Технология позиционного обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 7
1.1. Характеристика универсальных учебных действий, как основного результата освоения основной образовательной программы основного общего образования 7
1.2. Психологическое содержание и условия развития коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся 14
1.3 Технология позиционного обучения в формировании коммуникативных
универсальных учебных действий 24
Выводы по I главе 28
Глава II. Опытно-эмпирическое исследование проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках основ безопасности жизнедеятельности с использованием технологии позиционного обучения 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 30
2.3. Описание формирующего и контрольного этапов исследования 36
Вывод по II главе 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения 60
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 7
1.1. Характеристика универсальных учебных действий, как основного результата освоения основной образовательной программы основного общего образования 7
1.2. Психологическое содержание и условия развития коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся 14
1.3 Технология позиционного обучения в формировании коммуникативных
универсальных учебных действий 24
Выводы по I главе 28
Глава II. Опытно-эмпирическое исследование проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках основ безопасности жизнедеятельности с использованием технологии позиционного обучения 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 30
2.3. Описание формирующего и контрольного этапов исследования 36
Вывод по II главе 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения 60
Актуальность исследования вызвана переменностью образовательной модели в соответствии с аспектами компетентностного подхода: от цели усвоения обучающимися определенных предметных знаний, умений и навыков в границе отдельных учебных дисциплин, к цели развития социальных, личностных, познавательных и коммуникативных способностей обучающихся, которые обеспечивают у них ключевую компетенцию, а именно умение обучаться, благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию.
В связи с этим основным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, которые определили ориентацию на однозначное формирование компетенций обучающихся. Это значит уход от классической знаниево-ориентированной модели, хотя она и была основана на фундаментальности теоретизированного знания, но, к сожалению, не всегда гарантировала его практичность в применении, не формировала компетентного, т.е. умеющего в большей мере пользоваться полученным знанием человеком. Системо¬образующим компонентом ФГОС считаются результаты образования, изучаемые в контексте деятельностного подхода. Благодаря этому, процесс обучения воспринимается не просто как система получения новых навыков, знаний, умений, образующих центральную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития. В новом образовательном стандарте записано: «Развитие личности есть смысл и цель современного образования». Таким образом, компетентностный подход - это методологическая основа ГОСТа нового поколения [1].
Системно-деятельностный подход даёт возможность выделить главные результаты обучения и воспитания и создать основу для проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть обучающиеся.
Формирование личности в системе образования обеспечивается, посредством образования универсальных учебных действий, являющиеся инвариантной базой воспитательного и образовательного процесса. Освоение обучающимися универсальных учебных действий создаёт возможность эффективного самостоятельного освоения новых знаний и умений, в том числе организацию освоения. Однако какие бы не свершались изменения, урок остается основной формой организации обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. При реализации ФГОС, во- первых, меняются дидактические подходы к уроку. Современный урок ОБЖ по ФГОС - это методическая и профессиональная подготовка учителя; мотивация и целеполагание учения; компетентностный подход; средства современного обучения; формирование условий для саморазвития; анализ всех занятий. Во-вторых, происходит переосмысление позиций учителя, который становится не источником знаний, а личностью, обучающей методам творческой деятельности, усваивать и приобретать новые знания. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что обучающийся выступает как партнер в процессе обучения.В третьих, пересматривается методическая система работы учителя.
Следует научиться проектировать урок ОБЖ в логике обучения продуктивной деятельности, которая обязана быть соответствующей уровню способностей обучающихся и направленной на формирование элементарных компетенций. На уроке от 50 % времени должны говорить и работать учащиеся, а не учитель.[11] В связи с этим, важным моментом при построении урока ОБЖ в критерии реализации компетентностного образования является внедрение и выбор таких методов и технологий обучения, которые могут поспособствовать включению обучающихся в активную деятельность, развитию их важнейших компетентностей. Педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении ОБЖ и формирование компетенций обучающихся на уроке достаточно много, однако учитель часто использует знакомый набор, не включая новых и эффективных. Одной из таких является технология позиционного обучения, разработанная доктором психологических наук, профессором Н.Е. Вераксой. Эта технология позволяет формировать не только предметные, но и, в первую очередь, коммуникативные действия обучающихся, что является важным результатом освоения ФГОС. Однако в основной школе технология позиционного обучения не получила широкого распространения, несмотря на свою универсальность [9].
