Введение 3
1. Теоретические основы обучения гольфу учащихся средней школы 6
1.1. История возникновения гольфа 6
2.2 Правила игры в гольф 9
2.3 Влияние гольфа на организм человека 13
2.4 Физиологическое обоснование игры в гольф 16
2.5 Цели и задачи уроков физической культуры с использованием
гольфа 22
2.6 Методика обучения гольфу с использованием SNAG -
оборудования 24
2.7 Возрастные характеристики школьников 5-6 класса 26
2.8 Разминочные упражнения 28
2: Методы и организация исследования 33
2.1 Методы исследования 33
2.2 Организация исследования 34
З.Экспериментальное обоснование развития физических качеств по средствам гольфа 35
3.1 Разработка комплекса игровых упражнений для развития физических качеств 35
3.1 Педагогический эксперимент проверки методики развития 38
Физических качеств 38
3.2 Обработка результатов, полученных в ходе эксперимента 39
Sаключение 41
Список литературы 42
Приложение 1 45
Приложение 2 48
Гольф, как вид спорта, относится к классу индивидуальных спортивных игр. Игра в гольф происходит без контактного противодействия сопернику. Примерами таких видов спорта могут быть теннис, стрельба, боулинг, керлинг, шахматы и т.п.
Цель игры в гольф - послать с площадки (стартовой зоны) мяч в лунку ударом, либо серией ударов клюшкой в соответствии с правилами. Минимальная игровая ситуация (игровое действие) в гольфе состоит в ударе клюшкой по мячу. Количество ударов, затраченных для поражения определенного количества лунок (как правило, 18-ти), обычно является критерием для определения победителя соревнований по гольфу. В свою очередь, количество ударов, совершенных игроков в соревнованиях по гольфу, опосредованно характеризует проявление его моторных, координационных, психических и интеллектуальных качеств.
Таким образом, гольф - это вид спорта, в котором по определенным правилам сопоставляются моторные, координационные, психические и интеллектуальные качества спортсменов. Игровая площадка в гольфе представляет собой специально подготовленный участок земной поверхности площадью не менее 60 Га, на котором обычно расположено игровых зон - лунок. Игровая зона - продольно ориентированный (вытянутый) участок земной поверхности, включающий стартовую зону (ти площадку) и финишную зону (грин), на которой расположена лунка. Игровое покрытие травяное с различной высотой травяного покрова. Протяженность игровой зоны составляет от 130 до 530 метров. Таким образом, припрохождении 18- ти лунок в среднем за игровой раунд игрок преодолевает расстояние равное 6-8ми километрам. При этом для прохождения 18-ти лунок игроком обычно затрачивается не менее 5-ти часов. В пределах игровой зоны располагаются искусственные преграды, затрудняющие совершение ударов по направлению и дальности: водные преграды - ручьи и водоемы, и песчаные - бункеры. Также в игровой зоне могут располагаться отдельно стоящие деревья и строения.
Игровое действие в гольфе - свинг (колебание - англ.) состоит в ударе клюшкой по мячу вследствие перемещения звеньев тела в определенной последовательности и направлениях. Разделяя это действие по направлению движения клюшки и величине угловой скорости, общепринято выделяют пять фаз свинга: замах (отведение), разгон (приведение), собственно удар, торможение и завершение. Игровые действия в гольфе по кинематическим основаниям можно разделить на удары, совершаемые с максимальной амплитудой перемещения звеньев тела (около 35 % игровых действий) и удары, совершаемые с ограничением амплитуды движений (65% действий). Анатомически игровые действия, совершаемые с максимальной амплитудой можно представить в виде совокупности 18-20-ти элементарных движений конечностей и туловища, среди которых 4 движения сгибания- разгибания и 16-14 движений отведения-приведения и пронации-супинации. По затратам мощности игровые действия делятся на 35% действий субмаксимальной мощности, 65% действий низкой мощности. Перемещения игроков во время соревнований относятся к циклическим действиям низкой мощности (ходьба).
При совершении игровых действий в гольфе задействуются алактатный и аэробный механизмы энергообеспечения. Игровые действия, совершаемые с субмаксимальной и умеренной мощностью, приводят к полету мяча. При этом, при совершении ударов с субмаксимальной мощностью (максимальной амплитудой) дальность полета мяча определяется параметрами клюшки (ее выбором), которой совершается удар. Действия с низкой мощностью и ограничением амплитудыдвижения приводят к недалекому полету мяча в воздухе (25% игровых действий) или его качению по игровой поверхности (45% игровых действий). Дальность и направление перемещения мяча, в этом случае, определяется не параметрами выбранной клюшки, а регулированием целенаправленного действия игроком, за счет его антиципативных и рецептивных представлений. По дальности перемещения мяча игровые действия можно разделить: при полете мяча на 90-280 м - действия с максимальнойамплитудой (35%); при полете мяча на 5 - 90 м - действия с ограничением амплитуды (25%); при качении мяча (0-20м) - действия с ограничением амплитуды (40%).
