Только Word
Введение 3
1. Современное состояние проблемы использования аэробики
во внеклассной физкультурно-оздоровительной работе 7
1.1. История возникновения аэробики и тенденции ее развития 7
1.2. Структура и содержание занятий по аэробике в системе внеклассной
физкультурно-оздоровительной работы 20
1.3. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические
особенности развития обучающихся 16-17лет 24
1.4. Особенности методики развития двигательных способностей
у обучающихся 16-17 лет при занятиях аэробикой 30
2. Методы и организация исследования 37
2.1. Методы исследований 37
2.2. Организация исследования 42
3. Разработка методики по аэробике, экспериментальная
оценка ее эффективности 44
3.1. Экспериментальная методика аэробики с имитационными
упражнениями спортивной направленности 44
3.2. Результаты экспериментальных исследований и их обсуждение 62
Выводы 67
Практические рекомендации 68
Список использованных источников 69
Актуальность. В системе общечеловеческих культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности человека во многом определяет возможности освоения всех социальных ценностей, и в этом смысле является основой, без которого сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен [18].
Основополагающим фактором достижения крепкого состояния здоровья является рациональная двигательная активность. Между тем, на современном этапе развития общества, отмечается ее повсеместное снижение, обусловленное научно -техническим прогрессом породивший двигательный голод. Подрастающее поколение все реже задумывается о необходимости занятий физическими упражнениями, как неотъемлемой части общей культуры человека, подавляя ее иными интересами.
Восполнить недостаток двигательной активности, в первую очередь, призвана школьная система физического воспитания, которая реализует ее лишь на 10-15% процентов за счет урочных форм занятий физической культурой. Вследствие чего, для решения поставленных задач, происходит смещение акцента на дополнительные формы занятий физическими упражнениями в структуре общеобразовательных учреждений.
Несмотря на различные формы внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию, для большинства учащихся они остаются недоступными. Причиной этого служит не только слабая материально - техническая база, недостаточное количество часов, но и слабая система мотивации занятиями физическими упражнениями. В свою очередь, высокий уровень мотивации, базируется на интересах отдельно взятого субъекта.
Хорошим стимулом для старшеклассниц является напоминание о том, что занятия физической культурой позволят им оставаться длительное время в прекрасной форме и укрепить здоровье. Бесчисленное разнообразие инновационных форм занятий физическими упражнениями призваны содействовать существующей проблеме.
В настоящее время, несмотря на отмечающуюся положительную тенденцию в развитии современных физкультурно-оздоровительных и прикладных форм занятий физическими упражнениями, задача вовлечения в них молодежи, характеризуется проблемной ситуацией, что объясняется их однообразием. Одним из культивируемых видов спорта, наиболее приемлемых для девушек является аэробика.
Занятия аэробикой привлекают школьниц своей доступностью. Многие из них считают аэробику оптимальным средством коррекции фигуры (осанка, походка, стройность и подтянутость), но школьницы редко задумываются о том, какое развивающее и оздоровительное воздействие несут в себе занятия по аэробике. Данные тренировки благотворно действуют на сердечно-сосудистую систему - повышается работоспособность, дыхание становится глубже и полнее, мышцы пропускают большое количество крови, укрепляется мышечный корсет, активнее протекает обмен веществ, улучшается пищеварение, возрастает сопротивляемость к болезням [29; 31].
Традиционные методики занятий по аэробике ориентированы на решение оздоровительных задач и организацию активного досуга, и недостаточно направлены на поддержание устойчивого интереса к занятиям.
Учитывая данные соображения целесообразно рассмотреть методику занятий по аэробике для обучающихся 16-17 лет с использованием упражнений имитационного характера. Благодаря включению в занятия по аэробике имитационных упражнений из различных базовых видов спорта,
обучающиеся совершенствуют технику выполнения движений из спорта, изучаемых в школе, а также знакомятся с новыми для них видами спорта.
Занятия аэробикой проходят с музыкальным сопровождением. Музыка направленно стимулирует и регулирует двигательную активность и психическое состояние занимающихся на фоне положительных эмоций, музыка является некой профилактикой утомления занимающихся. Занятие проходит под музыку нон-стоп - это способствует минимизированию простоя на уроке и повышению плотности занятия [34].
