Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки социально-педагогического сопровождения подростка группы риска 6
1.1. Социально-психологическая характеристика подростков группы
риска 6
1.2. Социально-педагогическое сопровождение: сущность и содержание
понятия 12
1.3. Условия индивидуального социально-педагогического сопровождения
подростка группы риска 15
Глава 2. Экспериментальная работа по индивидуальному социальнопедагогическому сопровождению подростков группы риска в условиях центра социальной помощи семье и детям 30
2.1. Диагностика рисков совершения противоправных действий
подростками 30
2.2. Разработка и реализация программы индивидуального социальнопедагогического сопровождения подростка группы риска, анализ результатов индивидуального сопровождения 41
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложения
Сложность решения различных политических, экономических проблем, противоречие духовной жизни сказываются в первую очередь на молодежи, которая является незащищенным слоем населения, но играет важную роль в обществе, что приводит к распространению преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Социальные перемены всегда сопровождаются социальной дезорганизацией, всплеском девиантного поведения, нарушающими правовые нормы и правила. Разрушение института семьи, которая не способна в достаточной мере заботиться о детях, не выполняет родительских обязанностей, а зачастую создает условия, опасные для жизни и развития детей, становится все более заметным.
Дети, воспитание которых вызывает особые трудности, называются разными авторами по-разному: педагогически запущенными, социально запущенными, социально незащищенными, с девиантным поведением, трудными, дезадаптированными, социально брошенными, с девиантным поведением, с делинквентным поведением, с антиобщественным поведением и т. п. Общие черты только, что всех этих детей авторы относят к категории сложных. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к дезадаптации несовершеннолетних.
Специалисты часто говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, отбывание наказания одним из родителей, сексуальное развращение детей, жестокое обращение с детьми и др.), которые не позволяют детям продолжать жить в семьях, где существует прямая угроза их здоровью и жизни. У детей наблюдаются значительные отклонения в поведении и в личностном развитии.
Проблемой изучения детей группы риска занимались следующие авторы: А.С. Макаренко, Н.Ю. Вайзман, Н. Сакович, Л. Новикова, Г. Резапкина, Н. Николаева. Они рассматривали методы работы с детьми, которые имеют проблемы в поведении.
В условиях учреждений социального обслуживания недостаточно внимания уделяется индивидуальному сопровождению подростков группы риска, учету их потребностей, особенностей социальной ситуации развития, имеющихся реабилитационных ресурсов. Поиск эффективных методов индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков определил актуальность темы исследования: Индивидуальный подход в социально-педагогическом сопровождении подростков с девиантным поведением в условиях центра социальной помощи семье и детям.
Объект исследования - процесс индивидуального социально
педагогического сопровождения подростков группы риска
Предмет исследования - условия индивидуального социальнопедагогического сопровождения подростков группы риска
Цель настоящей работы - разработать и реализовать условия индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков группы риска
Задачи исследования:
• изучить социально-педагогическую, психолого-педагогическую и правовую литературу по теме исследования;
• провести диагностику рисков противоправного поведения подростков, проанализировать и интерпретировать данные диагностики;
• разработать и реализовать программу социально-педагогического сопровождения подростка «группы риска» в условиях социального центра;
• проанализировать результаты индивидуального социально
педагогического сопровождения.
Гипотеза исследования: индивидуальное социально-педагогическое
сопровождение подростков группы риска предполагает создание следующих
условий: изучение рисков совершения противоправного поведения
подростками; разработку индивидуальных программ для каждого подростка с учетом его личностных особенностей, жизненной ситуации, социального окружения и наличия реабилитационных ресурсов.
Основные методы: теоретические - анализ и обобщение; эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ и обобщение полученных результатов диагностики.
Базой проведения исследования является КГБУ СО Центр социальной помощи семье и детям «Дивногорский».
В рамках анализа психолого-педагогических и социальнопедагогических исследований были рассмотрены следующие вопросы: теоретические предпосылки социально-педагогического сопровождения подростка группы риска; рассмотрена характеристика детей группы риска, даны определения данному понятию, причины попадания детей в группу риска, рассмотрены различные классификации детей группы риска, социально-психологическая характеристика подростков группы риска, рассмотрены такие понятия как: социально-педагогическое сопровождение: сущность и содержание понятия, условия индивидуального социальнопедагогического сопровождения подростка группы риска
В практической части была проведена экспериментальная работа по индивидуальному социально-педагогическому сопровождению подростка группы риска в условиях центра социальной помощи семье и детям, и разработана программа индивидуального социально-педагогического сопровождения подростка группы риска, анализ результатов индивидуального сопровождения. Была проведена диагностика трех подростков, поступивших в центр с использованием метода «Оценки рисков и возможностей» (ОРВ) в организации социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, так же проводилось наблюдение за воспитанниками, беседы с ними, анализ личных дел воспитанников.