При игре в гольф на игрока действуют следующие внешние силы: сила тяжести, инерционные центробежные и центростремительные силы; силы упругой деформации и силы сопротивления внешней среды. По степени влияния на организм преобладающие значение оказывают инерционные силы, величина которых достигает значений в 8g
Актуальность: Гольф с каждым годом охватывает все большее количество желающих. Одни хотят заниматься этим видом спорта из-за его непохожести ни на один другой вид спорта, другие - из-за тишины и спокойствия во время игры, третьи - из-за этикета и такта, царящих на поле, четвертые - просто из-за престижа и популярности. Но какими бы не были мотивы, результат остается прежним, гольф - это очень интересная и популярная игра.
Объект исследования: образовательный процесс 5-6 классов на уроках физической культуры.
Предмет исследования: физические качества обучающихся 5-6 классов.
Цель исследования: Выявить влияние применения комплекса
упражнений с использованием SNAG-оборудования на физическое развитие обучающихся 5-6 классов на уроках физической культуры.
Sадачи исследования:
1. Изучить в научной и методической литературе состояние проблемы исследования.
2. Разработать и применить комплексы упражнений, для развития физических качеств в процессе урочных форм занятий с учащимися 5-6 классов.
3. Экспериментально проверить эффективность применения
разработанных комплексов упражнений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что направленное воздействие разработанной методики положительно повлияет на физические качества обучающихся 5-6 классов.
Научная новизна: заключается в направленном воздействии
специальных упражнений и разработанных комплексов на улучшение физических качеств посредствам гольфа.
Практическая значимость: разработанные комплексы упражнений дадут возможность педагогам по физической культуре применять упражнения в учебно-воспитательном процессе (уроках).
Для регулярных занятий гольфом во время уроков физической культуры и адаптации организма детей к специфической нагрузке во время этих тренировок, каждому ребенку необходимотерпение, усидчивость, а также подготовленный мышечный корсет, а это будет возможно, если:
• правильно дозировать гольф -урок. Ребенок должен играть до тех пор, пока ему интересно. Нельзя настаивать на том, что бы он занимался более 30 минут. Пусть занятия гольфом будут ему в радость, а не в наказание;
• правильно подбирать SNAG -оборудование. Для юных гольфистов это очень важно. Ведь только правильноподобранный гольф-инвентарь позволит избежать излишней физической нагрузки и травм, а его красочность и разнообразие только прибавят ребенку настроение;
• с «первыхдней прививать этикет гольфа. Необходимо, чтобы ребенок с самого начала понимал правила поведения на гольф-поле», старался вести себя соответственно. Важно рассказывать юному гольфисту о цели игры, а также о ее фундаментальных основах: честности и благородстве;
• тренировки должны проводиться педагогами-профессионалами, знающими и любящими свое дело. Постановка правильной техники позволит достичь наилучших результатов и убережет ребенка от ошибок, которые впоследствии будет трудно исправить.
Основные выводы работы:
1. Анализ литературныхисточников показал, что проблема развития физических качеств остается одной из актуальных тем в учебновоспитательном процессе.
2. Исследованием установлено, что благодаря разработанных комплексов упражнений с использованием SNAG-оборудования происходит повышение и раннее раскрытие физических способностей;
3. При использовании данных комплексов упражнений происходит повышение уровня физической подготовленности занимающихся, что очевидно в таблице 2;
5. Результаты основного педагогического эксперимента показатели, что комплекс игровых упражнений с элементами гольфа с использованием SNAG- оборудования в наибольшей степени содействует развитию ловкости и гибкости школьника и в меньшей степени - его силы.
1. Ашмарин Б.А. и др. Теория и методика физического воспитания - М.: 1988. -225С.
2. Бурлаков, И.Ю. Результаты антропологического мониторинга игроков в гольф высокой квалификации / И.Ю. Бурлаков, А. В. Верченова, А. Н.
3. Бобкова И.И. Г ольф и мини - гольф / И.И Бобкова. - М.: Департамент образования г. Москвы, 2013. - 143с.
4. Г аллахер Б.М. Г ольф для начинающих / Б.М. Галлахер. - М.: Фаир - Пресс, 2005. - 192с.
5. . Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. М.: "Физкультура и здоровье", 1984 г.
.6. Донской Д.Д. Движения спортсмена. ФиС, 1965
7. .Еремин Ю. Прыгать... быстро! "Легкая атлетика", 1965
8. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: 2001.
9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). М.: "Физкультура и спорт", 1966.
10. Заблоцкий П.Н. Книга для тренеров по легкой атлетике, - М.:
Просвещение, 1988
11. Касимов В. Покоряя время и пространство. М.: "Физкультура и спорт", 1987.
12. Корольков А.Н. Теория и методика тренировочного процесса в гольфе мини - гольфе / А.Н Корольков. - С.: М-во спорта Самар.обл., 2013. - 137с.
13. Корольков // Вестник Челябинского государственного
университета: образование и здравоохранение. - 2014. - № 1. - С. 57-62
14. Корольков, А.Н. Об эффективности расчленено-конструктивного метода обучения игровым действиям в гольфе / А. Н. Корольков, Д. С. Титенин, // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 6. - С. 8.
15. Корольков, А.Н. Некоторые дидактические особенности усвоения игровых действий в гольфе / А. Н. Корольков // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2012. -№ 6. - С. 40-43....48