Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ ЛЫЖНИКОВ 13-15 ЛЕТ

Работа №154253

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы психологической подготовки лыжников гонщиков 13 - 15 лет 7
1.1. Психологические особенности детей в возрасте 13-15 лет 7
1.2. Психологическая подготовка в спорте 10
1.3. Особенности психологической подготовки лыжников 13-15 лет.... 14
1.4. Предстартовые состояния 17
1.5. Диагностика предстартовых состояний 21
1.6. Приемы и методы оптимизации предстартового состояния 23
2. Организация и методы исследования 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методы исследования 27
3. Анализ и корректировка предстартовых состояний лыжников 13-15 лет 29
3.1. Комплекс упражнений на коррекцию предстартовых состояний 29
3.2. Анализ полученных результатов по коррекции предстартовых состояний 30
Заключение 46
Практические рекомендации 48
Список использованных источников 49
Приложения А-Б 54

Актуальность. Структура спортивной подготовки спортсменов основывается на разных видах подготовки, в том числе и на психологической подготовке. От уровня психологической подготовки спортсмена к соревнованиям зависит его общая готовность, а, следовательно, и конечная цель - результат.
В контексте избранного вида спорта - лыжные гонки, определение психического состояния спортсмена-лыжника является одной из актуальных проблем спортивной подготовки.
Большая ошибка тренеров в том, что психологическую подготовку они ставят на второй, а то и третий план, уделяя больше внимания, вопросам физического и технического развитий спортсмена. Хотя в свою очередь, выполняя ту или иную деятельность, спортсмен сможет лучше с ней справиться, имея какую-то хотя бы минимальную психологическую подготовку. Именно она способствует проявлению всех способностей и качеств человека на том или ином этапе становления карьеры и достижения новых целей [41].
Поскольку спортивная деятельность протекает в экстремальных условиях, при лимите времени и среде сформированной действиями самого спортсмена, а также его окружения, тренеров, соперников и сокомандников, то это определенно стресс для центральной нервной системы [29].
Одной из особенностей спортивной деятельности является наличие регулярного психического напряжения очень высокой степени. В ходе борьбы за первенство и высшие награды, во время соревновательной деятельности, от спортсмена требуется максимальное напряжение всех сил. Следовательно, от него требуется мобилизация физических и морально-волевых качеств [34].
Процесс саморегуляции настолько сложный, что даже опытные спортсмены, с немалым стажем, порой не могут мобилизовать свое предстартовое состояние.
Предстартовое состояние - это готовность спортсмена к старту, физическим нагрузкам (тренировкам), то есть это готовность в кратчайшее время перейти от состояния покоя к работе, достичь оптимальной работоспособности, перейти от одного вида или уровня интенсивности работы к другой, обеспечивая требуемое качество нагрузки [14].
В нашей работе, мы рассматриваем, как проявляются, формируются и корректируются эмоционально-волевые компоненты (эмоциональная устойчивость, волевые установки, саморегуляция), влияющие на оптимизацию предстартовых состояний.
Объект исследования - процесс психологической подготовки лыжников- гонщиков 13-15 лет.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на коррекцию предстартового состояния лыжников.
Цель исследования - провести диагностику предстартовых состояний и проверить эффективность комплекса упражнений, направленного на коррекцию предстартового состояния лыжников 13-15 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить основы и особенности психологической подготовки спортсменов лыжников 13-15 лет, типы предстартовых состояний и их характеристики.
2. Провести диагностику предстартовых состояний и подобрать комплекс упражнений, направленный на коррекцию предстартового состояния.
3. Оценить эффективность комплекса упражнений направленного на коррекцию предстартового состояния у лыжников 13-15 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что после внедрения комплекса психологических упражнений, в основе которых лежат приемы стимулирования нервной системы, произойдет корректировка предстартовых состояний лыжников-гонщиков 13-15 лет и удастся оптимизировать их предстартовую готовность...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Были изучены основы и особенности психологической подготовки лыжников 13-15 лет. Психологическая подготовка лыжников базируется на особенностях подросткового возраста, особенностях изменения личности подростка, особенностях эмоционально-волевой сферы. Психологическая подготовка спортсмена заключается в формировании и совершенствовании спортсменом личностных и психологических качеств, основу которых составляют мотивационно-волевые компоненты.
Рассмотрели типы предстартовых состояний и их характеристики. Они бывают негативного воздействия на спортсмена, такие как состояние предстартовой лихорадки и состояние предстартовой апатии, и положительного воздействия на спортсмена - состояние боевой готовности. Каждое из предстартовых состояний имеет свой характер проявления.
Состояние предстартовой лихорадки характеризуют сдвиги физиологического характера (аритмичный пульс, повышенное потоотделение), и психологического (повышенная нервозность, тревога, рассеянность, эмоциональное непостоянство, ослабевание памяти, снижаются мыслительные процессы, неоправданная самоуверенность).
Предстартовой апатии характерен недостаточный уровень возбудимости нервной системы. Из-за низкого уровня эмоционального возбуждения предстартовой апатии соответствуют незначительные сдвиги вегетативных функций организма. Что касается психологического синдрома, прослеживается сонливость, вялость, отсутствует желание соревноваться, внимание ослабевает, мыслительные процессы затормаживаются, наблюдается нарушение координации движений и снижение волевой активности.
Состояние боевой готовности характеризуется активным стремлением лыжника к борьбе на трассе, уверенностью в своих силах, сосредоточенность, вниманием и обострением процессов восприятия окружающей обстановки, четким пониманием цели и задач Состояние боевой готовности соответствует состоянию целостной психической готовности спортсмена старту.
2. Провели диагностику предстартовых состояний спортсменов, с помощью определения уровня ЧСС, шкалы оценки внешних признаков эмоционального возбуждения и опросника состояний по Ю.Я. Киселеву. Подобрали комплекс упражнений, основанный на приемах О.А. Черниковой, позволяющих скорректировать предстартовые состояния спортсмена оптимизировать путем стимулирования нервной системы. Для спортсменов с чрезмерным уровнем эмоционального возбуждения направленность была на снижение эмоционального возбуждения по средствам разминки низкой интенсивности, снижения темпа и глубины дыхания, использования самоободряющих фраз по типу «Я спокоен» и применения упражнений на расслабления мышц. Для спортсменов же с недостаточным уровнем эмоционального возбуждения те же самые мероприятия были тонизирующей физиологические процессы направленности.
3. В ходе педагогического эксперимента проверили эффективность комплекса. За счет внедрения комплекса психологических упражнений в тренировочный процесс лыжников 13-15 лет уровень психического напряжения лыжников юношей 13-15 лет снизился до оптимального, это позволило скорректировать и оптимизировать их предстартовое состояние и привести группу исследуемых в состояние боевой готовности. Процентное соотношение лыжников по группе испытуемых в возрасте 13-15 лет, находящихся в состоянии боевой готовности с 60% возросло до 100%. Также по данным полученным после оценки спортивных результатов, по t-критерию Стьюдента, мы сделали вывод о наличии статистически значимых различий в результатах лыжников 13-15 лет до эксперимента и после. Это говорит о том, что внедренный в тренировочный процесс комплекс по корректировке предстартовых состояний эффективен, что статистически доказано.


