Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование учителем речевых средств для реализации стратегий педагогического дискурса на уроке французского языка

Работа №154214

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Педагогический дискурс в организации языковой коммуникации при
обучении французскому языку 6
1.1. Определение понятия "педагогический дискурс" и его составляющие ... 6
1.2. Стратегии и жанры педагогического дискурса на уроке 11
1.3. Понятие индивидуального стиля педагогического общения 22
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Опытная работа по применению речевых средств на уроке для реализации стратегий педагогического дискурса учителем французского языка 29
2.1. Речевые средства, используемые в ситуациях педагогического общения на уроках французского языка 29
2.2. Опыт разработки и проведения комплекса уроков и последующий их
анализ на основе изученных коммуникативных стратегий педагогического
дискурса 34
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56

Речь учителя как форма общения посредством языка играет огромную роль в межличностном взаимодействии с учащимися, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Речевое поведение учителя - неотъемлемый атрибут его профессиональной деятельности, направленной на воспитание, обучение и развитие. Незнание постулатов речевого общения или неумение их применять может привести к конфликтным, нередко неразрешимым ситуациям, когда учитель и ученик оказываются на грани непонимания, вследствие чего могут возникнуть коммуникативные барьеры. Их возникновение может снизить эффективность коммуникации или свести ее на нет. Нередко, прекрасно владея методическими принципами организации и проведения учебного процесса, учитель оказывается затруднен или бессилен в его речевом оформлении. Именно поэтому многое зависит от уровня подготовки, знания учителя, его педагогического мастерства, умения правильно подойти к учащемуся, понять его психику и физиологию. Учителю очень важно ответственно подходить к выбору речевых средств выражения и нахождение оптимальных способов преодоления коммуникативных препятствий поможет учителю в общении с детьми, так как учитель воздействует на своих учеников словом.
Актуальность исследования заключается в том, что в профессиональную компетенцию преподавателя входит владение тактиками и стратегиями общения, потому как с помощью речи учитель общается с обучающимися на уроке, и речевая культура и поведение учителя во многом определяют успешность его педагогической деятельности. Чем более компетентен педагог в применении постулатов и правил общения, тем эффективнее и разнообразнее его тактики и стратегии; таким образом он успешнее добивается поставленных целей.
Объект исследования - речевые единицы, используемые учителем в процессе коммуникации на уроке французского языка.
Предметом исследования является проблема подбора и использования учителем речевых средств на уроке французского языка для реализации коммуникативных стратегий педагогического дискурса.
Целью нашего исследования является анализ речевых средств реализации учителем коммуникативных стратегий педагогического дискурса в рамках урока французского языка.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность понятия «педагогический дискурс», выделить его составляющие.
2) Изучить и проанализировать коммуникативные стратегии педагогического дискурса.
3) Выявить и исследовать французские речевые средства, используемые в рамках урока французского языка.
4) Разработать и провести комплекс уроков французского языка в 6 классе по УМК «Le frangais en perspective» в соответствии с исследованными коммуникативными стратегиями.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых по проблемам педагогического дискурса (А.Р. Габидуллина, В.И. Карасик, Е.В. Полянина, И.В. Певнева, Н.В. Кочетова, Н.Д. Арутюнова, О.В. Коротеева, Т.В. Ежова, Ю.Н. Караулов); педагогического общения и речевого поведения (А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, С.В. Орлова, Т.В. Шмелева, Т.Г. Винокур); педагогической риторики (А.К. Михальская, Ю.В. Рождественский).
Основные методы, которые были использованы в работе: аналитические (анализ литературы по проблеме исследования, дискурсивный анализ), диагностические (наблюдение, опрос), статистические (анализ и обработка полученных данных).
Апробация исследования была осуществлена в ходе педагогической практики в КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат»; а также в качестве доклада «Использование учителем речевых средств для реализации стратегий педагогического дискурса на уроке французского языка» на конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках Международного научно-практического форума «Молодёжь и наука XXI века», Красноярск 24 апреля 2019 г.
Структура данного исследования содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников, который включает в себя. Кроме того, к работе создано приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет и теоретическая база исследования, описываются цель, задачи и практическая значимость работы.
Первая глава раскрывает сущность понятия педагогического дискурса, его особенности и составляющие. Помимо этого, здесь описаны цель, участники процесса, хронотоп, ценности, проанализированы стратегии и жанры педагогического дискурса, рассмотрено понятие индивидуального стиля педагогического общения, раскрыты классификации стилей и тема коммуникативного подхода в обучении.
Вторая глава представляет анализ и исследование французской лексики в рамках уроков иностранного языка, а т.е. речевых средств для реализации коммуникативных стратегий в форме речевых жанров, в зависимости от индивидуального стиля учителя, а также осуществлена разработка и анализ проведенного комплекса уроков французского языка в 6 классе по УМК «Le frangais en perspective» в соответствии с исследованными коммуникативными стратегиями.
В заключении приведены основные выводы, сделанные на основе результатов проведенного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время делается большой упор на иноязычное образование, где в качестве цели данного вида образования выступают не только знания, умения, навыки обучающихся, но и их личностные качества и индивидуальные особенности. С помощью знаний иностранного языка мы расширяем границы нашего мышления, всесторонне развиваемся посредством поиска новых контактов извне. Так как не сложно научить языку обучающегося, а сложнее научить его говорить на иностранном языке, учителям нужно поддерживать иноязычную атмосферу на протяжении всего урока. Обучающиеся в основном слышат речь учителя на уроке, которая в большинстве случаев является моделью речевого поведения. Поэтому, обучающиеся могут подражать речи учителя, запоминать или использовать определенные клише, необычную лексику, фразы, поговорки и т.д. Именно в связи с этим важно обращать внимание на то, как учитель общается с классом, с каждым учеником, потому что учитель является моделью поведения для обучающихся, которая способна на них влиять положительно и вызывать интерес к дальнейшему обучению и получению новых знаний.
Объектом нашего исследования являлись речевые единицы, используемые учителем в процессе коммуникации на уроке французского языка.
Предметом исследования являлась проблема подбора и использования учителем речевых средств на уроке французского языка для реализации коммуникативных стратегий педагогического дискурса.
Целью нашей работы был анализ речевых средств реализации учителем коммуникативных стратегий педагогического дискурса в рамках урока французского языка.
В связи с целью были поставлены и выполнены следующие задачи:
1) Рассмотрена сущность понятия «педагогический дискурс» и выделены его главные составляющие: ценности, хронотоп, участники, коммуникативные стратегии и речевые жанры.
2) Изучены и проанализированы коммуникативные стратегии
педагогического дискурса: объясняющая, контролирующая, оценивающая,
содействующая, организующая.
3) Выявлены и исследованы французские речевые средства, используемые в рамках урока французского языка.
4) Разработан и проведен комплекс уроков французского языка в 6 классе по УМК «Le frangais en perspective» в соответствии с исследованными коммуникативными стратегиями.
Речевые средства, включая прецедентные тексты, представленные в исследовании, были отобраны и взяты за основу из научной литературы, наблюдений уроков при прохождении педагогической практики, опроса учителей в школе в течение педагогической практики, собственного опыта и дискурса преподавателей французского языка в университете.
В качестве результатов в нашем исследовании представлен анализ реализации коммуникативных стратегий педагогического дискурса учителя посредством использования речевых средств, который позволяет утверждать, что реализация коммуникативных стратегий прошла успешно, поскольку показатели последнего урока в сравнении с первым были выше. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что педагогический дискурс эффективен на уроках иностранного языка и способен влиять положительно на обучающихся и их результаты обучения иноязычному общению при условии создания атмосферы сотрудничества, гармоничного диалога, путем использования демократического стиля общения и ведущей роли содействующей коммуникативной стратегии.


