ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у
обучающихся 7
1.1 Здоровый образ жизни как компонент содержания образования в
основной школе 7
1.2 Методические условия формирования навыков здорового образа жизни
при обучении биологии 13
1.3 Условия и подходы к пропаганде здорового образа жизни обучающихся233
Глава 2. Методические условия создания и реализации интерактивных
лекций по пропаганде здорового образа жизни 27
2.1. Анализ средств пропаганды здорового образа жизни 27
2.2. Интерактивные лекции для обучающихся 8 класса по пропаганде
здорового образа жизни 36
2.3. Анализ эффективности использования интерактивных лекций для
пропаганды здорового образа жизни 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости и физическому развитию человека. Эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека.
Особую значимость и актуальность проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья подрастающего поколения приобретает в сложных современных условиях развития России, так как она напрямую связана с проблемой безопасности и независимости страны. Данные, которые приводят в своих работах М.В. Антропова [4], А.А. Баранов [9], Т.М. Максимова [37], И.В. Поташнюк [44], Г.Г. Онищенко [41], В.Р. Кучма [34] и др. свидетельствуют о том, что только в 5% случаях можно говорить об абсолютном здоровье подростков, что касается остальных, то они страдают различными функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями. Получается, что охрана здоровья подрастающего поколения является главной проблемой, как ближайшего, так и отдаленного будущего нашей страны, поскольку само подрастающее поколение представляет собой основу обеспечения обороноспособности государства, потенциал его интеллектуального, социального и экономического развития.
Приверженность здорового образа жизни обеспечивает правильное развитие детей и подростков, нормальное функционирование и четкое взаимодействие всех органов и систем организма, обеспечивается охрана нервной системы от переутомления, повышается сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивается высокая работоспособность на протяжении учебного дня. Более того, ведение ЗОЖ позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки. Все это в совокупности способствует гармоничному развитию детей и подростков.
Рассмотрению данной проблемы посвящены труды многих ученых, в том числе А.А. Баранова [9], А.Г. Ильина [23], Т.М. Максимова [37], Л.А. Щеплягина [57] и др. В своих работах авторы рассматривают различные аспекты сохранности здоровья (гигиенические, медико-биологические, социальные и психолого-педагогические). Наряду с этим, в результате анализа научной литературы было установлено, что в последнее время значительно меньше стало уделяться внимания со стороны родителей, школы и общества пропаганде ЗОЖ.
Сегодня, когда общее и дополнительное образование претерпевает значительные изменения, происходит деформация таких компонентов режима дня как ночной сон, учебная деятельность, двигательная активность, которые играют первостепенную роль для развития организма детей и подростков. Вместе с тем, одним из основных требований ФГОС ООО является подготовка выпускника основной школы, «осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».
В связи с вышеизложенным, исследования, направленные на пропаганду ЗОЖ, представляются актуальными и перспективными в отношении повышения уровня здоровья у школьников.
Биология как школьный предмет имеет некоторые педагогические преимущества в воспитании навыков здорового образа жизни среди подрастающего поколения вследствие своего предметного содержания. Изучение биологических законов, строения живых организмов, принципов работы органов и систем позволяет подготовить базу для обучения навыкам ЗОЖ. Кроме того, некоторые разделы биологии предусматривают непосредственное изучение приемов рациональной организации труда и отдыха, изучение основ экологической грамотности, здоровьесберегающих техник и подходов.
Все сказанное обусловливает актуальность выбранной темы исследования «Интерактивная лекция как средство пропаганды здорового образа жизни при обучении биологии».
Объект исследования - образовательный процесс по биологии в общеобразовательной школе
Предмет исследования - методические условия создания и реализации интерактивных лекций по пропаганде здорового образа жизни на уроках биологии.
Цель исследования - выявить методические условия использования интерактивных лекций по пропаганде здорового образа жизни на уроках биологии....
1. Здоровый образ жизни можно определить, как образ жизни, соответствующий всем условиям сохранения и укрепления здоровья человека. Ключевым понятием здорового образа жизни является понятие «здоровье», которое в общепринятом мировом значении представляет собой гармоничное сочетание физического, духовного и социального благополучия. Согласно ФГОС ОО требования к личностному результату обучающегося ориентированы на становление личности, осознающей значение здорового образа жизни, важности его следованию, необходимости приобретения и усвоения знаний в данной области.
2. В результате анализа психолого-педагогической литературы установлено, что здоровье человека находится в прямопропорциональной зависимости от образа жизни. Формирование навыков здорового образа жизни при обучении биологии будет происходить при осознании причинения вреда здоровью при несоблюдении санитарно-гигиенических норм и правил, наличии вредных привычек; понимании полезности обладания навыками здорового образа жизни с соответствующим изменением отношения к своему здоровью; адекватной оценке учениками собственного жизненного опыта с точки зрения здорового образа жизни; мотивации следования здоровому образу жизни при уже имеющемся положительном результате.
3. Интерактивные лекции для обучающихся 8 класса по пропаганде здорового образа жизни должны освещать актуальные проблемы жизни подростков. При их создании необходимо использовать разнообразные цифровые платформы, обеспечивающие деятельностные и исследовательские формы взаимодействия, позволяющие организовать диалог с обучающимися, управлять его пониманием и создавать собственные проекты и задания.
4. Анализ практики использования интерактивных лекций как средства пропаганды здорового образа жизни показал, что использование их наряду с традиционными средствами способствует повышению ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов здорового образа жизни обучающихся.
1. Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психологические аспекты его формирования / Р. И. Айзман. - Новосибирск : Изд-во СО РАМН, 1996. - 28 с.
2. Ананьев, В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания / В. А. Ананьев//Психология здоровья. - СПб. : Изд-во Санкт- Петербургского ун-та, 2000. - С. 10-88.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 1996. - 159 с.
4. Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков / М.В. Антропова. - М.: Медицина, 1982. - 268 с.
5. Антропова, М. В. Умственная работоспособность и ее особенности в связи с половым созреванием у школьников 11-13 лет / М. В. Антропова, JI. М. Кузнецов, Т. М. Параничева // Физиология человека. 2006. - Т 32, № 1. - С. 18—22.
6. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 248 с.
7. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. - М. : Наука, 1982.-270 с.
8. Анастасова Л. П. Биология. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. - М.: Вентана-Граф, 2016. 208 с.
9. Апанасенко Г.Л. Теоретические вопросы валеологии, здоровья// Валеология. 2006. № 1. С. 5-13.
10. Байер К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2016. 368 с.
11. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. - М. : Медицина, 1997. - С. 295.
12. Баранов, А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей / А. Баранов, В. Р. Кучма, JI. М. Сухарева. М., 2006. - 412 с.
13. Безруких, М. М. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения : методические рекомендации / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М., 2002. - 117 с.
14. Безруких, М. М. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: методические рекомендации / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М. : Издат. дом «Новый учебник», 2003. - 201 с.
15. Бондин, В. И. Валеология: физическое состояние и здоровье человека / В. И. Бондин. - Ростов н/Д : Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 1998. - 163 с....70