Введение 3
Глава 1. Современные методы географических исследований 5
1.1. Роль методов в современной географии. Сущность прогнозирования и математического моделирования. Аэрокосмический и геоинформационный метод. Современные направления использования математического моделирования и прогнозирования в географии 6
1.2. Перспективы ГИС-технологий и аэрокосмических методов... 23
Глава 2. Значение курса географии материков и океанов в географическом образовании школьников 27
2.1. Классификация методов 34
2.2. Применение новых методов географических исследований в школьной деятельности при изучении материков и океанов 42
Заключение 46
Библиографический список (список информационных источников).48
Одна из главных задач преподавания географии в школе является изучение учащимися процессов взаимосвязи окружающей природы с социальным миром, т.е. обществом для доказательства целесообразного распределения ресурсов и поддержания подходящих условий для существования людей на разных уровнях - от регионального до планетарного. Решение поставленных задач перед школой, требуют усовершенствования принципов и методов в преподавании географических дисциплин, знаний географических явлений, способов подведения итогов имеющихся данных и прогнозирования последствий деятельности человека. Поэтому в школьный учебный процесс вводятся математическое моделирование и прогнозирование. Вместе с тем современный период обучения в школе можно охарактеризовать периодом информатизации. Так, например, он содействовал образованию таких новейших методов географических исследований как аэрокосмический и геоинформационный.
Актуальность данной темы заключается в необходимости использования новейших методов исследования, способствующих в большей степени расширить возможности школьников при изучении географии материков и океанов.
Цель работы: заключается в выявлении новых методов географических исследований и применить их в школьной деятельности при изучении материков и океанов.
Поставленная на изучение цель достигалась решением следующих задач:
1. Проанализировать современные географические методы исследований.
2. Выявить значение и место курса географии материков и океанов в географическом образовании школьников.
3. Определить роль и основные направления использования новых методов географических исследований в образовательной деятельности.
Объектом исследования географических исследований являются современные методы
Предмет исследования являются современные методы географических исследований при решении образовательных задач посредством изучения географии материков и океанов.
При написании работы использовались такие методы как литературный обзор, метод анализа и обобщения научной и методической литературы, тестирование, анкетирование школьников.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №8», адрес г. Бийск, ул. Вали-Максимова,13. Результативность исследования может использовать учитель географии для ознакомления качества знаний у учащихся.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографического списка, приложения.
Апробация исследования: результаты исследования были представлены и одобрены на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ № 8».
Изучив материал по данной теме, приведя описание новых методов географических исследований и применении их в школьном курсе географии материков и океанов можно сделать заключение о том, что основной целью географического образования является развитие личности обучаемого средствами предмета. Вклад географии в развитие личности уникален. География — это порядок рассмотрения окружающего мира, осознания людей своего места в мире. Это единственный школьный предмет, который включает в себя мировоззренческий характер, формирующий у учащихся комплексное системное представление о Земле как планете населенную людьми. Стратегическая цель школьной географии — сформирование в подсознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовности к активной деятельности в современном мире.
Применение новых методов географических исследований в школьном курсе географии материков и океанов учитывает цели среднего географического образования, соответствует задачам современной географической науки, которые требуют изучения пространственно временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов, особенностей различных территорий.
Методологической основой школьного курса географии материков и океанов остается его тесная связь с общеземлеведческими знаниями. Параллельное развитие знаний землеведческого и страноведческого характера научит школьников видеть в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности единство, определенный порядок, связь явлений, что воспитывает убеждение в необходимости бережного отношения к окружающему миру. Важной составной частью содержания курса останутся геоэкологические знания, охватывающие проблему «природа и общество».
Было проведено исследование, в котором з урока проводились и были с использованием традиционных методов и еще 3 с использованием современных методов исследования и в итоге получили результаты по качеству знаний у учащихся,
Было проведенное исследование для оценки качества знаний, которое показало следующие результаты: в 7 «Б» классе показатель качества знаний оказался почти одинаковый, только несколько учащихся показали ниже среднего результат, таким образом, из 29 человек: 11 человек (39%) высокий уровень знаний, умений и навыков; 12 человек (41%) средний уровень знаний, умений и навыков и 6 человек (20%) достигли ниже среднего уровень знаний, умений и навыков;. А результаты 7 «А» класса немного выше, это просматривается в результатах теста, 15 человек (65%) достигли высокого уровня знаний, умений и навыков; 10 человек (25%) средний уровень знаний, умений и навыков; 4 человека (10%) низкий уровень знаний, умений и навыков. Применение полученных результатов в школьной деятельности позволило получить положительный эффект. Знание предмета у учащихся повысился на 70%.
Таким образом, можно сказать, что при использовании полного комплекса УМК, и современных методов географических исследований качество знаний у учащихся повышается, также сформированности знаний, умений и навыков тоже повышается. Современные методы развивают познавательные качества, а также самостоятельная работа находится в приоритете.