Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТОНАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Работа №154278

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3-6
1. Понятие интонации в лингвистических исследованиях
1.1. Исследование фразовой просодии языка 7-14
1.2. Моделирование - универсальный инструмент синергетики 14-18
1.3. Минимальная единица фразовой просодии языка 18-24
1.4. Понятие просодической детерминанты 24-29
Выводы по главе 1 29-30
2. Интонемы немецкого языка
2.1. Интонационные модели немецких предложений и текстов 31-62
2.2. Основные особенности интонации в немецком языке 63-65
2.3. Методика обучения интонационным моделям на занятиях по немецкому
языку 65-70
Выводы по главе 2 70-71
Заключение 72-73
Библиографический список 74-77

Актуальность. Прогрессивное развитие любой науки в настоящее время, так или иначе, связано с использованием таких понятий, как система, структура, элемент, связь. Без опоры на общефилософские и общенаучные представления не могут достаточно эффективно развиваться конкретные науки. В фонетико-фонологических исследованиях последних лет также наметился переход от непосредственного описания наблюдаемых объектов к рассмотрению общих принципов их организации.
Не все лингвисты едины в том, что просодические средства могут быть отнесены к единицам языка, так как велика степень вариативности их акустических параметров, велико то «сопротивление, которое язык оказывает любым попыткам расчленить его на хотя бы независимые подсистемы».[3,121]. Только системный подход может сориентировать на достижение целостного видения сложной системы, какой являются язык и его уровни.
Актуальность данного исследования конкретизируется также стремлением описать слово как наименьшую единицу просодического уровня языка.
Чтобы накопленный материал не представлял собой простую сумму разрозненных, не связанных между собой положений, необходим единый основополагающий принцип — просодическая детерминанта, выявление которой возможно только благодаря применению системного подхода. Этот системный критерий повторяемости лежит в основе данной совокупности знаний и фактов о просодическом уровне языка, раскрывает и характеризует все другие элементы, проявляющиеся в каждом конкретном языке.
Изучение закономерностей функционирования языковых средств в различных формах и типах речи является одной из актуальных проблем современной лингвистики. Структурно - коммуникативный и интонационный
анализ языковых средств невозможен без реального ощущения звуковой материи языка, т.е. материи, в которой воплощается и объектируется человеческая мысль. Из набора линейно - звуковых сегментов средствами речевого высказывания создается завершенное коммуникативное высказывание. Как правило, оно направлено к слушателю и передается логико - интеллектуальным отношением говорящего и собеседника к теме и предмету высказывания.
В настоящее время в методике не только усилилось внимание к проблемам совершенствования звучащей речи, в частности, ее интонационной стороны, но работа над интонацией выдвинулась на первое, определяющее место.
Цель и задачи исследования. Главной целью работы является выявление особенностей просодической стороны речи, интонационных моделей и разработка методических рекомендаций по освоению интонационных моделей.
Выполнение этой цели подразумевает решение ряда взаимосвязанных задач:
1) изучить понятие интонации в лингвистике;
2) дать определение наименьшей единице просодического уровня языка - просодеме;
2) рассмотреть интонационные модели немецких предложений и текстов;
3) выявить основные особенности интонем в немецком языке;
4) разработать методические рекомендации к освоению интонационных моделей.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что работа над интонационными моделями представляет интерес не только в обучении 4
практике языка, но будет эффективной составной частью при реализации системного подхода.
Объектом исследования являются интонационные модели немецкого языка.
Предмет исследования особенности интонации при моделировании речи.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; метод определения мелодической структуры интонационных моделей; метод представления интонационных моделей в образовательном процессе; методика моделирования текстов по О. Пройю.
Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые представлен подробный анализ интонационных моделей на материале отрывков из прозаических и стихотворных немецких произведений.
Впервые представлена роль просодической детерминанты в зависимости от интонационных моделей в нейтральной и эмфатической речи.
Вместе с этим выявлено на некоторых примерах относительное понижение движения тона, которое заключается в том, что конец предложения хотя имеет нисходящее движение тона, однако, выше его начала.
Структура и объем работы. Предлагаемое исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, включающего 50 наименований.
Во введении определены актуальность, цель, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования, а также научная новизна данной работы.
В главе 1 рассматриваются теоретические предпосылки исследования фразовой просодии языка. Содержание первой главы направлено также на определение минимальной единицы фразовой просодии языка.
Глава 2 посвящена описанию интонационных моделей и выявлению основных особенностей интонем в немецком языке. Во 2 главе представлен подробный анализ интонационных моделей на материале отрывков из прозаических и стихотворных немецких произведений, а также приведены методические рекомендации к освоению интонационных моделей.
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Литература, посвященная исследованию фразовой просодии, многочисленна и разнообразна. Во-первых, это специальные фонетико - экспериментальные работы, ограничивающиеся рассмотрением только внешних проявлений языка в речи. Необходимость знания этих явлений была продиктована требованиями методики преподавания иностранных языков: выявление произносительных особенностей речи, ее интонационного рисунка, видов ударения и пауз, темпа произнесения и т.д. На протяжении многих десятков лет существовало мнение, что познание языка должно ограничиваться изучением только этих фонетических особенностей речи. Во-вторых, это экспериментально - фонетические исследования, выходящие за рамки исследования только речи, предпринимающие попытку вычленить из речи скрытую от непосредственного наблюдения систему фразовой просодии - просодематический уровень языка, его абстрактную сущность. К третьей группе относятся работы, появившиеся особенно в последнее время, отражающие поиски нового концептуального подхода.
Таким образом теоретический анализ литературы по просодии показал необходимость исследования просодического уровня языка с целью определения интонационной структуры единиц макро- и мегапространств языка. При этом большую роль приобретает познание сущности управляющего параметра - просодической детерминанты и субстанциональной природы фразового ударения.
Управляющий параметр характеризуется в немецком языке восходящей звучностью.
Фразовое ударение является динамическим, т. е. в его структуре преобладает параметр интенсивности.
Согласно теории О. Пройя в немецком языке различаются:
простые модели для нейтральной речи: A, B;
простые модели для эмфатической речи: A', B'.
сложные модели для нейтральной речи: Xi, X2, Xmix;
сложные модели для эмфатической речи: Xi', X2', X'mix.
Учитывая большое количество синтагм О. Прой добавляет к моделям математический знак п.


