ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИХ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА 6
1.1 Понятие «безопасное поведение», его компоненты 6
1.2 Безопасное поведение обучающихся в природе 14
1.3 Туристический поход как средство формирования безопасного
поведения в природной среде 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА 34
2.1Процесс формирования безопасного поведения в природной среде в условиях туристического похода 34
2.2 Методические рекомендации по формированию безопасного поведения в природной среде в условиях туристического похода 44
2.3 Программа «Безопасное поведение в условиях туристического похода
в природной среде 55
2.4 Планы-конспекты уроков 60
2.5 План проведения эксперимента 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Наша столь оживленная жизнь, которая окружает нас повседневно, преподносит порой опасные неожиданности. Всё больше случаев происходит с людьми, которые оказываются в природной среде, где они не понимают правил поведения при потере ориентации или, попав в небезопасную ситуацию, они не могут себя защитить, укрыться от опасности, оказать помощь себе и товарищу при возникновении травм.
Незнание навыков первой необходимой доврачебной помощи, приводит необратимым последствиям. Необходимо больше время уделять нашим педагогам и родителям о правилах поведения, безопасности и оказание помощи; не имея навыков поведения в дикой природе, на много уязвимы к воздействию внешних угроз, немало важно знать, что физические показатели чаще всего не развиты как у взрослого человека, не говоря уже о психологической подготовке.
В России каждый год по статистике происшествий пропадает около 16000 человек, в основном жизни забирают стихии:
- на воде 41% от общего числа происшествий;
- переохлаждение или обморожение 13%;
- горные походы и перевалы составляют 20% в условиях горного рельефа;
- автомобильные катастрофы на туристических маршрутах 11%;
В учебной программе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Культура безопасности жизнедеятельности" на изучение темы туристических походов (С.Н. Вангородского, В.Н. Латчука, М.А.Ульяновой С.К. Миронова) в издании предоставлено две темы и было уделено 18 уроков в 6 классе:
"Экстремальные ситуации в природных условиях" "Безопасность в дальнем и международном туризме".
Анализируя программу в рамках комплексного формирования обучающихся по безопасному поведению в подготовке к туристическому походу, возникают вопросы к данной подготовке, а конкретно к практическим навыкам туристических походов в «средне образовательном учреждении».
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. Современное общество несет колоссальные людские, материальные и моральные потери, от различных опасных факторов, угрожающих человеку во всех сферах его обитания. Статистически установлено, что ежегодно в России в результате несчастных случаев, различных чрезвычайных ситуаций обрывается жизнь десятков тысяч людей.
Обучения безопасному образу жизни имеет важное государственное значение. В сложной социально-экономической обстановке, в процессе различными опасностями постоянно возрастает. Способность принимать решения в различных ситуациях - главная ценность человека нынешнего поколения.
Формирование навыков безопасного поведения обучающихся достигается через общее образование. Прививать мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения в природной и техногенной среде.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) способствует формированию и развитию навыков быстрой оценки обстановки (ситуации) в экстремальных условиях, принятию целесообразных решений по действиям в такой обстановке и их выполнению.
В настоящее время многие учебные заведения по различным причинам не могут обеспечить качественную практическую подготовку учащихся по программе ОБЖ, что приводит к неспособности обучающихся использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Цель исследования -выявить условия успешного формирование и применения навыков, при проведении уроков в школе по теме «Туризм как средство формирования безопасного поведения обучающихся в природной среде».
Объект исследования- процесс обучения обучающихся 9-х классов правилам поведения в туристическом походе.
Предмет исследования -методы и приёмы обучения, используемые при проведении практических уроков в классе по теме «Формирование навыков в туристическом походе».
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить методы и приемы обучения, наиболее приемлемые при проведении практических уроков в «9а» классе по теме «Формирование навыков в туристическом походе».
2. Разработать методику проведения практических уроков в 9-м классе по теме «Формирование навыков в туристическом походе»;
3. Проверить эффективность предложенной методики.
Методы исследования -анализ специальной литературы по проблеме, анализ опыта работы учителей ОБЖ, беседа, наблюдение, тестирование, анализ результатов деятельности обучающихся.
исследования: формы и интегрированного обучения формирование навыков в туристическом походе, выживания в экстремальных в окружающей природной
Гипотеза исследования: эффективности формирования в туристическом походе и выживания в экстремальных ситуациях может быть при выполнении следующих
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы, документальных материалов.
2. Применение технологий обучения, при формировании выживания обучающихся 9го класса в туристическом походе и экстремальных
ситуациях;
3. Внедрение в образовательный процесс нами предложений.
Для того чтобы подтвердить эффективность использования практических методов обучения учащихся классов правилам безопасного поведения на природе нами была проведена экспериментальная работа. С обучающимися 9 «А» класса было проведено тестирование (Таблица 1) по теме «Правила безопасного поведения на природе» до проведения уроков с использованием практических методов обучения.
