Использование визуальных средств обучения при формировании биологических знаний у обучающихся 7 класса
|
Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы применения визуальных средств обучения при формировании биологических знаний в процессе обучения биологии 6
1.1 Понятие «средство обучения» в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Классификации средств обучения биологии 12
1.3 Визуальные средства при обучении биологии 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию биологических знаний у обучающихся 7 класса с применением визуальных средств обучения 32
2.1 Организация и методическое обеспечение опытноэкспериментальной работы 32
2.2 Описание обучающих материалов для формирования биологических
знаний у обучающихся 7 класса и их место в структуре урока 34
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Выводы 49
Литература 50
Приложение А 55
Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы применения визуальных средств обучения при формировании биологических знаний в процессе обучения биологии 6
1.1 Понятие «средство обучения» в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Классификации средств обучения биологии 12
1.3 Визуальные средства при обучении биологии 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию биологических знаний у обучающихся 7 класса с применением визуальных средств обучения 32
2.1 Организация и методическое обеспечение опытноэкспериментальной работы 32
2.2 Описание обучающих материалов для формирования биологических
знаний у обучающихся 7 класса и их место в структуре урока 34
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Выводы 49
Литература 50
Приложение А 55
Целевым ориентиром функционирования современной системы школьного образования является создание условий для формирования разносторонне развитой личности, способной успешно социализироваться и самореализоваться в различных видах деятельности. Для этого необходимо наличие способности к постоянному самообразованию, что требует развитого познавательного интереса.
Как известно, подавляющее большинство людей от 80 до 90 процентов информации воспринимает при помощи зрительного анализатора или визуально. Кроме того, в силу несовершенства абстрактного мышления у ребёнка, которое созревает ближе к ранней юности, зрительные образы исключительно важны для усвоения знаний, формирования умений и навыков в самых разнообразных областях. В этой связи совершенно очевидно, что образовательный процесс следует организовывать таким образом, чтобы школьники могли обучаться в соответствии с присущими им анатомо-физиологическими и психолого-педагогическими особенностями и возможностями.
Визуальные средства обучения в обучении биологии используются давно, и перечень их весьма разнообразен. Современными специалистами в области дидактики признаётся тот факт, что в век информационных технологий возможности применения визуальных средств обучения существенно расширились и усовершенствовались, во многом благодаря повсеместному внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Вместе с тем, нельзя не признать, что возможности ИКТ зачастую используются учителями не в полном объёме, что существенно обедняет содержание и результативность обучения.
Таким образом, имеет место противоречие между объективно существующими благоприятными условиями для визуализации процесса обучения биологии и интенсивностью практики применения визуальных средств обучения при формировании биологических знаний.
Данное противоречие обусловливает актуальность темы настоящего исследования, сформулированную как «Использование визуальных средств обучения биологии при формировании биологических знаний у обучающихся 7 класса».
Целью настоящего исследования является изучение влияния визуальных средств обучения, используемых на уроках биологии в 7 классе, на формирование у обучающихся биологических знаний.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в 7 классе основной школы.
Предмет исследования: визуальные средства обучения, в частности информационно-коммуникационные технологии, как средство формирования и усвоения биологических знаний.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические проблемы применения визуальных средств обучения при формировании биологических знаний в процессе обучения биологии;
2) Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию биологических знаний у обучающихся 7 класса с применением визуальных средств обучения;
3) Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ и обобщение психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;
• анализ контрольных работ обучающихся;
• тестирование обучающихся и анкетирование учителей;
• методы математической статистики.
Исследование проходило на базе МБОУ СШ №72 им. М.Н.Толстихина г. Красноярска, и включало в себя три этапа.
Этапы исследования:
1. Констатирующий этап. На данном этапе изучалась психологопедагогическая литература, определялась методика проведения эксперимента, осуществлялась диагностика начального уровня развития интереса обучающихся к урокам биологии; проводилось анкетирование учителей биологии и тестирование обучающихся 7 класса.
2. Формирующий этап. На данном этапе исследования разрабатывалась и апробировалась экспериментальная методика формирования и развития предметных компетенций в процессе обучения биологии в 7 классе.
3. Контрольный этап. На данном этапе проведен анализ, систематизация и обобщение данных, полученных в ходе педагогического исследования, формулировка выводов и оформление выпускной квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, выводов, списка использованной литературы и приложения.
