Интерактивная лекция как средство пропаганды здорового образа жизни при обучении биологии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у
обучающихся 7
1.1 Здоровый образ жизни как компонент содержания образования в
основной школе 7
1.2 Методические условия формирования навыков здорового образа жизни
при обучении биологии 13
1.3 Условия и подходы к пропаганде здорового образа жизни обучающихся233
Глава 2. Методические условия создания и реализации интерактивных
лекций по пропаганде здорового образа жизни 27
2.1. Анализ средств пропаганды здорового образа жизни 27
2.2. Интерактивные лекции для обучающихся 8 класса по пропаганде
здорового образа жизни 36
2.3. Анализ эффективности использования интерактивных лекций для
пропаганды здорового образа жизни 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у
обучающихся 7
1.1 Здоровый образ жизни как компонент содержания образования в
основной школе 7
1.2 Методические условия формирования навыков здорового образа жизни
при обучении биологии 13
1.3 Условия и подходы к пропаганде здорового образа жизни обучающихся233
Глава 2. Методические условия создания и реализации интерактивных
лекций по пропаганде здорового образа жизни 27
2.1. Анализ средств пропаганды здорового образа жизни 27
2.2. Интерактивные лекции для обучающихся 8 класса по пропаганде
здорового образа жизни 36
2.3. Анализ эффективности использования интерактивных лекций для
пропаганды здорового образа жизни 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости и физическому развитию человека. Эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека.
Особую значимость и актуальность проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья подрастающего поколения приобретает в сложных современных условиях развития России, так как она напрямую связана с проблемой безопасности и независимости страны. Данные, которые приводят в своих работах М.В. Антропова [4], А.А. Баранов [9], Т.М. Максимова [37], И.В. Поташнюк [44], Г.Г. Онищенко [41], В.Р. Кучма [34] и др. свидетельствуют о том, что только в 5% случаях можно говорить об абсолютном здоровье подростков, что касается остальных, то они страдают различными функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями. Получается, что охрана здоровья подрастающего поколения является главной проблемой, как ближайшего, так и отдаленного будущего нашей страны, поскольку само подрастающее поколение представляет собой основу обеспечения обороноспособности государства, потенциал его интеллектуального, социального и экономического развития.
Приверженность здорового образа жизни обеспечивает правильное развитие детей и подростков, нормальное функционирование и четкое взаимодействие всех органов и систем организма, обеспечивается охрана нервной системы от переутомления, повышается сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивается высокая работоспособность на протяжении учебного дня. Более того, ведение ЗОЖ позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки. Все это в совокупности способствует гармоничному развитию детей и подростков.
Рассмотрению данной проблемы посвящены труды многих ученых, в том числе А.А. Баранова [9], А.Г. Ильина [23], Т.М. Максимова [37], Л.А. Щеплягина [57] и др. В своих работах авторы рассматривают различные аспекты сохранности здоровья (гигиенические, медико-биологические, социальные и психолого-педагогические). Наряду с этим, в результате анализа научной литературы было установлено, что в последнее время значительно меньше стало уделяться внимания со стороны родителей, школы и общества пропаганде ЗОЖ.
Сегодня, когда общее и дополнительное образование претерпевает значительные изменения, происходит деформация таких компонентов режима дня как ночной сон, учебная деятельность, двигательная активность, которые играют первостепенную роль для развития организма детей и подростков. Вместе с тем, одним из основных требований ФГОС ООО является подготовка выпускника основной школы, «осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».
В связи с вышеизложенным, исследования, направленные на пропаганду ЗОЖ, представляются актуальными и перспективными в отношении повышения уровня здоровья у школьников.
Биология как школьный предмет имеет некоторые педагогические преимущества в воспитании навыков здорового образа жизни среди подрастающего поколения вследствие своего предметного содержания. Изучение биологических законов, строения живых организмов, принципов работы органов и систем позволяет подготовить базу для обучения навыкам ЗОЖ. Кроме того, некоторые разделы биологии предусматривают непосредственное изучение приемов рациональной организации труда и отдыха, изучение основ экологической грамотности, здоровьесберегающих техник и подходов.
Все сказанное обусловливает актуальность выбранной темы исследования «Интерактивная лекция как средство пропаганды здорового образа жизни при обучении биологии».
Объект исследования - образовательный процесс по биологии в общеобразовательной школе
Предмет исследования - методические условия создания и реализации интерактивных лекций по пропаганде здорового образа жизни на уроках биологии.
Цель исследования - выявить методические условия использования интерактивных лекций по пропаганде здорового образа жизни на уроках биологии....
Особую значимость и актуальность проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья подрастающего поколения приобретает в сложных современных условиях развития России, так как она напрямую связана с проблемой безопасности и независимости страны. Данные, которые приводят в своих работах М.В. Антропова [4], А.А. Баранов [9], Т.М. Максимова [37], И.В. Поташнюк [44], Г.Г. Онищенко [41], В.Р. Кучма [34] и др. свидетельствуют о том, что только в 5% случаях можно говорить об абсолютном здоровье подростков, что касается остальных, то они страдают различными функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями. Получается, что охрана здоровья подрастающего поколения является главной проблемой, как ближайшего, так и отдаленного будущего нашей страны, поскольку само подрастающее поколение представляет собой основу обеспечения обороноспособности государства, потенциал его интеллектуального, социального и экономического развития.