На первом этапе эксперимента только 10% учащихся ответили на вопросы теста на «отлично», на «хорошо» - 50% и «удовлетворительно» 40% соответственно.
На втором этапе эксперимента после домашнего задания только 15% учащихся ответили на вопросы теста на «отлично», на «хорошо» - 55% и «удовлетворительно» 35% соответственно.
На итоговом этапе эксперимента после проведения турнира все учащиеся справились с заданием, ответили на «отлично» - 30% учащихся, на «хорошо» - 60% и «удовлетворительно» 10% соответственно. Результаты тестирования представлены на диаграмме. (Приложение 1)
Следовательно, использование практических методов обучения при обучении учащихся правилам безопасного поведения на природе более эффективно в использовании по сравнению с традиционными методами обучения. В ходе работы были рассмотрены основные методы и приемы, которые используются преподавателями-организаторами ОБЖ при обучении основам безопасности жизнедеятельности, дана их характеристика и варианты использования в учебном процессе.
Цель поставленная в данной работе была выполнена. В ходе проведения исследования были выявлены условия успешного применения практических методов обучения при проведении занятий в 9м классе по правилам безопасного поведения в туристическом походе, обеспечивающее усвоение и закрепление знаний и навыков оптимального владения обучающихся.
В процессе написания ВКР были разработаны: тематический план обучения учащихся 9х классов по правилам безопасного поведения в туристическом походе, планы-конспекты уроков по данной теме. Рассмотрены основные формы контроля знаний и умений учащихся, разработаны тестовые задания для обучающихся 6-9х классов по теме: «Туризм как средство формирование безопасного поведения обучающихся в туристическом походе».
Подводя итог нашего исследования можно сделать вывод:
знание теории приобретает наибольший коэффициент полезного действия в случаях, если теория подкрепляется практикой. Когда человек владеет навыками практического выживания, то он готов к экстремальной ситуации в туристическом походе и знает, что делать в той или иной ситуации.
1. Александрова, А.Ю., Аигина Е.В., Баюра В.Н. География ту- ризма: учебник. Москва, Кнорус 2016. 592с. - Текст: Электронный.
2. Алексеев, А.А. Питаниев туристском походе.Изд.десятое, дополненное./Москва, 2015. - 96 с. - Текст: Электронный.
3. Асташкина, М. В. География туризма: учеб. пособие для СПО по специальности "Туризм". Москва.: Альфа-М: ИНФРА-М., 2011. - 430с. - Текст: Электронный.
4. Балабанов, И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов, эконом. спец. Москва, 2012.-р174 с. - Текст: Электронный.
5. Бгатов, А. П. Безопасность в туризме. Москва: Форум, 2014. - 176
с. - Текст: Электронный.
6. Бобкова, А.Г. Безопасность туризма / под ред. Писаревского.Е.Л./ Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. -272с. - Текст: Электрон- ный.
7. Бостанджогло, М.М. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ДОД
«Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Российской Федерации». - Москва.: Изд-во «Канцлер».- 2015. -24 с. - Текст: Электронный
8. Бутко, И.И. Туризм.Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах: епособие для студентов гуманитар. и профил. фак. вузов, специалистов туристских организаций.; Москва: МарТ;2013. - 319 с.- Текст: Электронный.
9. Вовк, М. А. Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе; Молодой ученый. 2014. №5.1. С. 11 - 14. -Текст: Электронный.
10. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации; Москва: Знание, 1990. 190 с. -Текст: Электронный.
11. Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры; Ростов на Дону: Феникс, 2013.-235с. - Текст: Электронный.
12. Гриднева, Т. Программа летнего отдыха (Методика и практика)Беспризорник. 2011. - №4. - С. 45-53. - Текст: Электронный.
13. Гуреев, Н. В. Активный отдых.; Москва: Рос.спорт, 2014. - 59 с. - Текст: Электронный.
14. Дыжина, Н. Н. География туризма: учеб. пособие.; Москва; Фоссет, 2010. -253с. - Текст: Электронный.
15. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 2013. - 495 с. - Текст: Электронный.
16. Дзятковская, Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятель- ности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Методическое пособие.;Москва; Образование и здоровье, 2018. - 72 с. - Текст: Электронный.
17. Евлахов, В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие.; Москва: Дрофа, 2012. -180с. - Текст: Электронный.
18. Ефремова, М. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма (семантика, дефиниции в терминологическом аппарате).
;Маркетинг. - 2014. - N 2. - C. 88-102. - Текст: Электронный.
19. «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ- интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации» Приложение 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293.
20. Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение
безопасности в туризме.; Москва: Academia, 2015. - 240 с. - Текст: Электронный.
