ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ВЛАСТИ ВРЕМЕН РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г. В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Введение 3
Глава 1. Трансформация образов власти 11
1.1. Сущность понятия визуальных образов 11
1.2. Виды образов власти и механизм их формирования 14
1.3. Трансформация образа власти в современном российском
кинематографе 18
Глава 2. Проблемы влияния сложившихся в современном российском кинематографе образов власти времен революции 1917 г. на формирование мировоззрения школьников 56
2.1. Факторы влияющие на формирование мировоззрения учащихся 56
2.2. Проблемы влияния сложившихся в современном российском кинематографе образов власти времен революции 1917 г. на
формирование мировоззрения школьников 73
2.3. Методические рекомендации по использованию современных художественных фильмов о революции 1917 г. в урочной и внеурочной деятельности учителя истории 85
Заключение 92
Список источников и литературы 96
Приложения
Актуальность: 1917 г. - отдельный этап в истории России: за сравнительно небольшой период в государстве произошли перемены, которые повлекли к изменению всей политической системы и ломке коренных устоев. В результате победы революции изменилось положение всех слоев населения, большевики стали правящей партией, возглавлявшей работу по созданию государства нового типа.
B России XX - XXI в. теме революции 1917 г. отдается не мало внимания. Тема Октябрьской социалистической революции широко освещается как в российской, так и в зарубежной историографии, поскольку события, развернувшиеся в России, повлекли перемены во всем мире. Передача земли в руки трудового крестьянства, железных дорог, фабрик рабочим были негативно восприняты на Западе, что привело к разрыву дипломатических контактов. Проблемы изучения Отношение к советской власти выражают ряд парадигм: Ревизионистская, рассматривающая позитивно таких лидеров как В. И. Ленин, Н. И. Бухарин и их действия. Либерально-демократическая, которая отказывается от положительного восприятия социализма. Национал-патриотическая, придерживающаяся идеи особого самобытного пути развития страны.
Современное развитие исторической науки диктует новые подходы к изучению исторических феноменов. В частности, исследования в области визуальной истории не только базируются на анализе источников разного характера, но и ставят перед исследователями проблему сохранения коллективной памяти. После того как Нил Хоув и Уильям Штраус разработали теорию поколений и привлекли к ней внимание общественности, в истории как и во многих других дисциплинах произошел визуальный поворот. Представители нового поколения появились на свет в период развития технологий и дешевого интернета, данный фактор повлиял на их мировоззрение, восприятие мира и привнес новые аспекты в преподавание. Восприятие учебной программы поколением «Z»» происходит эффективнее при наличии графических блоков материала и использовании видео фрагментов. Текстовая информация уходит на второй план. Это делает данную социальную группу интересной для исследования влияния кинематографа на мировоззрение школьников и формирования массового сознания.
Степень изученности
При написании работы, мы столкнулись с нехваткой литературы по данной теме. Научный интерес к репрезентации образа власти в годы российской революции подтолкнул юбилейный 2017 г. Большинство работ, которые легли в основу нашей диссертации касаются имиджа государственного лидера и страны.
Изучению образа политического лидера посвящена работа Шелекасовой Н. П. «Психологический дискурс. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера» Целью исследования является изучение восприятия населением образов политиков. Автор говорит о том, что как правило в восприятии образов лидеров наблюдается расхождение сознательного и бессознательного уровней, что во многом связано с внутренней противоречивостью психологической структуры самого деятеля, которая в своей внешней репрезентации - имидже - посылает воспринимающему субъекту двойственные сигналы. Так же Шелекасова предполагает, что анализируя специфические индикаторы образа политического лидера возможно прогнозирование успешности и динамики в сфере социально-политических отношений.
