Интерактивные методы повышения познавательной активности обучающихся на уроках ОБЖ
|
Только Word
Введение 3
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Познавательная активность учащихся и основы ее формирования 6
1.2 Современные технологии и методы повышения
познавательной активности учащихся 10
1.3 Сравнение целей традиционного и интерактивного обучения 21
ГЛАВА 2.ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1 Организация исследования 24
2.2 Интерактивные методы повышения познавательной активности
обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 33
3.1 Анализ первоначальных результатов исследования 33
3.2 Анализ повторных результатов исследования 34
3.3 Сравнительный анализ результатов исследования 35
Выводы 39
Заключение 40
Источники используемой литературы 42
Приложение
Введение 3
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Познавательная активность учащихся и основы ее формирования 6
1.2 Современные технологии и методы повышения
познавательной активности учащихся 10
1.3 Сравнение целей традиционного и интерактивного обучения 21
ГЛАВА 2.ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1 Организация исследования 24
2.2 Интерактивные методы повышения познавательной активности
обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 33
3.1 Анализ первоначальных результатов исследования 33
3.2 Анализ повторных результатов исследования 34
3.3 Сравнительный анализ результатов исследования 35
Выводы 39
Заключение 40
Источники используемой литературы 42
Приложение
Изменения в практике отечественного образования, произошедшие в последние годы, затронули все уровни школьного дела. Подход к обучению в настоящее время должен быть ориентирован на внедрение новизны и новаторства в учебный процесс, обусловленный особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в формировании общественно полезных знаний у учащихся, убеждений, черт и качеств характера. Обучение в школе должно основываться на принципах личностноориентированного обучения, индивидуального подхода и субъективности в обучении.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
• формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
• развивали, прежде всего, универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
• сформировывали не просто навыки, а компетенции, то есть навыки, непосредственно связанные с опытом их применения на практике;
• были бы приоритет направлены на развитие познавательного приоритета учащихся.
Учителю нужно не только рассказать и показать все в доступной форме, но и научить ученика думать, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения: деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, а также различные интерактивные методы. Современное школьное руководство рассматривает в качестве одной из своих задач повышение эффективности воспитательной работы в каждой единице времени. Его основными составляющими являются повышение системности в обучении, повышение мотивации, информативности содержания образования, использование современных методов обучения, активных методов обучения, интенсификация темпа учебной деятельности, развитие рефлексивных навыков работы, использование компьютеров и других современных информационных технологий обучения. Использование интерактивной модели обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника образовательного процесса или какой-либо идеи. Она учит гуманному, демократичному подходу к модели.
Я предполагаю, что важнейшим условием реализации интерактивного обучения на практике является личное участие преподавателя, его непосредственное участие в различных формах интерактивного обучения. Интерактивный подход фокусируется на самом процессе общения и учебной ситуации в классе. Этот вывод согласуется с утверждением, что взаимодействие (интеракция) опосредуется коммуникацией. Через общение люди могут взаимодействовать, а не наоборот. Взаимодействие, интеракция - это коллективная деятельность, которую мы рассматриваем не с содержательной или продуктовой стороны, а с точки зрения ее социальной организации. Общение можно рассматривать как двустороннее явление: по содержанию - это коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией, по форме - это поведенческий аспект, реализуемый в процессе взаимодействия (интеракции), то есть взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу.
Таким образом, используя интерактивный подход к обучению основам безопасности жизнедеятельности, можно оптимизировать процесс овладения навыками безопасности жизнедеятельности и сделать его более эффективным в общеобразовательной школе.
Цель работы: повышение познавательной активности на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
Объект исследования: образовательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: интерактивные методы обучения.
Гипотеза: мы предполагаем, что применение интерактивных методов обучения, позволит повысить уровень познавательной активности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи работы:
• изучить имеющуюся литературу и интернет-ресурсы по данной теме;
• выявить эффективность интерактивных методов обучения в целях повышения познавательной активности обучающихся;
• проанализировать результаты исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Степановская средняя общеобразовательная школа, Красноярский край, Ирбейский район, п. Степановка, Школьная улица, 16Б. 9 класс.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
• формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
• развивали, прежде всего, универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
• сформировывали не просто навыки, а компетенции, то есть навыки, непосредственно связанные с опытом их применения на практике;
• были бы приоритет направлены на развитие познавательного приоритета учащихся.
Учителю нужно не только рассказать и показать все в доступной форме, но и научить ученика думать, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения: деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, а также различные интерактивные методы. Современное школьное руководство рассматривает в качестве одной из своих задач повышение эффективности воспитательной работы в каждой единице времени. Его основными составляющими являются повышение системности в обучении, повышение мотивации, информативности содержания образования, использование современных методов обучения, активных методов обучения, интенсификация темпа учебной деятельности, развитие рефлексивных навыков работы, использование компьютеров и других современных информационных технологий обучения. Использование интерактивной модели обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника образовательного процесса или какой-либо идеи. Она учит гуманному, демократичному подходу к модели.
Я предполагаю, что важнейшим условием реализации интерактивного обучения на практике является личное участие преподавателя, его непосредственное участие в различных формах интерактивного обучения. Интерактивный подход фокусируется на самом процессе общения и учебной ситуации в классе. Этот вывод согласуется с утверждением, что взаимодействие (интеракция) опосредуется коммуникацией. Через общение люди могут взаимодействовать, а не наоборот. Взаимодействие, интеракция - это коллективная деятельность, которую мы рассматриваем не с содержательной или продуктовой стороны, а с точки зрения ее социальной организации. Общение можно рассматривать как двустороннее явление: по содержанию - это коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией, по форме - это поведенческий аспект, реализуемый в процессе взаимодействия (интеракции), то есть взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу.