В ходе анализа научно-методической литературы по рассматриваемому вопросу, было выявлено, что до настоящего времени проблема методики проведения занятий аэробикой с обучающимися 16-17 лет относится к числу изученных недостаточно полно и подробно.
Поэтому, разработка комплексной методики по аэробике с использованием имитационных упражнений является наиболее перспективным путем решения вышеизложенных проблем, и актуальна в настоящее время.
Объект исследования: процесс внеклассной деятельности обучающихся 16-17лет по аэробики.
Предмет исследования: комплексная методика занятий аэробикой во внеклассной деятельности по физическому воспитанию с обучающимися 16-17 лет.
Цель исследования: совершенствование внеклассных форм занятий, направленных на овладение двигательными действиями из различных базовых видов спорта, и повышение уровня физической подготовленности обучающихся 16-17 лет.
Гипотеза: предполагалось, что экспериментальная комплексная методика занятий по аэробике, основанная на применении рациональных соотношений групп, имитационных упражнений, будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и состоянию здоровья обучающихся 16-17 лет.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить состояние вопросов содержания и проведения занятий по аэробике с обучающимися 16-17 лет.
2. Определить уровень физической подготовленности обучающихся 1617 лет.
3. Разработать и внедрить экспериментальную комплексную методику по аэробике с использованием имитационных упражнений из различных базовых видов спорта для обучающихся 16-17 лет.
4. Экспериментально подтвердить эффективность содержания разработанной комплексной методики.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
• Изучение и анализ научно-методической литературы.
• Педагогический эксперимент.
• Метод контрольных упражнений (тестирование).
• Педагогическое наблюдение.
• Хронометрирование.
• Методы статистического анализа с математической обработкой данных.
Практическая значимость нашей работы определяется тем, что предложенные в ней методы и средства занятия аэробикой, содержат наиболее эффективные упражнения имитационного характера из различных базовых видов спорта, которые содействуют повышению уровня физической подготовленности, а также могут широко использоваться учителями физической культуры в педагогической деятельности.
На основании анализа материала, полученного в эксперименте можно сделать следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что проблема комплексной методики проведения занятий по аэробике остается недостаточно изученной и требует дальнейшего обоснования.
2. Установлено, что экспериментальная комплексная методика,
направленная на развитие двигательных способностей, а также техники выполнения движений, основанная на использовании рациональных соотношений групп имитационных упражнений,
способствует значительному повышению уровня физической и
технической подготовленности обучающихся 16-17 лет.
3. Предложенная экспериментальная комплексная методика развития двигательных способностей позволила улучшить показатели от 12 до 42% в экспериментальной группе, тогда как у испытуемых контрольной группы динамика этих показателей составила от 1 до 7%.
4. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной комплексной методики развития двигательных способностей и повышения техники выполнения движений, обучающихся старшего школьного возраста.
1. Анохин П.К.Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Наука, 1975. 417 с.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - Свердловск, 1987. 176 с..
3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. - Киев: Здоровье, 2000. 248 с
4. Аршавский И.А. Физиологические закономерности индивидуального развития. - М.: Медицина, 1990. 192 с.
5. Ашмарин В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1978. 223с.
6. Бентон Сью, Дрю Денбаум. Ци-фитнес. Тренировка тела, ума и духа. Движения и медитации для усиления вашей жизненной силы. - К.: "София", М.: ИД "София", 2009. 208 с.
7. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье, М., ФиС, 1990. 206 с.
8. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии, СПб, 1998.
9. Брегг П. Системы оздоровления. - М: Мега, 1983
10. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников, М.,
Просвещение, 1991.
11. Губанов В.А. Проведение занятий гимнастикой с музыкальным сопровождением: Метод. Разработка. - М.: ГЦОЛИФК, 1980. 30 с.
12. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.,Академия,2002, 50-75с, 146-157с.
13.Зинатулин С.Н. Нормальное дыхание - основа активного долголетия: Метод. пособие. - Архангельск, 1991. 59 с.
14. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М., 1991.
15. Московченко О.Н. Валеологический подход к развитию физических качеств, Красноярск, 1999...30