Исследованием, охватывающим международный имидж является Харбих С. К., в котором он рассматривает факторы формирования образа государства. Харбих подчеркивает, что между внутренним и внешним образом так же существуют противоречия, лидеры, побуждаемые высокой конкуренцией и наличием новых барьеров вынуждены прибегать к имиджевым технологиям. Поскольку успешная политика по созданию имиджа страны как коммуникативно-информационная деятельность по формированию максимально эффективного образа и искусство целенаправленного управления впечатлением в системе властных связей и отношений дает государству возможность занять ведущие позиции на мировом рынке, заручиться более благоприятным общественным мнением; расширяет культурное пространство государства, популяризирует его национальную культуру и консолидирует население.
Проблему влияния на политические конфликты различных существующих символов власти в контексте революции 1917 г. рассматривает Колоницкий Б. И. В своей монографии «Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 г.» автор описывает отношения противоборствующих центров власти к национальной символике государства, акцентирует внимание на то какую роль после перехода политической власти играет ее замена, каким образом флаги, гимны, гербы, памятники и музыка влияют на национальную идентичность. Путем ретроспективного метода автор поставил задачу реконструировать значение символов тех лет и проследить взаимосвязь с формированием массового сознания.
Исследования посвященные механизмам формирования образа власти принадлежат Т. М. Зуевой. Новые педагогические подходы в изучении великой российской революции 1917-1921 гг. в своей статье освещает Крайнов Г.Н.
К. Гаджиев рассматривает имидж как инструмент культурной гегемонии. Говоря о информационной-телекоммуникационной революции автор считает, что для приобретения политической власти необходимо обладать гегемонией в культурном пространстве. Поэтому в авангард выходит видео индустрия: происходит создание героических лидеров, готовых защитить свою отчизну, проводится взаимосвязь между реальными и фантазийными лидерами, насаждается образ «свой-чужой», который подчеркивается контр-имиджем, все это оказывает влияние на массовое сознание.
Исследовательская работа подкреплена публикациями по темам «Образ власти в годы российской революции 1917 г. в кинокартине Н. С. Михалкова «Солнечный удар»», «Образ власти в годы российской революции 1917 г. в кинокартине А. Ю. Кравчука «Адмирал»».
Таким образом, на сегодняшний день можно утверждать, что в исследовательских работах образу государственного лидера уделяется достаточное внимание, однако тема трансформации образа государственной власти времен российской революции 1917 г. практические не затронута, что подчеркивает актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является: современный российский художественный кинематограф о революции 1917 г. и его роль в формировании мировоззрения школьников.
Предметом исследования является: трансформация образа власти времен революции 1917 г в современном российском кинематографе и ее влияние на формирование мировоззрения школьников.
Цель работы: показать трансформацию образа власти времен революции 1917 г в современном российском кинематографе и выявить ее влияние на формирование мировоззрение школьников.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность понятия образа власти и определить механизмы его формирования средствами кинематографа
2. Выявить современные художественные фильмы, в которых раскрыта тема революции 1917 г.
3. Проанализировать трансформацию образов власти в современном российском художественном кинематографе о революции 1917 г.
4. Выявить факторы, которые оказывают влияние на формирование мировоззрения школьников
5. Изучить проблему влияния сформировавшихся в российском кинематографе образов власти на мировоззрение школьников
6. Разработать методические рекомендации по использованию современных художественных фильмов о революции 1917 г. в урочной и внеурочной деятельности учителя истории
За основу источниковой базы исследования была взята подборка фильмов, посвященных российской революции 1917 г. и содержащих в сюжете в той или иной степени обращение к образу власти. В работе анализируется только художественный кинематограф, как наиболее доступный и достаточно эффективный инструмент для формирования образов в массовом сознании граждан страны.
Теоретико-методологическое основание исследования.
Метод анализа позволил нам сформировать представление о влиянии кинематографа на массовое сознание и заострить внимание на том как по прошествии ста лет в коллективном сознании меняется характер восприятия революционных событий.
Метод синтеза дал возможность соединить представление о образе советской власти сформированный на основе современных художественных кинофильмов в единое целое, что выявило приверженность к либерально-демократической парадигме в части общества.