Результаты диагностики показали, что наиболее выражены следующие риски противоправного поведения у подростков: в первую очередь это
потеря семьи, в семье один из родителей (законных представителей) страдает алкогольной зависимостью; отсутствие у детей выраженных интересов и увлечений в связи с финансовыми проблемами в семье; отсутствие межличностного взаимодействия.
По результатам диагностики, учета реабилитационных ресурсов была разработана программа индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков группы риска для каждого подростка. В соответствии с индивидуальными личностными особенностями, спецификой семейной ситуации, возможностями привлечения дополнительных ресурсов индивидуальная программа для подростка 1 была ориентирована на: содействие органам опеки и попечительства в проведении индивидуальной профилактической работы с семьей и решении вопроса дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего: формирование положительных
навыков во внеурочной деятельности; формирование трудовых умений и навыков, способствующих выбору будущей профессии.
Это позволило достичь следующих результатов: у подростка сформированы положительные навыки внеурочной деятельности, развито умение высказывать свои мысли, овладел нормами этического поведения. Сформированы навыки общения со сверстниками и взрослыми. Мать несовершеннолетнего 1 еженедельно навещала ребенка в Центре, закодировалась от алкогольной зависимости и улучшила жилищные условия.
Программа для подростка 2 была ориентирована на: содействие органам опеки и попечительства в решении вопроса жизнеустройства, организацию досуга с целью развития творческих способностей; развитие навыков межличностного взаимодействия, проведение комплексного медицинского обследования.
Это позволило достичь следующих результатов: у девочки расширены навыки коммуникации между людьми; развито умение анализировать, четко и правильно выражать свои мысли, обогащен словарный запас, оказана помощь в определении своих жизненных планов.
Программа для подростка 3 была ориентирована на: обеспечение основных потребностей несовершеннолетнего и организации контроля за ним; оказание подростку помощи в устранении пробелов в знаниях и освоении школьной программы; обеспечении занятости и развитии позитивных интересов, развитии коммуникативных навыков; улучшение ситуации в семье.
Это позволило достичь следующих результатов: подросток научился выстраивать взаимоотношения со сверстниками и педагогами, начал участвовать в предлагаемых культурных и спортивных мероприятиях, у ребенка расширился кругозор, обогащен словарный запас.
Таким образом, поставленная цель исследования была достигнута, гипотеза доказана.
1. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
2. Александровская, Э. М., Кокуркина, Н. И., Куренкова, Н. В. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: учеб пособ. для вузов - М. : Академия, 2002. - 208 с.
3. Анисимова, А. В. Сопровождение практики будущих специалистов социальной сферы в контексте информационного подхода [Текст] / А. В. Анисимова // Педагогическое образование в России - 2011. - №4. - С. 54-59.
4. Архипова, А. А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации [Текст]: автореф. дис. ... канд пед. наук - СПб, 2005. - 17 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : изд-во МГУ, 1990. - 117 с.
6. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст] / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.
7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.
8. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. - Союз, 2002.
9. Блонский, П. П. Педология. Учебник для высших педагогических учебных заведений. Допущен Наркомпросом РСФСР [Текст] - М. : Гос. учеб. педаг. изд., 1934. - 344с.
10. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников «группы риска» Козловская Е.В., Лапина Т.Д., Печникова М.А. 2012 г.
11. Булгакова М. В., Дозорцева Е. Г., Дрейзин А. А., Ошевский Д. С.,
Полятыкин С. А., Солдатова Т. Е.Методическое руководство по использованию метода «Оценки рисков и возможностей» (ОРВ) в организации социально-психологического сопровождения
несовершеннолетних правонарушителей — М: РБФ НАН, 2009. Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск 17.
12. Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивации социального поведения детей / И.Р. Алтунина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. - 300 с.
13. Газман О.С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя / под ред. О.С. Газман, А.В. Иванов - М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 2001. - 260 с.
14. Ибрагимова, А.М. Органы внутренних дел как путь профилактики
правонарушений несовершеннолетних: проблемы и некоторые пути
совершенствования / А.М. Ибрагимова // Российский следователь. - 2010. - № 4. - С. 37-38.
15. Даль, В.И. Толовый словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль. - М.: 1991.4 том....32