Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В СОВРЕМЕННОМ
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ 10
1.1. Педагогический потенциал художественной литературы в
преподавании истории 10
1.2. Произведения художественной литературы как исторический
источник 14
1.3. Методика работы с художественным произведением 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ 27
2.1. Применение художественной литературы на тему «Гражданская война
в России» на уроках истории России ХХ века 27
2.2. Применение художественной литературы на тему «Гражданская война
в России» во внеурочной работе по истории 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список источников и литературы 39
Нормативные источники 39
Учебно-методические комплексы 39
Художественная литература 39
ЛИТЕРАТУРА 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Актуальность темы. Тема Гражданской войны в России является одной из самых трагичных периодов в отечественной истории. За 1917-1922 годы война унесла миллионы жизней. Противостояние граждан одной страны прошло по судьбе каждого. В страшной борьбе пришли в столкновение народные массы не только разных политических взглядов и сословий, но одной веры и культуры. О Гражданской войне писали, как о действе, в-первую очередь, противоестественном, и насколько нам известно, у основы любого исторического события стоит Человек, его воля и желание. Л.Н. Толстой писал, что в истории объективный результат достигается путем сложения воль отдельных людей в единое целое, в одну результирующую.
Что же представляет из себя человек? Он мельчайшая, но незаменимая часть в огромном механизме войны. Отечественные писатели, запечатлевшие в своих трудах события 1917-1922 годов, воплотили ряд реалистичных образов, в основу повествования поставив судьбу именно Человека. В своих произведениях они показали не только события на фронтах, но и как война оказала влияние на жизнь Человека, на его ценности и внутренний мир.
Путем применения различных методов передачи и воплощения писатели смогли передать свои мысли и опыт по поводу революции. И здесь мы не зря упоминаем про опыт, потому что многие деятели искусства прошли войну воочию, находились в центре событий.
В литературе начала XX века собраны черты реальных героев, воспроизведены собирательные фигуры современников писателей, переданы мировоззрение целого поколения русского народа, напрямую из которого складывается менталитет общества. Благодаря такому колоссальному труду, в настоящее время мы можем рассмотреть многие исторические процессы, изучить психологию русского общества указанного периода. Поэтому данная тема является актуальной. Нам, как педагогам, важно рассмотреть на уроках истории вместе с обучающимися, каким был человек времен гражданской 3
войны? Каким был его менталитет? Что им двигало? Как гражданская война смогла оказать влияние на целый народ и его мировоззрение. Нельзя не признавать важность событий 1917-1922 годов и их значение в истории России. В настоящем времени людям интересно узнать, как менялся человек, какие качества в нем сформировались в условиях жестокого гражданского противостояния. И художественная литература как раз позволяет рассмотреть не только факты и события, но и психологическую сторону этого трагического события нашей истории.
Когда-то россияне были самой читающей в мире нацией, но те времена остались позади. В глазах большинства современной молодежи чтение литературы не является интересным и нужным занятием. Однако следует отметить, что именно художественная литература способствует нравственному воспитанию школьников, что является очень важным аспектом в процессе формирования личности. Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дает учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала.
Цель работы - выявление эффективных методов и приемов использования художественной литературы по теме «Гражданская война в России» в старших классах в школьном курсе истории.
Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью определим задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, литературоведческую и методическую литературу по проблеме использования художественной литературы в процессе обучения;
2. Выявить педагогический потенциал использования художественной литературы на уроках истории;
3. Разработать и теоретически обосновать эффективные методы и приемы использования художественной литературы в изучении Гражданской войны в России, выделив в них наиболее эффективные и оптимальные для реальных условий учебного процесса.