Путем ретроспективного метода мы попытались подойти к грамотному восприятию дискурса данного периода, акцентировать внимание на трансформацию ценностной базы общества. Капиталистическая среда XXI в. Поставила в приоритете накопление личного блага, что противопоставляется XX в., когда во главе достоинств человека стоили его идеи и моральные устои. Данный метод сопутствовал пониманию трансформации образа политического лидера.
Метод анкетирования позволил получить срез представлений о образе власти и отношении к российской революции 1917 среди молодого поколения и представителей старшего возраста.
В процессе интервьюирования мы получили авторитетное мнение от преподавателя со стажем работы 36 лет о преподавании революции 1917 г. в школе и сформировали стратегию поведения педагога при работе с детьми, попавшими под влияние искаженного исторического восприятия. Данный опрос позволил нам более грамотно подойти к составлению методических рекомендации по теме революции.
Научная новизна исследования: на сегодняшний день тема репрезентации образа власти времен российской революции 1917 г. практически не изучена и представляет собой пласт проблем, создающих благоприятную область для исследования. Наличие в обществе интереса к данным событиям и ее лидерам побуждает обратить внимание на то как со временем изменяется образ власти в сознании народа и что оказывает влияние на эту трансформацию. Кинематограф был и остается одним из эффективных средств формирования мировоззрения. Поэтому исследование проблемы трансформации образа власти времен российской революции 1917 г. в современном отечественном кинематографе и ее влияние на формирование мировоззрения школьников заслуживает особого внимания.
Практическая значимость исследования: Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире. Наше исследование позволяет подойти к вопросу о необходимости формирования критического мышления у школьников. Овладение навыками верификации побуждает молодое поколение задавать вопросы, ставить под сомнение псевдоисторические факты, которые повсеместно транслируются в кинофильмах, что в дальнейшем благоприятно повлияет на борьбу с искажениями в истории как науке.
Нами было проведено исследование по проблеме трансформации образа власти времен российской революции 1917 г. в современном отечественном кинематографе и ее влияние на формирование мировоззрения школьников.
Была сформулирована источниковая база исследования: выделены шесть фильмов и сериалов о российской революции 1917 г., которые помогают составить представление о характере и образе советской власти. Все представленные фильмы созданы в интервале с 2005 - по 2018 г. В ходе работы, были составлены критерии оценивания фильмов. В процессе анализа, нами были выделены следующие закономерности:
Во-первых, в обществе XXI в. проблема отношения к советской власти остается дискуссионной, причин переосмысления исторических процессов, таких как Российская революция 1917 г. можно выделить несколько:
1. Открытие материалов архивов. Взору исследователя открываются ранее засекреченные факты, побуждающие взглянуть на события другим углом. Искоренение противников революции, непопулярные решения ради удержания власти, жестокость со стороны большевиков являются дискурсивными темами образовательных площадок и научных конференций.
2. Смена поколений: появление деятелей науки и культуры не чувствовавших на себе идеологического давления. Современные историки лишены личностного восприятия происходящих событий, непредвзяты в своих суждениях и склонны к критике образа власти времен Российской революции.
3. Популяризация современного образа власти как антагониста советскому. Порицание большевистского порядка подчеркивает перспективность демократического управления страной и воспитывает лояльность к существующей власти.
4. Влияние процесса глобализации, которая подталкивает исследователя к сопоставлению частных событий с мировыми процессами. Российской революции 1917 г. не была принята европейскими странами и оказала влияние на их социально¬экономическое и политическое положение.
Во-вторых, нами замечено смещение образа мышления в сторону либерально-демократической парадигмы. Данный тезис подкрепляется результатами анкетирования: часть опрошенных в возрасте старше 35 видит в действиях революционной власти необходимость и потенциал к созданию правового государства. В свою очередь, большая часть респондентов негативно оценивает деятельность большевиков и характеризует их мероприятия как излишне жестокие. Таким образом, учитывая фактор смены поколений, нельзя не заметить перестройку общественного мнения в вопросе восприятия большевистской власти от позитивной к негативной.