1. Алмазова, Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореф. дис. д-ра пед. наук. 2003. 47 с.
2. Антонова Н.А. Тактики коммуникативно-регулирующей стратегии педагогического дискурса [Электронный ресурс]. URL: http://www.apriori- nauka.ru/media/slovo/8-2015/Antonova1.pdf (дата обращения 20.03.2019).
3. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990. С.136-137.
4. Базилевская В.Б. Порицание в устах учителя (опыт анализа речевого акта) // Прагматические аспекты функционирования языковых единиц: Тез. докл. / Ин-т языкознания АН СССР, Воронеж. гос. ун-т. М.: 1991. С.19.
5. Винокур Т.Г. Г оворящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. 172 с.
6. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
7. Габидуллина А.Р. Учебно-педагогический дискурс: категориальная структура и жанровое своеобразие [Электронный ресурс]. URL: http://scicenter.online/russkiy-yazyik/231-ponyatiya-kommunikativnaya-strategiya- 90429.html (дата обращения: 25.03.2019).
8. Гедз С.Ф. Коммуникативно-прагматические особенности
высказываний с интеррогативным значением в современном английском языке: автореф. дис. канд. филол. наук. Киев, 1998. 18 с.
9. Ежова Т.В. К проблеме изучения педагогического дискурса [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.osu.ru/2006_2/10.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
10. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография. Ростов н/Д.: Аркол, 2010. 386 с.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. Интернет журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 22.03.2019).
12. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи, 2002. 284 с.
13. Иссерс О.С. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий // Вестник ОмГУ, 1999, № 1. С.74-79.
14. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987, 190 с.
15. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград-Архангельск, 1996. С.3-16....43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