Приверженность здорового образа жизни обеспечивает правильное развитие детей и подростков, нормальное функционирование и четкое взаимодействие всех органов и систем организма, обеспечивается охрана нервной системы от переутомления, повышается сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивается высокая работоспособность на протяжении учебного дня. Более того, ведение ЗОЖ позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки. Все это в совокупности способствует гармоничному развитию детей и подростков.
Рассмотрению данной проблемы посвящены труды многих ученых, в том числе А.А. Баранова [9], А.Г. Ильина [23], Т.М. Максимова [37], Л.А. Щеплягина [57] и др. В своих работах авторы рассматривают различные аспекты сохранности здоровья (гигиенические, медико-биологические, социальные и психолого-педагогические). Наряду с этим, в результате анализа научной литературы было установлено, что в последнее время значительно меньше стало уделяться внимания со стороны родителей, школы и общества пропаганде ЗОЖ.
Сегодня, когда общее и дополнительное образование претерпевает значительные изменения, происходит деформация таких компонентов режима дня как ночной сон, учебная деятельность, двигательная активность, которые играют первостепенную роль для развития организма детей и подростков. Вместе с тем, одним из основных требований ФГОС ООО является подготовка выпускника основной школы, «осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».
В связи с вышеизложенным, исследования, направленные на пропаганду ЗОЖ, представляются актуальными и перспективными в отношении повышения уровня здоровья у школьников.
Биология как школьный предмет имеет некоторые педагогические преимущества в воспитании навыков здорового образа жизни среди подрастающего поколения вследствие своего предметного содержания. Изучение биологических законов, строения живых организмов, принципов работы органов и систем позволяет подготовить базу для обучения навыкам ЗОЖ. Кроме того, некоторые разделы биологии предусматривают непосредственное изучение приемов рациональной организации труда и отдыха, изучение основ экологической грамотности, здоровьесберегающих техник и подходов.
Все сказанное обусловливает актуальность выбранной темы исследования «Интерактивная лекция как средство пропаганды здорового образа жизни при обучении биологии».
Объект исследования - образовательный процесс по биологии в общеобразовательной школе
Предмет исследования - методические условия создания и реализации интерактивных лекций по пропаганде здорового образа жизни на уроках биологии.
Цель исследования - выявить методические условия использования интерактивных лекций по пропаганде здорового образа жизни на уроках биологии....
1. Здоровый образ жизни можно определить, как образ жизни, соответствующий всем условиям сохранения и укрепления здоровья человека. Ключевым понятием здорового образа жизни является понятие «здоровье», которое в общепринятом мировом значении представляет собой гармоничное сочетание физического, духовного и социального благополучия. Согласно ФГОС ОО требования к личностному результату обучающегося ориентированы на становление личности, осознающей значение здорового образа жизни, важности его следованию, необходимости приобретения и усвоения знаний в данной области.
2. В результате анализа психолого-педагогической литературы установлено, что здоровье человека находится в прямопропорциональной зависимости от образа жизни. Формирование навыков здорового образа жизни при обучении биологии будет происходить при осознании причинения вреда здоровью при несоблюдении санитарно-гигиенических норм и правил, наличии вредных привычек; понимании полезности обладания навыками здорового образа жизни с соответствующим изменением отношения к своему здоровью; адекватной оценке учениками собственного жизненного опыта с точки зрения здорового образа жизни; мотивации следования здоровому образу жизни при уже имеющемся положительном результате.
3. Интерактивные лекции для обучающихся 8 класса по пропаганде здорового образа жизни должны освещать актуальные проблемы жизни подростков. При их создании необходимо использовать разнообразные цифровые платформы, обеспечивающие деятельностные и исследовательские формы взаимодействия, позволяющие организовать диалог с обучающимися, управлять его пониманием и создавать собственные проекты и задания.
4. Анализ практики использования интерактивных лекций как средства пропаганды здорового образа жизни показал, что использование их наряду с традиционными средствами способствует повышению ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов здорового образа жизни обучающихся.
2. В результате анализа психолого-педагогической литературы установлено, что здоровье человека находится в прямопропорциональной зависимости от образа жизни. Формирование навыков здорового образа жизни при обучении биологии будет происходить при осознании причинения вреда здоровью при несоблюдении санитарно-гигиенических норм и правил, наличии вредных привычек; понимании полезности обладания навыками здорового образа жизни с соответствующим изменением отношения к своему здоровью; адекватной оценке учениками собственного жизненного опыта с точки зрения здорового образа жизни; мотивации следования здоровому образу жизни при уже имеющемся положительном результате.
3. Интерактивные лекции для обучающихся 8 класса по пропаганде здорового образа жизни должны освещать актуальные проблемы жизни подростков. При их создании необходимо использовать разнообразные цифровые платформы, обеспечивающие деятельностные и исследовательские формы взаимодействия, позволяющие организовать диалог с обучающимися, управлять его пониманием и создавать собственные проекты и задания.
4. Анализ практики использования интерактивных лекций как средства пропаганды здорового образа жизни показал, что использование их наряду с традиционными средствами способствует повышению ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов здорового образа жизни обучающихся.
Подобные работы
- Разработка программы профилактики наркомании в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019