В-третьих, в современных кинофильмах впервые проявляется попытка показать лидеров революции не только с идеологической позиции, но и приподнять завесу их х личной жизни: в представленных работах, деятели наделены пороками, сомнениями, всей полнотой эмоций. Спустя десятилетия, режиссеры отошли от стереотипного непогрешимого образа вождя, все это делает героев кинофильмов более реалистичными, но вместе с тем разрушает годами созданный образ нерушимой не ошибающейся властной структуры, что приводит к сомнению в рациональности и гуманности их действий и как следствие, к падению авторитетов.
Наше исследование выявило, что современные фильмы являются одним из факторов формирования мировоззрения учащихся и наравне с ростом мотивации на изучение истории, укрепляют антинаучные представление по теме образа власти времен российской революции 1917 г. В связи с этим, нами были предложены методические рекомендации современных художественных фильмов о революции 1917 г. в урочной и внеурочной деятельности учителя.
Если раньше воспитание у школьника патриотизма и интернационализма было тесно связано с пониманием преимуществ социалистического строя перед капиталистическим, то теперь этот результат достигается не методом идеологических сравнений и ассоциаций, а осознанием гражданского долга и патриотизмом.
На данном историческом этапе преподавание истории так же подвергается существенным изменениям в соответствии с растущими современными потребностями общественного развития.
Отчетливо наблюдается формирование новой национальной идентичности в условиях глобализации, прослеживается стремление российской политической власти воздействовать на этот процесс. Это накладывает отпечаток на деятельность историков, на развитие национальной истории.
Таким образом, в современном обществе происходит пересмотр революционных событий в России 1917 - 1922 г., как минимум часть этих изменений обосновано. Но параллельно с изменением акцентов наблюдается рост субъективного изложения процессов и фактов. Идя навстречу потребностям общества в обновленном историческом знании о советской власти, публицисты и писатели, перенявшие из рук профессионалов инициативу в освещении истории, представили новые версии о Российской революции, не сообразуясь с их научностью. При этом и некоторые историки, отвечая на запросы общества, прибегли к популярным жанрам изложения истории, в которое вплетали далекий от объективности взгляд и художественный вымысел. Таким образом, каждый исторический продукт, в частности кинокартины, характеризующие власть в годы российской революции 1917 г. должна подвергаться верификации на основе сравнения с другими источниками.
В ходе исследования нами была проделана значительная работа по выявлению проблем трансформации образа власти в современном отечественном кинематографе, влияния современного российского кинематографа на мировоззрение учащихся, по анализу историографии проблемы, систематизации и обобщению изученного материала. В данной работе, мы видим долгосрочную перспективу исследования, поскольку данная тема подразумевает широкий спектр проблем, требующих рассмотрения.
1. Аристотель Политика Сочинения под ред. А. И. Доватура: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983 - 830 с. - 80 000 экз. - ISBN: 978-5-17-099791-6 (В пер.)
2. Об образовании: Федеральный закон от 29.12.2012 №273 (с изм. внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 №68-ФЗ (ред. 19.12.2016), постановлением Конституционного Суда РФ от 05.07.2017 №18-П).
3. Об утверждении ФГОС основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (зарег. В Минюсте России 01.02.2011, рег. №19644) (с изм. и доп. от 29.12.2014) (с приложениями)//Официальные документы в образовании. - 2015. - №11. - С.5 - 60.
4. «Адмирал» (реж. А. Ю. Кравчук, 2008).
5. «Герой» (реж. Ю. Васильев,2016).
6. «Гибель империи» (реж. В. Хотиненко, 2005).
7. «Демон революции» (реж. В. Хотиненко, 2017).
8. «Солнечный удар» (реж. Н. С. Михалков, 2014).
9. «Троцкий» (реж. А. Котт, К. Статский, 2017).
Литература
1. Академия педагогических наук СССР «Научно-исследовательский институт общих проблем воспитания»; Идейно-политическое, трудовое и нравственное воспитание школьников. - М.: 1987. 105 с.
2. Будник Г. А. Новые подходы к изучению революции 1917 г. в России// Вестник ИГЭУ. 2008. № 1. С 1-5.