1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 236с.
2. Андреев И. Д. Теория и форма организации научного знания. М.: Наука, 1979. 299с.
3. Арапов М. В. Теория систем и изучение естественного языка // Системные исследования: Ежегодник 1981. С. 121 - 141.
4. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1983, 550с.
5. Артемов В. А. Интонация и просодия. В сб.: Вопросы фонологии и фонетики. Тезисы докладов советских лингвистов на УП Международном конгрессе фонетических наук /Монреаль, 1971/. М.: Изд. АН СССР, 1971. ч. I, с.11-14.
6. Арутюнова Н. Д. О значимых единицах языка // Исследование по общей теории грамматики. М.: , 1999. С. 92 - 101.
7. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.:, 1966. 607с.
8. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270с.
9. Блохина Л. П., Потапова Р. К. Роль просодики в системе суперсегментных характеристик // Вопросы фонологии и фонетики. Тез. докл. сов. лингв. на VII Междунар. конгр. фонетич. наук (Монреаль, 1971). М.: , 1971. С.173 - 175.
10. Блюменфельд Л. А. Определение понятия системы и системного подхода // Системные исследования: Ежегодник 1970. М.:, 1970. С. 96 - 103.
11. Бондарко Л. В., Зиндер Л. Р. Исследование фонетики // Основы теории речевой деятельности. М.:, 1994. С. 145 - 160.
12. Всеволодский - Гернгросс В. Н. Теория русской речевой интонации. М.: СПб. Госиздат, 1922. 102с.
13. Гайдучик С.М. Просодическая система современного немецкого языка. Минск, 1972. С.50.
14. Городинская В. С., Иванов В. Ф. Природа, человек, закон. М.: Юридическая литература, 2009. 382 с.
15. Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику: Пер. с англ. М.:, Эдиториал УРСС. 2008. 496 с...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