Только Word
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРИЕМЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
1.1. Дидактическая игра как педагогическая технология
1.2. Классификация игровой деятельности в учебном процессе
1.3. Характеристика ролевых и театрализованных игр
ГЛАВА II. ПРИМЕРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1. Анализ опыта применения театрализованных игр на уроках истории в 5
классе
2.2. Методическая разработка с применением театрализации на уроках истории в 6 классе
2.3. Организация проектной деятельности обучающихся 7 класса с применением метода театрализации на уроке истории
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В настоящее время ведутся многочисленные дискуссии о том, какой идеал образования должен быть признан наиболее жизнеспособным для современного общества. Однако, большинство специалистов сходятся во мнении, что школа живого личностного знания должна стать таким идеалом. Это связано с тем, что такое знание, в свою очередь, способствует противоречивому «единству аффекта и интеллекта» (JI.C. Выготский), которое позволяет осуществлять познание индивидом самого себя и находить путь к самому себе. В таком случае, целью образования становятся познание и развитие личного чувства.
Согласно ИД Демаковой, в задачи «пространства детства» входит доминирование «права ребенка на уважение» и права «быть самим собой». Для этого необходимо использовать междисциплинарный подход в обучении и интеграцию общего и дополнительного образования.
Одним из перспективных подходов в обучении, соответствующему природе ребенка, является использование средств театра, о чем говорят Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, A.A. Брянцев, Н.Ф. Бунаков, Е.И. Ильин, Я.А. Коменский, A.C. Макаренко, С.Г. Розанов, Г.Л. Рошаль, В.Н. Сорока- Росинский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Г. Винекен, Я. Корчак, А. Нейлл, С. Френе, Р. Штейнер и другие исследователи. Ведь использование театра как инструмента обучения позволяет учитывать активность, проблемно-ориентированность и личностную ориентированность ребенка, что соответствует его природе.
Рассмотрим научные исследования, посвященные различным аспектам воспитания и развития через театральное искусство. Были проанализированы научные работы, затрагивающие такие сферы, как эстетическое образование, нравственное воспитание, формирование социокультурных ориентаций, использование театра для развития творческого потенциала и т.д. Исследователи, такие как Е.В. Язовицкий, С.Д. Никорова, Р.К. Сережникова, Т.Н. Нестерова, В.М. Букатов и другие, предоставляют предпосылки для решения данной проблемы. Они анализируют воздействие театра на личность, социальное взаимодействие в театральном коллективе и влияние театральной деятельности на эмоциональное развитие учащихся. Также были изучены вопросы воспитания гуманистических ценностей в процессе театрализованной деятельности и использование театра как средства формирования личности учащихся. Работы А.И. Аверьянова и других исследователей отмечают роль театральной деятельности в развитии творческой активности и потенциала учащихся. Среди рассмотренных исследований были выявлены основные направления воспитания через театральное искусство, которые могут быть полезны для создания эффективных методик воспитания и развития в различных сферах жизни.
В современных исследованиях все более уделяется внимание театрализации, которая представляется как комплексная система использования всех выразительных средств искусства. Отмечается, что театрализация может быть использована как социально -педагогический метод в различных сферах деятельности: в образовании (Д.М. Генкин, А.И. Чечетин, В.Г. Шабалин), в воспитании творческой направленности личности (Е.В. Мигунова), а также в формировании толерантного поведения будущих педагогов (Н.Я. Макарова).
Тема использования театрализации в школьном образовательном процессе является актуальной для современной педагогики. Не смотря на то, что есть некоторое количество исследований, посвященных данной теме, отсутствуют работы, которые бы проводили целостное исследование данного средства активизации образовательного процесса.
Театрализация может быть эффективным средством, используемым в исторической ретроспективе, для более привлекательного и эмоционального изучения исторических событий школьниками. Помимо этого, театральные приемы и игры могут сделать уроки более интерактивными, захватывающими и запоминающими для учеников в современных условиях.
Соответственно, цель данного исследования заключается в изучении эффективности театрализации в школьном образовательном процессе и определении ее значимости для активизации учебной деятельности, как в исторической ретроспективе, так и в современных условиях.
В данном исследовании будут рассмотрены различные методы использования театрализации в образовательном процессе, оценена их эффективность и получены рекомендации по успешной интеграции данного метода в учебную деятельность.
Таким образом, данное исследование направлено на расширение знаний в области активизации образовательного процесса с помощью театрализации и решение актуальной для педагогики проблемы, связанной с недостатком целостных исследований данного метода.
Теоретический анализ позволил выявить противоречие между нарастающей востребованностью форм, средств и приемов театральной педагогики в обучении и недостаточной разработанностью дидактического обеспечения использования театрализации в школьном образовательном процессе. Разрешение этого противоречия составляет проблему исследования, цель которого - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка использования театрализации в школьном образовательном процессе как средства его активизации.
Таким образом, актуальность работы определена необходимостью использования игровых технологий, а именно театрализации, для повышения эффективности усвоения учебного материала.
Объектом исследования выступают элементы театрализации на уроках истории.
Предметом исследования являются приемы театрализации на уроках истории в 5-7 классах и условия их эффективного применения.
