Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРВЛЕНИЯ

Работа №154282

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы75
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы исследования вопросов организации местного самоуправления 7
1.1. Непосредственная демократия и теоретико-правовые аспекты организации
местного самоуправления 7
1.2. Российская модель местного самоуправления 14
Глава 2. Основные формы осуществления непосредственной демократии в рамках местного самоуправления в городе Красноярск 32
2.1. Социально-экономическое развитие муниципального образования город
Красноярск 32
2.2. Инструменты непосредственной демократии в осуществлении местного
самоуправления в муниципальном образовании город Красноярск 49
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложение

Актуальность исследования в первую очередь связана с тем, что соблюдение прав человека - один из базовых показателей для оценивания общественного развития; а степень демократизации позволяет оценить уровень развития государства. На сегодняшний день большинство развитых стран в мире являются демократическими. При осуществлении внутренней и внешней политики правительства этих стран опираются на принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Основным механизмом соблюдения прав и свобод является демократия. При демократическом политическом режиме политические права и свободы закрепляются на конституционном уровне. Но иногда возникает проблема реализации прав граждан, несмотря на их закрепление в основном законе страны. Чаще всего в невозможности реализовать свои гражданские права население страны обвиняет своего лидера или правящую политическую партию, но проблема куда серьезнее. Политическая пассивность, недоработанное законодательство и правовая неграмотность населения приводят к деградации демократических институтов и самой демократии. Причина такого политического поведения граждан кроется в их приоритетах: вопросы социального обеспечения и экономической стабильности чаще выходят на передний план. Большая часть людей не связывает экономические и социальные гарантии с политической сферой и реализацией гражданских прав. Таким образом, в сознании населения политика остается обособленной сферой, а демократия не представляет ценности вообще. Несмотря на отсутствие интереса к политической жизни, элементы политической жизни втягивают граждан в эту сферу, что не дает обществу шанса прийти к полной политической пассивности.
В понятии «демократия» отражены базовые ценности и принципы: свобода, развитие общества и каждого его члена, приоритет прав человека, создание равных условий для улучшения качества жизни и пр.1
В Конституции отражены следующие признаки РФ как демократического государства: народ как единственный источник власти; осуществление власти через непосредственную (референдум, выборы) и представительную демократию (представители в парламенте).
Объект исследования - институт местного самоуправления
Предмет исследования - реализация непосредственной демократии в системе местного самоуправления.
Цель работы - анализ развития институтов непосредственной демократии на современном этапе развития системы местного самоуправления в Российской Федерации.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Проанализировать форма осуществления непосредственной демократии в рамках организации и местного самоуправления.
2. Определить особенности российской модели организации местного самоуправления;
3. Охарактеризовать социально-экономическое развитие
муниципального образования город Красноярск;
4. Проанализировать основные инструменты непосредственной демократии в рамках реализации местного самоуправления в муниципальном образовании город Красноярск.
Степень научной разработанности проблемы. Весомый вклад в изучение проблем непосредственной демократии в местном самоуправлении внесли такие эксперты как Авакьян С.А., Матузов Н.И., Козлова Е.И., Антонова Н.А., Игнатюк Н.А., Суркова И.С., Башилов В.М. и пр.
Из зарубежных исследователей внимание проблемам прямой демократии уделили Дж. Мацусака, Т. Донован и др.
Основой для данной работы стали такие труды как: «Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления», «Муниципальное право России» (Авакьян С.А.)2; «Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации» (Курячая М.М.)3; «Муниципальное право России» (Астафичев П.А.)4; «Эволюция современной российской демократии: тенденции и перспективы» (Баранов Н.А.)5; «Правовые проблемы становления и
развития местного самоуправления в Российской Федерации» (Баранчиков В.А.)6; «Механизм непосредственной демократии в современной России» (Комарова В.В.)7; «Непосредственная демократия в системе местного самоуправления России: теоретические основы» (Нудненко Л.Л.)8; «Представительная
демократия: от идеи к реализации» (Садовникова Г.Д.)9.
Вопросы демократии и местного самоуправления привлекли внимание большого количества российских и зарубежных ученых, но это не позволяет сказать о решении большинства из них. Главными остаются вопросы функционирования, законодательного закрепления и развития инструментов и институтов прямой демократии в системе местного самоуправления.
Проблема, лежащая в основе выпускной квалификационной работы, заключается в том, что Принятие поправок в действующую Конституцию провозгласило курс на формирование и развитие системы публичной власти, что предполагает пересмотр конституционных основ института местного самоуправления. С одной стороны, принятые поправки включают в систему публичной власти местное самоуправление, с другой, сохраняют присущую ему автономию и суверенность, определяя, вслед за Конституцией 1993 года суверенный статус рассматриваемого института. Отсюда следует вопрос о сохранении непосредственной демократии как наиболее характерной черты местного самоуправления в рамках системы публичной власти: демократические интенции будут усилены или, наоборот, нивелированы в связи с усилением взаимодействия институтов местного самоуправления и государственной власти?
Новизна работы состоит в том, что использование и активное развитие форм непосредственной демократии в России обусловлено несовершенством законодательства и недостаточной научной проработкой темы. Появление инновационных форм непосредственной демократии, принятие новых правовых норм, регулирующих существующие формы демократии, институциональное развитие самоуправления на муниципальном уровне требуют их тщательного анализа и осмысления. Отсюда вытекает необходимость выявления сущности политических прав граждан, уточнения их конституционно-правовой природы, изучения системной взаимосвязи правового регулирования реализации этих прав и их практического применения в Российской Федерации с 2018 по 2023 год.
Гипотеза исследования заключается в вопросе: непосредственная
демократия - сущностная черта системы публичной власти, реализующая себя на любом уровне управления?
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения, списка использованных источников, включающих в себя 66 позиций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая результаты проведенного анализа социально-экономического развития города Красноярск и оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления следует отметить, что в силу выгодного территориального расположения, а также развитой экономической подсистемы - вопросы местного значения успешно решаются администрацией муниципального образования без дополнительного привлечения общественности.
Несмотря на закрепленные в Уставе города инструменты реализации непосредственной демократии в границах муниципального образования, анализ статистических данных отдела обработки обращений граждан Администрации города Красноярска, а также статистических данных, характеризующих проведение общественных слушаний на территории муниципального образования показывают, что за последние 4 года в городе Красноярске общественные слушания проводятся все реже, а те, которые проводятся - проводятся, в основном, по инициативе администрации муниципального образования.
Для решения этой проблемы - снижения активности в осуществлении местного самоуправления в городе Красноярск с 2023 года реализуется муниципальная программа «Содействие развитию гражданского общества в городе Красноярске». Ее цели и задачи представлены на слайде. Стоит отметить, что на сегодняшний день еще нельзя сказать об эффективности этой муниципальной программы, но важной особенностью является то, что мобилизация общественной активности и организация непосредственной демократии в современном Красноярске оказывается не результатом самоорганизации общества, а одним из направлений деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, в условиях трансформации системы местного самоуправления, обусловленной реализацией курса на построение системы публичной власти, а также высоким уровне социально-экономического развития в городе Красноярск, институты непосредственной демократии де юре закпреплены 57
в муниципальных нормативных актах, де факто, практически полностью отсутствуют в реальности.
На наш взгляд описываемая ситуация обусловлена тем, что:
• в современной российской системе государственного и муниципального управления участие граждан в административно-управленческой деятельности предусмотрено не только посредством участия в представительных органах власти, но и в рамках общественных комиссий, призванных обеспечить открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти разного уровня. На практике, активное функционирование институтов непосредственной демократии представляется результатом задваивания функций и дополнительной бюрократической нагрузкой, которая ложится на плечи органов власти, осуществляющей полномочия по оперативному управлению развитием территории;
• во вторых, учет интересов и потребностей местного населения наряду с приоритетами государственной политики - одно из условий, определяющих эффективность деятельности органов местного самоуправления в рамках системы публичной власти;
• в третьих, низкий уровень реализованности институтов непосредственной демократии на территории муниципального образования город Красноярск, может быть объяснен достаточно высоким уровнем и качеством жизни населения, активно вовлеченной в экономическое производство. В этом смысле, обоснованной представляется гипотеза, лежащая в основании выпускной квалификационной работы о том, что в процессе развития системы публичной власти на современном уровне социально-экономического развития города Красноярска институты непосредственной демократия представляются в качестве модернизирующегося элемента демократического общества, потому что современные реалии, с одной стороны, не предполагают развития политической субъектности у местного населения, удовлетворившего свои основные социально­экономические потребности, с другой, сама система организации и реализации местного самоуправления представляется такой формой административно-­управленческого решения вопросов местного значения при которой результирующим показателем проводимой муниципальной политики являются интересы местного населения.