Таким образом, используя интерактивный подход к обучению основам безопасности жизнедеятельности, можно оптимизировать процесс овладения навыками безопасности жизнедеятельности и сделать его более эффективным в общеобразовательной школе.
Цель работы: повышение познавательной активности на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
Объект исследования: образовательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: интерактивные методы обучения.
Гипотеза: мы предполагаем, что применение интерактивных методов обучения, позволит повысить уровень познавательной активности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи работы:
• изучить имеющуюся литературу и интернет-ресурсы по данной теме;
• выявить эффективность интерактивных методов обучения в целях повышения познавательной активности обучающихся;
• проанализировать результаты исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Степановская средняя общеобразовательная школа, Красноярский край, Ирбейский район, п. Степановка, Школьная улица, 16Б. 9 класс.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, основной из которых является развитие коммуникативных навыков, помогает установить эмоциональные контакты между учащимися, обеспечивает учебную задачу, поскольку учит работать в команде, прислушиваться к мнению своих друзей.
Использование интерактивных форм в учебном процессе, как показывает практика, снимает нервную нагрузку у учащихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на ключевые вопросы темы занятий. Интерактивные методы основаны на интерактивных упражнениях и заданиях, которые выполняют учащиеся. Главное отличие интерактивных упражнений от заданий состоит в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на овладение новым.
Конечно, сколько бы мы ни говорили о положительных сторонах внедрения интерактивных методов обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности, есть, с другой стороны, и отрицательные. Например, проведение занятий в интерактивной форме обучения требует огромного количества времени на подготовку к занятиям. Учителям, которые много лет работают в школе по традиционным методикам, будет чуждо внедрение новых технологий. Если придерживаться ценностей традиционного образования, то, конечно, важен объем информации на занятиях, а с точки зрения интерактивного обучения более ценно другое - как знания были получены учащимися, как они их применяют.
В МБОУ Степановская СОШ Красноярского края, Ирбейского района, п. Степановка нами была проведена исследовательская работа по повышению познавательной активности обучающихся 9-х классов по основам безопасности жизнедеятельности с использованием
интерактивных методов. На констатирующем этапе работы было установлено, что в экспериментальной группе преобладают низкий и средний уровни познавательной активности по изучаемому предмету. Полученные результаты привели к разработке формирующего этапа исследовательской работы и реализации комплекса уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использование интерактивных методов, направленных на повышение познавательной активности учащихся, с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. Повторный мониторинг на контрольном этапе исследовательской работы и анализ полученных результатов показали эффективность реализации разработанного нами комплекса уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использованием интерактивных методов.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, предложенная гипотеза доказана. Можно сделать вывод, что разработанный и реализуемый нами комплекс уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использованием интерактивных методов, направленных на повышение познавательной активности учащихся, является эффективным и практически значимым.
Использование интерактивных форм в учебном процессе, как показывает практика, снимает нервную нагрузку у учащихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на ключевые вопросы темы занятий. Интерактивные методы основаны на интерактивных упражнениях и заданиях, которые выполняют учащиеся. Главное отличие интерактивных упражнений от заданий состоит в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на овладение новым.
Конечно, сколько бы мы ни говорили о положительных сторонах внедрения интерактивных методов обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности, есть, с другой стороны, и отрицательные. Например, проведение занятий в интерактивной форме обучения требует огромного количества времени на подготовку к занятиям. Учителям, которые много лет работают в школе по традиционным методикам, будет чуждо внедрение новых технологий. Если придерживаться ценностей традиционного образования, то, конечно, важен объем информации на занятиях, а с точки зрения интерактивного обучения более ценно другое - как знания были получены учащимися, как они их применяют.
В МБОУ Степановская СОШ Красноярского края, Ирбейского района, п. Степановка нами была проведена исследовательская работа по повышению познавательной активности обучающихся 9-х классов по основам безопасности жизнедеятельности с использованием
интерактивных методов. На констатирующем этапе работы было установлено, что в экспериментальной группе преобладают низкий и средний уровни познавательной активности по изучаемому предмету. Полученные результаты привели к разработке формирующего этапа исследовательской работы и реализации комплекса уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использование интерактивных методов, направленных на повышение познавательной активности учащихся, с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. Повторный мониторинг на контрольном этапе исследовательской работы и анализ полученных результатов показали эффективность реализации разработанного нами комплекса уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использованием интерактивных методов.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, предложенная гипотеза доказана. Можно сделать вывод, что разработанный и реализуемый нами комплекс уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использованием интерактивных методов, направленных на повышение познавательной активности учащихся, является эффективным и практически значимым.
Подобные работы
- Интерактивные методы повышения познавательной активности
обучающихся на уроках ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Инновационные формы и методы формирования творческой деятельности обучающихся при обучении решению задач на прогрессии в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Применение игровых технологий на уроках ОБЖ при изучении на тему «Основы здорового образа жизни»
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Педагогические условия формирования познавательной самостоятельности у
учащихся на уроках ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Технологии уровневой дифференциации в школьном курсе ОБЖ (Нижневартовский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





