Только Word
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста посредством применения игрового метода 6
1.1 Понятие о координационных способностях и их видах 6
1.2 Характеристика координационных способностей обучающихся
младшего школьного возраста 11
1.3 Методика развития координационных способностей обучающихся
младшего школьного возраста 17
1.4. Особенности и приемы организации командных подвижных игр координационной направленности у обучающихся младшего школьного возраста 22
Вывод по 1 главе 29
Глава 2 Организация и методы исследования 31
2.1 Организация исследования 31
2.2 Методы исследования 31
2.3 Комплекс командных подвижных игр, нацеленных на развитие
координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста 34
2.4 Оценка динамики развития координационных способностей по
средствам командных подвижных игр для обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры 37
Вывод по 2 главе 46
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 53
Актуальность. Единство обязательных требований к результатам освоения программ НОО реализуется во ФГОС на основе системнодеятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни.
В личностных результатах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования говорится, что обучающиеся должны иметь ответственное отношение к своему здоровью и обладать установкой на здоровый образ жизни.
Дисциплина «физическая культура» развивает физические качества, совершенствует функции нервной системы, выполняет здоровьесберегающую функцию. Важное значение имеют координационные способности. Они обогащают двигательные навыки.
Как говорил Н. А. Бернштейн: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, то есть превращение их в управляемые системы».
Нельзя развивать только мускульную деятельность обучающихся, это ни к чему не приведет. Физическое воспитание - это основа и для других видов учебно-воспитательной работы. Например, применение игровой деятельности. Игры помогают развить эмоции, межличностные отношения, повышают эмоциональный фон и интерес занятий физической культуры.
Хорошо развитые координационные способности способствуют успешно освоить любые физические упражнения, которые необходимы для занятий различными видами спорта, жизни и труда.
Вопросам физического воспитания уделяли огромное внимание такие видные ученые как Е. А. Аркин, В.В. Гориневский, А.И.Быкова, И. А. Метлов, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина, Г.П.Юрко.[1] Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф. Лесгафт.
Проблемой развития координационных способностей у обучающихся занимались и занимаются многие научные и практические работники: В. И. Лях; Н. Панфилова; Н. А. Берштейн; А. В. Курганский; Л. Д. Назаренко.
Однако недостаточно подробно рассмотрены вопросы развития координационных способностей обучающихся посредством командных подвижных игр, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: изучение влияния использования командных подвижных игр на уровень развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Предмет исследования: применение командных подвижных игр у обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплекс подвижных игр для развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса подвижных игр для развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза: предполагается, что использование командных подвижных игр будет способствовать успешному развитию координационных способнос тей у обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Методы исследования:
Теоретический:
• Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
Практический:
• Педагогическое исследование (начальное и повторное тестирование исследуемой группы обучающихся);
• Педагогическое наблюдение;
• Обработка результатов.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами образовательных учреждений на занятиях физической культуры в младших классах.
База исследования: МБОУ «Гимназия № 7» г. Норильск.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Исследование, посвященное проблеме использования командных подвижных игр для развития координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста, позволило теоритически разработать и экспериментально обосновать эффективность применения разработанного комплекса командных подвижных игр и полностью решить поставленные задачи.
1. Изучив научно-методическую литературу можно сделать следующие выводы, координационные способности - это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
2. Из педагогического наблюдения было выявлено, что комплекс командных подвижных игр используемый на развитие координационных способностей нестандартный, есть игры с применением разнообразных физических способностей.
Построение учебного процесса необходимо осуществлять с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей обучающихся.
3. На основе методических рекомендаций был разработан и применен на практике комплекс подвижных игр для развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
Цель, поставленная в начале работы достигнута. Положительное влияние командных подвижных игр на координационные способности обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры
изучено и доказано.
Таким образом, использование комплекса подвижных игр для развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста способствуют повышению уровня развития координационных способностей.
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544-Н «Об утверждении профессионального стандарта» - [эл. ресурс] - https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fbase.garant.ru%2F70535556%2F &cc_key=
2. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 - [эл. ресурс] - https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fdocument %2Fcons_doc_LAW_140174%2F&cc_key=
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.04.21 № 286 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»-[эл.ресурс] https://vk.com/doc198194870_614629574?hash=0bbeb37d7b81123ccf&dl=72fc99 695746536ff
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - [эл. ресурс] - https://mosmetod.ru/metodicheskoe- prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo- razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html#:~:text=
Основные источники:
1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. - М.: ТВТ Дивизион, 2017 - 328 с.
2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 2015 - 349 с.
3. Блинов, Н.Г., Игишева Л.Н. Практикум по психофизиологической диагностике / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева Л.Н. - М.: Физкультура и спорт, 2016 -460 с.
4. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М.: Либриком, 2020 - 226 с.
5. Вавилова, Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет / Е.Н. Вавилова // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - М., 2017 - с. 34
6. Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 2019 -5б с.
7. Григорян, Э.А. Двигательная координация обучающегося в зависимости от возраста, пола и занятий спортом / Э.А. Григорян. - Москва, 201б - 192 с.
8. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников. / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2018 - 1б4 с.
9.3имницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры / Р.Э. Зимницкая. - Минск, 2015 - 114 с.
10. Ильин, Е.П. Ловкость - миф или реальность? / Е.П. Ильин // Теория и практика физической культуры. -201б - № 3 - С. 51-53.
11. Кабанов, Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста / Ю.М. Кабанов. - Минск, 2017 - б8 с.
12. Карпеев, А.Г. Методологические аспекты изучения
координационных способностей / А.Г. Карпеев // Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 2019.- С. 24-32.
13. Контрольные упражнения для оценки координационных
возможностей юных спортсменов: Метод. рекомендации. - Минск, 2015 - 42
14. Коссов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников / А.И. Коссов. - М.: АкадемПресс, 2018 - 2б4 с.
15. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 2020 - 114 с....37