Технология позиционного обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 7
1.1. Характеристика универсальных учебных действий, как основного результата освоения основной образовательной программы основного общего образования 7
1.2. Психологическое содержание и условия развития коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся 14
1.3 Технология позиционного обучения в формировании коммуникативных
универсальных учебных действий 24
Выводы по I главе 28
Глава II. Опытно-эмпирическое исследование проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках основ безопасности жизнедеятельности с использованием технологии позиционного обучения 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 30
2.3. Описание формирующего и контрольного этапов исследования 36
Вывод по II главе 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения 60
Актуальность исследования вызвана переменностью образовательной модели в соответствии с аспектами компетентностного подхода: от цели усвоения обучающимися определенных предметных знаний, умений и навыков в границе отдельных учебных дисциплин, к цели развития социальных, личностных, познавательных и коммуникативных способностей обучающихся, которые обеспечивают у них ключевую компетенцию, а именно умение обучаться, благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию.
В связи с этим основным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, которые определили ориентацию на однозначное формирование компетенций обучающихся. Это значит уход от классической знаниево-ориентированной модели, хотя она и была основана на фундаментальности теоретизированного знания, но, к сожалению, не всегда гарантировала его практичность в применении, не формировала компетентного, т.е. умеющего в большей мере пользоваться полученным знанием человеком. Системо¬образующим компонентом ФГОС считаются результаты образования, изучаемые в контексте деятельностного подхода. Благодаря этому, процесс обучения воспринимается не просто как система получения новых навыков, знаний, умений, образующих центральную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития. В новом образовательном стандарте записано: «Развитие личности есть смысл и цель современного образования». Таким образом, компетентностный подход - это методологическая основа ГОСТа нового поколения [1].
Системно-деятельностный подход даёт возможность выделить главные результаты обучения и воспитания и создать основу для проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть обучающиеся.
Формирование личности в системе образования обеспечивается, посредством образования универсальных учебных действий, являющиеся инвариантной базой воспитательного и образовательного процесса. Освоение обучающимися универсальных учебных действий создаёт возможность эффективного самостоятельного освоения новых знаний и умений, в том числе организацию освоения. Однако какие бы не свершались изменения, урок остается основной формой организации обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. При реализации ФГОС, во- первых, меняются дидактические подходы к уроку. Современный урок ОБЖ по ФГОС - это методическая и профессиональная подготовка учителя; мотивация и целеполагание учения; компетентностный подход; средства современного обучения; формирование условий для саморазвития; анализ всех занятий. Во-вторых, происходит переосмысление позиций учителя, который становится не источником знаний, а личностью, обучающей методам творческой деятельности, усваивать и приобретать новые знания. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что обучающийся выступает как партнер в процессе обучения.В третьих, пересматривается методическая система работы учителя.
Следует научиться проектировать урок ОБЖ в логике обучения продуктивной деятельности, которая обязана быть соответствующей уровню способностей обучающихся и направленной на формирование элементарных компетенций. На уроке от 50 % времени должны говорить и работать учащиеся, а не учитель.[11] В связи с этим, важным моментом при построении урока ОБЖ в критерии реализации компетентностного образования является внедрение и выбор таких методов и технологий обучения, которые могут поспособствовать включению обучающихся в активную деятельность, развитию их важнейших компетентностей. Педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении ОБЖ и формирование компетенций обучающихся на уроке достаточно много, однако учитель часто использует знакомый набор, не включая новых и эффективных. Одной из таких является технология позиционного обучения, разработанная доктором психологических наук, профессором Н.Е. Вераксой. Эта технология позволяет формировать не только предметные, но и, в первую очередь, коммуникативные действия обучающихся, что является важным результатом освоения ФГОС. Однако в основной школе технология позиционного обучения не получила широкого распространения, несмотря на свою универсальность [9].
Вышесказанное позволяет сформулировать тему исследования: «Технология позиционного обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности».
Цель работы: формирование коммуникативных УУД обучающихся на уроках ОБЖ с помощью использования технологии позиционного обучения.
Объект исследования: коммуникативные УУД обучающихся.
Предмет исследования: технология позиционного обучения как средство формирования коммуникативных УУД обучающихся.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить возможность использования технологии позиционного обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности для сформированности коммуникативных УУД обучающихся;
3) разработать и реализовать уроки по ОБЖ с помощью технологии позиционного обучения.
Гипотеза исследования: технология позиционного обучения как вид групповой технологии является оптимальным средством формирования коммуникативных УУД обучающихся.
Эмпирическая база исследования: обучающиеся 6-х классов МБОУ СОШ №8 в количестве 32 человек.
Методы исследования:
1) теоретический - изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;
2) эмпирические - эксперимент, опросный метод.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в образовательной практике учителей школ,лицеев, колледжей.
Структура работы: работа включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы и приложения.
Апробация исследования: исследование получило апробацию и внедрение в практику в форме системы занятий, разработанных по данной теме, на базе МБОУ «СОШ №8» города Бийска.
Современные образовательные технологии, используемые в основной школе, достаточно разнообразны. Технология позиционного обучения позволяет педагогу осуществлять компетентностный подход, где смысл образования заключается в развитии у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем, составляющих содержание образования. Эта технология призвана покончить с пассивной практикой передачи знаний.
На уроках данной технологии педагог вводит своих учеников в процесс познания, который является инструментом самопостроения и саморазвития личности. Понимая то, что обучающиеся имеют различный склад мышления, а традиционное обучение базируется на формальной логике, что неизбежно приводит к противоречивой ситуации в образовательном процессе, приходим к выводу, что данная технология способствует развитию высокого уровня логического мышления. Высокий уровень развития логического мышления позволяет учащимся чувствовать себя комфортно в ситуации, требующей новых методов ее решения.
В соответствии с планом эмпирической работы на констатирующем этапе был выявлен актуальный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся двух классов: контрольного 6 «А» класса и экспериментального 6 «Б» класса. Результаты показали, что в этих классах уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий очень низок.
Десять уроков, составленные и проведённые мной в 6 «А» классе, в рамках технологии позиционного обучения, помогли развить у обучающихся коммуникативные универсальные учебные действия, это подтверждают повторно проведённые тесты уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Благодаря организации коллективного диалога, в котором звучат голоса различных позиций, у обучаемых начинает формироваться адекватная предмету структура средств, а также снимается отчуждение между предметом и субъектом.
Таким образом, развивать коммуникативные умения в рамках технологии позиционного обучения - значит научить обучающихся ставить вопросы и четко формулировать на них ответы группой, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, соглашаться с точкой зрения собеседника или отвергать её, аргументировать свое мнение в группе, то есть сотрудничать с одноклассниками в группе в процессе коммуникативного общения.