21. Кислякова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся в усло- виях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции.; Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - С. 416. - Текст: Электронный.
22. Константинов, Ю. С. Организация детско-юношеского туризма : учеб. по специальности 080502 "Экономика и упр. на предприятии физ. культуры и спорта" .; Санкт-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб.:СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2012. - 474 с. - Текст: Электронный.
23. Константинов, Ю.С., ер Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие.; Москва: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2017. - 352 с. - Текст: Электронный.
24. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие для студентов вузов / 3-е изд., стер/. ; Москва: Кнорус, 2016. - 269с. - Текст: Электронный.
25. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие для студентов вузов / 2-е изд., стер/.; Москва: КНОРУС, 2017.
- 269 с. - Текст: Электронный.
26. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие для студентов вузов.; Москва: КНОРУС, 2018. - 269 с. - Текст: Электронный.
27. Кузнецов, В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы.; Москва: ВАКО, 2012. -314с. - Текст: Электронный.
28. Левин, Я. Н. Семнадцать уроков школьного воспитания. Урок 17. Физкультура в школе и летний отдых. - (Педагогическое наследие) Воспитание школьников. - 2017. - №10. - С. 56-64. - Текст: Электронный.
29. Лукьянова, Н. С. География туризма: туристские регионы мира и
России. ; Москва: Кнорус, 2016. -166 с. - Текст: Электронный.
30. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студ. высш. учеб. заведений .; Москва: Издательский центр "Академия", 2003. - 336 с. 131- Текст: Электронный
31. Постановление №753-ПП от 02.05.2019г. Правительства Свердловской области от 25.10.2018 "Об утверждении комплексной программы "Развитие Сысертского городского округа" на 2018 - 2023 годы"- Текст: Электронный
32. Постановление № 296 от 21.02.2019 г. Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Сысертского городского округа на 2018- 2023 годы» - Текст: Электронный
33. Писаревский, Е. Л. Безопасность туризма. Правовое обеспечение. В 3 книгах. Книга 1. Основы безопасности туризма.; Москва: Финансы и Статистика, 2013. - 320 с. - Текст: Электронный.
34. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие.; Москва: РГГУ, 2014. - 449 с. - Текст: Электронный.
35. Сапронов, Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности .; Москва: Феникс, 2015. - 288 с. - Текст: Электронный.
36. Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности .;Москва: Наука, 2014. - 320 с. - Текст: Электронный.
37. Сарафанова, Е. В. Маркетинг в туризме: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений СПО по специальности "Туризм" .;Москва: Альфа¬М : Инфра-М, 2017. - 239с. - Текст: Электронный.
38. Сборник нормативно-правовых актов по туристско- краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи .;Москва: еФЦДЮТиК, 2012. - 388 с. - Текст: Электронный.
39. Сборник «Проблемы и перспективы социального и спортивно-оздоровительного туризма» / Материалы международной научно-практиче-ской конференции «Роль и задачи массового туристского движения в воспи¬
тании и оздоровлении населения», посвященной 15-летию создания РОО
«Академия детско-юношеского туризма и краеведения» 1-2 декабря Москва: 2012 г. - Текст: Электронный.
40. Севастьянов, Д. В. Основы страноведения и международного туризма: учеб. пособие по специальности "География" .; Москва: Академия, 2012. - 255с. - Текст: Электронный
41. Смирнов, А.Т. Программы общеобразовательных учреждений. ОБЖ. 5-11 кл. ; Москва: Просвещение, 2009. - 80с. - Текст: Электронный
42. Соловьев, С. С. Безопасный отдых и туризм .; Москва: Academia, 2014. - 288 c. - Текст: Электронный.
43. Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Безопасность жизнедеятельности".; Москва: ACADEMIA, 2012. - 282c. - Текст: Электронный.
44. Сорокина, Л. А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению.; Челябинск Вестник ЧГПУ. - 2010 . - № 8. - С. 197 - 205.,рС. 198- Текст: Электронный
45. Сорокина, Л.А. О состоянии готовности подростков к безопас- ному
поведению в повседневной жизни. Инновационные проекты и про- граммы в образовании. №3.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sostoyanii- gotovnosti- podrostkov-k-bezopasnomu-povedeniyu-v-povsednevnoy-zhizni-1 (да- та
обращения: 22.09.2019)
46. Федеральный закон от 4 октября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - Текст: Электронный
47. Федеральный закон от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»» - Текст: Электронный
48. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс] http://xn--
80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D
49. Хромов, Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. Пособие; Москва: Айрис-пресс, 2012. -267с. - Текст: Электронный
50. Чижова, В.П. Экологический туризм: географический аспект: учеб. пособие для студентов вузов по специальности 020802 "Природопользование" .; Йошкар-Ола: МарГТУ, 2014. - 275 c.- Текст: Электронный