деятельности, развито умение высказывать свои мысли, овладел нормами этического поведения. Сформированы навыки общения со сверстниками и взрослыми. Мать несовершеннолетнего 1 еженедельно навещала ребенка в Центре, закодировалась от алкогольной зависимости и улучшила жилищные условия.
Программа для подростка 2 была ориентирована на: содействие органам опеки и попечительства в решении вопроса жизнеустройства, организацию досуга с целью развития творческих способностей; развитие навыков межличностного взаимодействия, проведение комплексного медицинского обследования.
Это позволило достичь следующих результатов: у девочки расширены навыки коммуникации между людьми; развито умение анализировать, четко и правильно выражать свои мысли, обогащен словарный запас, оказана помощь в определении своих жизненных планов.
Программа для подростка 3 была ориентирована на: обеспечение основных потребностей несовершеннолетнего и организации контроля за ним; оказание подростку помощи в устранении пробелов в знаниях и освоении школьной программы; обеспечении занятости и развитии позитивных интересов, развитии коммуникативных навыков; улучшение ситуации в семье.
Это позволило достичь следующих результатов: подросток научился выстраивать взаимоотношения со сверстниками и педагогами, начал участвовать в предлагаемых культурных и спортивных мероприятиях, у ребенка расширился кругозор, обогащен словарный запас.
Таким образом, поставленная цель исследования была достигнута, гипотеза доказана.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019 - Меры социальной поддержки семей, имеющих детей (на региональном уровне)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Социально–педагогическая деятельность с несовершеннолетними беременными в условиях центра медико–социальной помощи беременным
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2017 - Социально-педагогическое сопровождение подростков склонных к агрессивному поведению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика девиантного поведения подростков «группы риска»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КГБУ СО «ЦЕНТР СЕМЬИ «ЛЕСОСИБИРСКИЙ»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, НА
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018