3. Важенина И. С., Важенин С. Г. Имидж, репутация и бренд территории// Всероссийский экономический журнал. 2008. № 8. С 3-16. - 130 экз. - ISSN 0131-7652
4. Вяземский. Е. Школьное историческое образование в России в н 20 века: основные тенденции и проблемы/Е. Вяземский// Первое сентября. - 2010. - №6. - С. 40-44.
5. Гаджиев К. Имидж как инструмент культурной гегемонии// Мировая экономика и международные отношения. 2007. №12. C 3-14. - нет экз. - ISBN отсутствует
6. Гордина Е. Д. История как инструмент патриотического воспитания в СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны/ Е. Д. Гордина// Преподавание истории в школе. - 2010. - № 3. - С. 9-13.
7. Зуева Т. М., Шкилева Е. М. Механизмы формирования образа власти// Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 15-19.
8. Калуцкая. Е. Как воспитать патриота/ Е. Калуцкая// Первое сентября. - 2009. - №14. - С. 24-39.
9. Карр Э. Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917 - 1929 г./ Интер-Версо. М.: 1990 - 208 с. - ISBN 5-85217-005-4 (В пер.)
10. Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 г./ Б. И. Колоницкий. — СПб.: Лики России, 2012. - 320 с.
11. Кондратенко И. Н. Как говорить с учащимися о мировоззрении/ И. Н. Кондратенко// Преподавание истории в школе. - 2008. - № 5. - С. 22-27.
12. Крайнов Г.Н. новые педагогические подходы в изучении великой
российской революции 1917-1921 гг.// Современные проблемы науки и
образования. 2017. № 2.
13. Пайпс Р. Русская революция. Агония старого режима 1905-1917 г./ под ред. И. Захарова. М.: Книга. 2009 - 480 с. - ISBN 5-8159-0527-5 (В пер.)
14. Серто Мишель де Изобретение повседневности. Искусство делать/ Мишель де Серто; пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовнина. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. - 330 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-94380-150-1 (В пер.)
15. Стрелкова О. В. Образ власти в русских народных сказках//
Социологические исследования. 2011№11. C.131-136
16. Уорт Р. Антанта и русская революция 1917-1918/ под ред. Л. А. Игоревского. М.: Центрполиграф. 2006 - 3000 экз. - ISBN 5-9524-2511-9 (В пер.)
17. Харбих С.К. Международный имидж государства. Факторы
формирования/ С. К. Харбих. - М.: Московский государственный
университет, 2015. - 42 с.
18. Хаттон П. История как искусство памяти/ П. Хаттон. - СПб.: Владимир Даль, 2004 - 423 с. - 2000 экз. - ISBN 5,93615,026,7 (В пер.)
19. Шарин Е. А. Мы и Великая Российская революция 1917 года: новые подходы в историографии // Школьная педагогика. — 2018. — №3. — С. 49¬51.
20. Шелекасова Н. П. Психологический дискурс. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера// Полис. Политические исследования. 2000. №4. С.130.
Интернет ресурсы
21. «Мнение»: Никита Михалков о «Солнечном ударе»
https: //www.youtube. com/watch?v=SIweKhEJYlk
22. Как и зачем создавали фильм «Адмирал»http://рустрана.рф/348661/Kak-i-zachem-sozdavali-film-/Admiral/
23. Владимир Хотиненко о фильме «Гибель Империи»
http: //www.peoples.ru/art/cinema/producer/hotinenko/interview2 .html
24. Владимир Хотиненко скрытая роль революции
http: //naslednick. online/rubric/culture/culture 5667. html
25. Толковый словарь русского языка Ефремовой Т. Ф. https://www.efremova.info/search/?cx=partner-pub-
9930840937960329%3A6051420664&cof=FORID%3A10&ie=UTF-8&q=
26. Философский словарьhttp: //znachenieslova.ru/slovar/philosoph/obraz
27. Энциклопедический словарь
https://encyclopediadic.slovaronline.com/43446-OBRAZ