1. Алексеев, А.В. Преодолей себя: психологическая подготовка в спорте/ А.В. Алексеев. — Ростов-на-Дону/ Феникс, 2011. - 351с.
2. Андреев В. В. Психологические особенности преодоления критических ситуаций в спортивной деятельности: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психолог. наук: 13.00.04/ Андреев Виталий Владимирович; [Место защиты: Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург]. - Санкт-Петербург, 2019. - 25 с.
3. Бабушкин Г.Д. Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов/ Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин// Здоровьечеловека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 1 (12). - С. 153-169.
4. Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации/ Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 132 с.
5. Бабушкин Г.Д., Диких К.В. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена. - М.: Вузовское образование, 2020. - 212с.
6. Байковский Ю.В. Разработка системы диагностики и коррекции основных компонентов предстартовых состояний у спортсменов высокой квалификации/ Ю.В. Байковский, Н.С. Шумова, Т.В. Байдыченко, А.В. Ковалева, А.Я. Габбазова, В.Ф. Сопов// Спортивный психолог. - 2019. - № 3 (54). - С. 24-30.
7. Баталов, А.Г. модельно-целевой способ построения спортивной подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних циклических видах спорта: теория и практика физической культуры/ А.Г. Баталов. — 2007. — №11. — С. 46-52.
8. Бирюкова Г.М. Оптимизация предстартовой готовности спортсменов-лыжников/ Г.М. Бирюкова, Э.Г. Сингуринди, С.М. Ашкинази, Г.В. Сытник// Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 12. - С. 96-98.
9. Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе //Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995.-С. 325-332.
10. Бутин И.М. Лыжный спорт. Москва, 2000. 368 с.
11. Воронкина, Л.В. Формирование волевой подготовки спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта/ Л.В. Воронкина// ИзвестияТульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 88-91.
12. Габуншин, В.В. Психологическая и морально-волевая подготовка спортсменов/ В.В. Габуншин, А.Д. Инджиев, Д.А. Годаев, М.С. Мечиров, П.Д.В. Каштак, Д.А. Перкова//Colloquium-journal.- 2019. - № 14-4 (38). - С. 118-119.
13. Гурский А. В. Педагогическая концепция управления системой двигательных действий лыжников-гонщиков: автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук: 13.00.04/ Гурский Александр Викторович; [Место защиты: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб.]. - Санкт-Петербург, 2016. - 51 с
14. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2018. - 351 с.
15. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с...(43)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