1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета 25 декабря 1993 г.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. От 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.
2003. № 40. Ст. 3822.
3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.) // Российская газета. 2002 г. 15 июня.
4. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 (в ред. От 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федераии. 1996. № 49. Ст. 5497.
5. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Режим доступа URL: https://base.garant.ru/73742836/
6. Устав города Красноярска (принят Решением Красноярского городского Совета от 24 декабря 1997 г. N В-62) (в ред. от 19.03.2024) // Режим доступа URL: http: //www.admkrsk.ru/administration/normdoc/Pages/state.aspx
7. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Режим доступа URL: https: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/
8. Решение Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 №
3-42 "О стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года" // Режим доступа URL: http://www.admkrsk.ru/citytoday/economics/social_situation/Pages/developmentprogra m.aspx
9. Постановление администрации города Красноярска от 30.06.2020 №
501 "Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии социально­экономического развития города Красноярска до 2030 года" ( в редакции постановления администрации города Красноярска от 25.04.2024 № 372) // Режим доступа URL:
http://www.admkrsk.ru/citytoday/economics/social_situation/Pages/developmentprogra m.aspx
II. Литература
10. Авакьян, С. А. Муниципальное право России / С.А. Авакьян. - М.: Юристъ, 2009. - С. 20.
11. Авакьян, С.А. Состояние и, проблемы и перспективы местного самоуправления. // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы / С.А. Авакьян. - М.: Дело, 2006. - С. 15.
12. Авакян С.А. А есть ли в России местное самоуправление? // Рос. Федерация сегодня. - 2009. - №16. - С. 20-22.
13. Артамонова Г.К., Сальников П.П., Султыгов М.М., Анашкина Ю.Н. Институты народовластия: проблемы влияния на публичную политическую власть // Юридическая наука: история и современность. - 2016. - №3. - С. 34-38.
14. Астафичев П.А. Муниципальное право России / П.А. Астафичев. - М.: Инфра-М, 2011. - 425 с.
15. Бабичев, И.В. Основания российского муниципализма и его принципы / И.В. Бабичев // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - №1. - С. 35­45....63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