Вышесказанное позволяет сформулировать тему исследования: «Технология позиционного обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности».
Цель работы: формирование коммуникативных УУД обучающихся на уроках ОБЖ с помощью использования технологии позиционного обучения.
Объект исследования: коммуникативные УУД обучающихся.
Предмет исследования: технология позиционного обучения как средство формирования коммуникативных УУД обучающихся.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить возможность использования технологии позиционного обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности для сформированности коммуникативных УУД обучающихся;
3) разработать и реализовать уроки по ОБЖ с помощью технологии позиционного обучения.
Гипотеза исследования: технология позиционного обучения как вид групповой технологии является оптимальным средством формирования коммуникативных УУД обучающихся.
Эмпирическая база исследования: обучающиеся 6-х классов МБОУ СОШ №8 в количестве 32 человек.
Методы исследования:
1) теоретический - изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;
2) эмпирические - эксперимент, опросный метод.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в образовательной практике учителей школ,лицеев, колледжей.
Структура работы: работа включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы и приложения.
Апробация исследования: исследование получило апробацию и внедрение в практику в форме системы занятий, разработанных по данной теме, на базе МБОУ «СОШ №8» города Бийска.
В связи с этим основным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, которые определили ориентацию на однозначное формирование компетенций обучающихся. Это значит уход от классической знаниево-ориентированной модели, хотя она и была основана на фундаментальности теоретизированного знания, но, к сожалению, не всегда гарантировала его практичность в применении, не формировала компетентного, т.е. умеющего в большей мере пользоваться полученным знанием человеком. Системо¬образующим компонентом ФГОС считаются результаты образования, изучаемые в контексте деятельностного подхода. Благодаря этому, процесс обучения воспринимается не просто как система получения новых навыков, знаний, умений, образующих центральную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития. В новом образовательном стандарте записано: «Развитие личности есть смысл и цель современного образования». Таким образом, компетентностный подход - это методологическая основа ГОСТа нового поколения [1].
Системно-деятельностный подход даёт возможность выделить главные результаты обучения и воспитания и создать основу для проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть обучающиеся.
Формирование личности в системе образования обеспечивается, посредством образования универсальных учебных действий, являющиеся инвариантной базой воспитательного и образовательного процесса. Освоение обучающимися универсальных учебных действий создаёт возможность эффективного самостоятельного освоения новых знаний и умений, в том числе организацию освоения. Однако какие бы не свершались изменения, урок остается основной формой организации обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. При реализации ФГОС, во- первых, меняются дидактические подходы к уроку. Современный урок ОБЖ по ФГОС - это методическая и профессиональная подготовка учителя; мотивация и целеполагание учения; компетентностный подход; средства современного обучения; формирование условий для саморазвития; анализ всех занятий. Во-вторых, происходит переосмысление позиций учителя, который становится не источником знаний, а личностью, обучающей методам творческой деятельности, усваивать и приобретать новые знания. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что обучающийся выступает как партнер в процессе обучения.В третьих, пересматривается методическая система работы учителя.
Следует научиться проектировать урок ОБЖ в логике обучения продуктивной деятельности, которая обязана быть соответствующей уровню способностей обучающихся и направленной на формирование элементарных компетенций. На уроке от 50 % времени должны говорить и работать учащиеся, а не учитель.[11] В связи с этим, важным моментом при построении урока ОБЖ в критерии реализации компетентностного образования является внедрение и выбор таких методов и технологий обучения, которые могут поспособствовать включению обучающихся в активную деятельность, развитию их важнейших компетентностей. Педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении ОБЖ и формирование компетенций обучающихся на уроке достаточно много, однако учитель часто использует знакомый набор, не включая новых и эффективных. Одной из таких является технология позиционного обучения, разработанная доктором психологических наук, профессором Н.Е. Вераксой. Эта технология позволяет формировать не только предметные, но и, в первую очередь, коммуникативные действия обучающихся, что является важным результатом освоения ФГОС. Однако в основной школе технология позиционного обучения не получила широкого распространения, несмотря на свою универсальность [9].
Вышесказанное позволяет сформулировать тему исследования: «Технология позиционного обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности».
Цель работы: формирование коммуникативных УУД обучающихся на уроках ОБЖ с помощью использования технологии позиционного обучения.