Объект исследования - теоретические и практические аспекты применения художественной литературы в процессе обучения истории
Предмет исследования - методы и приемы использования художественной литературы по теме «Гражданская война в России» на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Степень изученности темы. Теоретической базой нашей работы является общая литература по методике преподавания истории; работы, посвященные психолого-педагогическим основам преподавания истории; специальные работы, посвященные методике применения художественной литературы на уроках истории. Выбранная мною тема представлена у многих авторов в контексте методов использования художественной литературы, но в этих работах как правило не учитывается возраст учащихся и не представлены сами разработки уроков с использованием художественной литературы. Данная тема носит скорее теоретический характер, чем практический. В данной работе была использована следующая литература по методике преподавания истории:
1) Вагин Алексей Алексеевич «Методика преподавания истории в средней школе» - в его работе освещены основные вопросы методики преподавания истории в рамках школьного курса с 5 по 10 класс. Алексей Алексеевич анализирует содержание и задачи курса истории в школе, дает научное обоснование методам обучения, рассматривает вопрос об исторических представлениях обучающихся и формировании важнейших понятий. Что помогает нам проработать задачи о выявлении наиболее эффективных и оптимальных методах на уроках.1
2) Следующая работа тоже Вагина Алексея Алексеевича «Художественная литература в преподавании новой истории» - в данной работе особое внимание уделяется именно использованию художественной литературы на уроках истории, что сама литература является важным источником ознакомления обучающихся с историческим прошлым. В работе говорится о том, какие компетенции помогает использование литературы развить в обучающихся, как правильно подбирать материалы и с ними работать. Что в свою очередь тоже соответствует нашим поставленным задачам. 2
3) Предтеченская Лия Михайловна «Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории» - автор формулирует принципы отбора учебного материала, знакомит учителя с методикой его планирования, раскрывает содержание отдельных, наиболее трудных уроков, рекомендует разнообразные задания и приемы, способствующие развитию логического мышления обучающихся и организации их домашней работы.3
4) Озерский Иосиф Зиновьевич «Руководство внеклассным чтением по истории» - в брошюре рассматриваются вопросы руководства внеклассным чтением школьников: роль художественной литературы в историческом образовании и воспитании учащихся, принципы руководства чтением, приемы работы с книгой. В пособии содержатся методические рекомендации, направленные на привитие учащимся интереса к чтению художественной литературы, на развитие у них навыков работы с книгой.....
Использования художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать сочувствовать, восхищаться, ненавидеть, формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.
Художественная литература является важнейшим средством познания общественно исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать выделять главное.
Проведя данную работу, можно убедиться в незаменимости и высокой эффективности художественной литературе на уроках истории путем выявления основных целей ее использования. А именно, формирование научно-исторических представлений у учащихся, повышение эффективности понимания учениками событий прошлого, конкретизация исторического материала, воспитывать патриотизм, сформировать у учащихся яркие образов прошлого.
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов.
1. Алексашкина Л. Н. Самостоятельная работа школьников при изучении новейшей истории / Л. Н. Алексашкина - М.: Просвещение, 1988. - 128 с.
2. Бенедиктов, В. Г. Малое слово о великом [Электронный ресурс]. - URL:
http://poesias.ru/rus-stihi/stihi-benediktow/stihi-benediktow10156.shtml. -
(Дата обращения: 10.05.2023).
3. Белинский В.Г., Собр. соч. в 3-х т., т. 111, Гослитиздат, М., 1948. - 798 с.
4. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе / А.А. Вагин. — М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
5. Вагин А. А. Художественная литература в преподавании новой истории. (1640-1917): Хрестоматия. Пособие для учителей / А. А. Вагин - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский, Стрелова О. Ю. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 176 с.
7. Горностаева З. Я., Орлова Л. В. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открыт, школа / З. Я. Горностаева, Л. В. Орлова - М.: Просвещение, 1998. - 334 с.
8. Габидулина А. Интегрированный урок: 10-й класс / А. Габидулина // Народное образование. 1990. - 150 с.
9. Еграшкина М. В. Изучение темы «Литература и искусство начала XX в» на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе /
10. Еграшкина М.В. - М.: Просвещение, 2005. - 445 с.
11.Зверева М. И. Формирование информационно -мировозренческой культуры учащихся // Педагогика / М. И. Зверева - М.: Просвещение, 2005. - 450 с.
12. Сенявская Е. С. Художественная литература как исторический источник // История приложение к «Первому сентября» / Е. С. Сенявская - М.: 2001. - №44. - 6-13 с.
13. Маркова А.К. Орлов А.Б. Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М.:Педагогика, 1983. - 450 с.
14. Миронец Н. И. Художественная литература как исторический источник (к историографии вопроса) / Н. И. Миронец // История СССР. - 1976. - № 1.-С. 125-141.
15. Озёрский И. З. Руководство внеклассным чтением по истории: Пос. для учителей / И. З. Озёрский - М.: Наука, 1979. - 80 с....24