Как известно, подавляющее большинство людей от 80 до 90 процентов информации воспринимает при помощи зрительного анализатора или визуально. Кроме того, в силу несовершенства абстрактного мышления у ребёнка, которое созревает ближе к ранней юности, зрительные образы исключительно важны для усвоения знаний, формирования умений и навыков в самых разнообразных областях. В этой связи совершенно очевидно, что образовательный процесс следует организовывать таким образом, чтобы школьники могли обучаться в соответствии с присущими им анатомо-физиологическими и психолого-педагогическими особенностями и возможностями.
Визуальные средства обучения в обучении биологии используются давно, и перечень их весьма разнообразен. Современными специалистами в области дидактики признаётся тот факт, что в век информационных технологий возможности применения визуальных средств обучения существенно расширились и усовершенствовались, во многом благодаря повсеместному внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Вместе с тем, нельзя не признать, что возможности ИКТ зачастую используются учителями не в полном объёме, что существенно обедняет содержание и результативность обучения.
Таким образом, имеет место противоречие между объективно существующими благоприятными условиями для визуализации процесса обучения биологии и интенсивностью практики применения визуальных средств обучения при формировании биологических знаний.
Данное противоречие обусловливает актуальность темы настоящего исследования, сформулированную как «Использование визуальных средств обучения биологии при формировании биологических знаний у обучающихся 7 класса».
Целью настоящего исследования является изучение влияния визуальных средств обучения, используемых на уроках биологии в 7 классе, на формирование у обучающихся биологических знаний.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в 7 классе основной школы.
Предмет исследования: визуальные средства обучения, в частности информационно-коммуникационные технологии, как средство формирования и усвоения биологических знаний.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические проблемы применения визуальных средств обучения при формировании биологических знаний в процессе обучения биологии;
2) Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию биологических знаний у обучающихся 7 класса с применением визуальных средств обучения;
3) Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ и обобщение психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;
• анализ контрольных работ обучающихся;
• тестирование обучающихся и анкетирование учителей;
• методы математической статистики.
Исследование проходило на базе МБОУ СШ №72 им. М.Н.Толстихина г. Красноярска, и включало в себя три этапа.
Этапы исследования:
1. Констатирующий этап. На данном этапе изучалась психологопедагогическая литература, определялась методика проведения эксперимента, осуществлялась диагностика начального уровня развития интереса обучающихся к урокам биологии; проводилось анкетирование учителей биологии и тестирование обучающихся 7 класса.
2. Формирующий этап. На данном этапе исследования разрабатывалась и апробировалась экспериментальная методика формирования и развития предметных компетенций в процессе обучения биологии в 7 классе.
3. Контрольный этап. На данном этапе проведен анализ, систематизация и обобщение данных, полученных в ходе педагогического исследования, формулировка выводов и оформление выпускной квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, выводов, списка использованной литературы и приложения.
1. Выяснили на основе теоретического анализа использование в обучении биологии визуальных средств в школьном биологическом образовании. Они способствуют повышению мотивации, познавательного интереса и активности обучающихся на уроках биологии.
2. При отборе материалов для проведения исследования мы обнаружили, что в распоряжении учителя биологии имеется множество фильмов и видео - роликов, предназначенных для использования в учебном процессе на уроках биологии в 7 классе. Однако в ходе опроса выяснилось, что учителями этот образовательный ресурс используется редко и не систематически.
3. В ходе обучения была апробирована и экспериментально проверена в условиях современной школы использование информационно-коммуникационных технологий в соответствии с содержанием биологического материала.
2. При отборе материалов для проведения исследования мы обнаружили, что в распоряжении учителя биологии имеется множество фильмов и видео - роликов, предназначенных для использования в учебном процессе на уроках биологии в 7 классе. Однако в ходе опроса выяснилось, что учителями этот образовательный ресурс используется редко и не систематически.
3. В ходе обучения была апробирована и экспериментально проверена в условиях современной школы использование информационно-коммуникационных технологий в соответствии с содержанием биологического материала.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БИОЛОГИИ В 8-Х КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Значение зоологических коллекций при изучении биологии в общеобразовательной организации (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1400 р. Год сдачи: 2025 - Текстовые задачи с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2024 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАГЛЯДНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021 - Формирование ценностно-смысловых установок обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ПО БИОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2015