Целью проведения данного исследования является выявление потенциала приемов театрализации в повышении мотивации и качества обучения на уроках истории в 5-7 классах.
Исходя из проблемы, цели, предмета и гипотезы исследования определены следующие его задачи:
• провести историко-педагогический анализ использования театрализации в современном образовании;
• на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы систематизировать подходы к педагогической интерпретации понятия театрализации;
• изучить особенности театрализации как средства обучения на уроках истории;
• обосновать театрализацию в качестве средства активизации школьного образовательного процесса и выявить педагогические возможности использования театрализации в школьном образовательном процессе;
• разработать и апробировать систему уроков истории с применением элементов театрализации для 5-7 классов
• провести анализ эффективности применяемых элементов театрализации на уроках истории.
Степень изученности темы.
В выпускной квалификационной работе использовались две группы литературы: общие труды по методике преподавания истории и публикации, посвященные игровым технологиям, в т.ч. использованию театрализации на уроках истории....
Для эффективного развития интереса к истории необходимо уделить особое внимание мотивации обучающихся, так как это является ключевым фактором повышения результативности и качества обучения. Как отмечает А.Н.Иоффе, «мотивация является искрой, которая зажигает факел познания».
В настоящее время существует множество технологий, которые могут способствовать повышению мотивации и заинтересованности учащихся. Одной из наиболее перспективных является использование игровых технологий в процессе обучения. Это предоставляет огромные возможности для обеспечения устойчивого интереса к учебе и глубокого запоминания учебного материала.
Применение элементов театрализации также относится к эффективным приемам, которые могут использоваться для повышения мотивации и эффективности обучения на уроках истории. В ходе теоретического анализа мы установили наиболее результативные приемы театрализации на уроках истории, которые могут быть успешно применены для достижения лучших результатов в обучении.
В настоящее время значительное внимание уделяется разработке инновационных форм обучения в среде школы. Важным аспектом этого процесса является использование элементов театрализации на уроках истории. В данном контексте возникает необходимость выяснения способности таких методов к формированию учебного интереса и развитию творческих способностей учащихся.
В соответствии с этой задачей, наша выпускная квалификационная работа была направлена на получение ответа на следующий вопрос: как применение элементов театрализации в работе над темой истории может способствовать развитию интереса к этому предмету у обучающихся и формированию их творческих способностей?
В качестве исходного материала мы использовали учебник Уколовой В.И. «Всеобщая история. Древний мир»1, и разработали урок истории с использованием элементов театрализации, а именно, исторической сценки, на тему «Римская семья, нравы и религия», для учащихся 5 класса.
Изучение вопроса показало, что элементы театрализации действительно способствуют увеличению интереса к предмету истории, а также развитию творческих способностей учащихся. Среди преимуществ такого метода обучения выделяется возможность проведения урока интересно, полезно и плодотворно.
Кроме того, использование театрализации имеет воспитательный эффект: учащиеся научатся лучше понимать своих одноклассников,
проявлять терпимость и коллективное мышление. Они увидят, что разнообразность человеческих взглядов на одну и ту же проблему можно выразить в рамках исторической сценки.
Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают важность использования элементов театрализации на уроках истории. Эти методы обучения вызывают интерес у учащихся и помогают развивать их творческие способности и социально-нравственные качества.
В результате проведенного нами практического исследования мы, при помощи анкетирования обучающихся, пришли к выводу, что преобладающее большинство обучающихся поддерживают идеи об использовании в образовательном процессе элементов театрализации.
Далее мы сделали методическую разработку с применением театрализации для обучающихся 6 класса по теме «Столетняя война», одной из самых сложных тем. Пришли к выводу о том, что такие серьезные, переломные исторические события необходимо изучать досконально и наглядно. Обучающимся необходимо окунуться в события полноценно...
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике /Ш.А. Амонашвили. Москва: Просвещение, 2004. 311 с.
2. Барабанов, В.В. Методика обучения истории / В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова. - М. : Академия, 2014. - 428 с.
3. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.
4. Белявский, А.Д. Методика преподавания истории в школе / А.Д. Белявский. - М. : Просвещение, 2001. - 240 с.
5. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003.
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М. : Издательство Смысл, 2005. - 1136 с.
7. Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно - просветительской работы. / Театрализация как творческий метод культурно - просветительной работы / Сб. научн. трудов. Л.: ЛГИК 1982.141 с.
8. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / М.: Вита - Пресс, 2009. - 112 с.
9. Губаренво О.М. Игровые формы уроков истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009, №9.с.12.
10. Ершова А . П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - М., Воронеж, 1995.
11. Ершова, А.П. Театральные подмостки школьной дидактики / А.П. Ершова, В.М. Букатов. - М.: Юнайтед Пресс, 2009. - 200 с.
12. КулагинаГ. А.. Сто игр по истории: Пособие для учителя - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1983. - 240 с.
13. Куприянова, Д.В. Формирование исторического мышления на уроках истории / Д.В. Куприянова // Молодой ученый. - 2016. - № 27.
14. Макаренко, А. С. Игра. соч. /А.С. Макаренко.Москва, 1998. 389 с.
15. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. БимБад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003....20