Объект исследования: коммуникативные УУД обучающихся.
Предмет исследования: технология позиционного обучения как средство формирования коммуникативных УУД обучающихся.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить возможность использования технологии позиционного обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности для сформированности коммуникативных УУД обучающихся;
3) разработать и реализовать уроки по ОБЖ с помощью технологии позиционного обучения.
Гипотеза исследования: технология позиционного обучения как вид групповой технологии является оптимальным средством формирования коммуникативных УУД обучающихся.
Эмпирическая база исследования: обучающиеся 6-х классов МБОУ СОШ №8 в количестве 32 человек.
Методы исследования:
1) теоретический - изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;
2) эмпирические - эксперимент, опросный метод.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в образовательной практике учителей школ,лицеев, колледжей.
Структура работы: работа включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы и приложения.
Апробация исследования: исследование получило апробацию и внедрение в практику в форме системы занятий, разработанных по данной теме, на базе МБОУ «СОШ №8» города Бийска.
Современные образовательные технологии, используемые в основной школе, достаточно разнообразны. Технология позиционного обучения позволяет педагогу осуществлять компетентностный подход, где смысл образования заключается в развитии у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем, составляющих содержание образования. Эта технология призвана покончить с пассивной практикой передачи знаний.
На уроках данной технологии педагог вводит своих учеников в процесс познания, который является инструментом самопостроения и саморазвития личности. Понимая то, что обучающиеся имеют различный склад мышления, а традиционное обучение базируется на формальной логике, что неизбежно приводит к противоречивой ситуации в образовательном процессе, приходим к выводу, что данная технология способствует развитию высокого уровня логического мышления. Высокий уровень развития логического мышления позволяет учащимся чувствовать себя комфортно в ситуации, требующей новых методов ее решения.
В соответствии с планом эмпирической работы на констатирующем этапе был выявлен актуальный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся двух классов: контрольного 6 «А» класса и экспериментального 6 «Б» класса. Результаты показали, что в этих классах уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий очень низок.
Десять уроков, составленные и проведённые мной в 6 «А» классе, в рамках технологии позиционного обучения, помогли развить у обучающихся коммуникативные универсальные учебные действия, это подтверждают повторно проведённые тесты уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Благодаря организации коллективного диалога, в котором звучат голоса различных позиций, у обучаемых начинает формироваться адекватная предмету структура средств, а также снимается отчуждение между предметом и субъектом.
Таким образом, развивать коммуникативные умения в рамках технологии позиционного обучения - значит научить обучающихся ставить вопросы и четко формулировать на них ответы группой, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, соглашаться с точкой зрения собеседника или отвергать её, аргументировать свое мнение в группе, то есть сотрудничать с одноклассниками в группе в процессе коммуникативного общения.
На уроках данной технологии педагог вводит своих учеников в процесс познания, который является инструментом самопостроения и саморазвития личности. Понимая то, что обучающиеся имеют различный склад мышления, а традиционное обучение базируется на формальной логике, что неизбежно приводит к противоречивой ситуации в образовательном процессе, приходим к выводу, что данная технология способствует развитию высокого уровня логического мышления. Высокий уровень развития логического мышления позволяет учащимся чувствовать себя комфортно в ситуации, требующей новых методов ее решения.
В соответствии с планом эмпирической работы на констатирующем этапе был выявлен актуальный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся двух классов: контрольного 6 «А» класса и экспериментального 6 «Б» класса. Результаты показали, что в этих классах уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий очень низок.
Десять уроков, составленные и проведённые мной в 6 «А» классе, в рамках технологии позиционного обучения, помогли развить у обучающихся коммуникативные универсальные учебные действия, это подтверждают повторно проведённые тесты уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Благодаря организации коллективного диалога, в котором звучат голоса различных позиций, у обучаемых начинает формироваться адекватная предмету структура средств, а также снимается отчуждение между предметом и субъектом.
Таким образом, развивать коммуникативные умения в рамках технологии позиционного обучения - значит научить обучающихся ставить вопросы и четко формулировать на них ответы группой, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, соглашаться с точкой зрения собеседника или отвергать её, аргументировать свое мнение в группе, то есть сотрудничать с одноклассниками в группе в процессе коммуникативного общения.



