ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1. Тьюторство и тьюторское сопровождение 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
интеллекта 18
1.3. Этапы, формы и методы тьюторского сопровождения обучающегося с
нарушением интеллекта 26
1.4. Методическое обеспечение тьюторского сопровождение ребенка с
нарушением интеллекта 38
Выводы по главе №1 46
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 48
2.1. Результаты констатирующего эксперимента 48
2.2. Рекомендации по организации методического обеспечения тьюторского
сопровождения ребенка с нарушением интеллекта 70
Выводы по главе №2 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 100
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1. Тьюторство и тьюторское сопровождение 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
интеллекта 18
1.3. Этапы, формы и методы тьюторского сопровождения обучающегося с
нарушением интеллекта 26
1.4. Методическое обеспечение тьюторского сопровождение ребенка с
нарушением интеллекта 38
Выводы по главе №1 46
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 48
2.1. Результаты констатирующего эксперимента 48
2.2. Рекомендации по организации методического обеспечения тьюторского
сопровождения ребенка с нарушением интеллекта 70
Выводы по главе №2 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 100
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек [1].
Несмотря на значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д.
Ещё в СССР обучение и воспитание аномальных детей стало рассматриваться как задача общегосударственной системы образования. Принято считать, что идея интегрированного обучения детей с отклонениями в физическом и психическом развитии (другими словами, идея совместного обучения с обычными детьми) возникла в начале 60-х годов ХХ века, и первые опыты интегрированного обучения принадлежат скандинавским странам. Однако история специальной педагогики свидетельствует о том, что почти 200 лет назад, в первые десятилетия XIX века проблема совместного обучения не только занимала умы прогрессивных педагогов, но и в целом ряде случаев была с успехом апробирована в условиях тогда еще не имевшей ценза народной школы некоторых европейских стран [2].
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I—VIII видов.
2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми [1].
На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
В связи с этим в России в 2008 году в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании профессии тьютор или ассистент (помощник). Благодаря группе учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалевой, в образовательных учреждениях общего, дополнительного и высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе принципа индивидуализации. Многие педагоги анализируют инновационные практики в образовании и выходят на новый уровень осмысления собственных идей, поиска средств передачи собственного опыта. К таким инновационным практикам относится и тьюторское сопровождение [3]. Сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Тьютор - (наблюдаю, забочусь) педагог наставник.
Тьютор новая профессия для российского образования, поэтому на сегодняшний день не имеется никаких разработок организационно-методического обеспечения тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, в настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы.
Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет как учитель, передавать знания, а поможет ребенку с ограниченными возможностями здоровья выстраивать свою индивидуальную образовательную программу (ИОП).
Принимая во внимание вышесказанное, тема нашего исследования: тьюторское сопровождение ребенка с нарушением интеллекта.
Объект исследования - тьюторское сопровождение ребенка с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - организационно-методическое обеспечение тьюторского сопровождения ребенка с нарушением интеллекта.
Цель исследования - разработать организационно-методическое обеспечение для тьюторского сопровождения ребенка с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы в современных условиях.
Гипотеза исследования - тьюторское сопровождение ребенка с нарушением интеллекта, будет результативным, в случае разработки организационно-методического обеспечения, представленного дневником наблюдения.
Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу.
2. Проанализировать историко-теоретические основы тьюторства и тьюторского сопровождения.
3. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей с нарушениями интеллекта.
4. Проанализировать этапы, формы и методы тьюторского сопровождения детей с нарушением интеллекта в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательных школах.
5. Изучить методическое обеспечение тьюторского сопровождение ребенка с нарушением интеллекта.
6. Разработать организационно-методическое обеспечение процесса тьюторского сопровождения ребенка с нарушением интеллекта.
Экспериментальное исследование проводилась на базе Красноярской общеобразовательной школы №5.
В исследовании приняли участие обучающиеся младшего школьного возраста 7-9 лет всего 3 человека. Основной характеристикой данной группы детей является нарушение интеллекта с легкой степенью умственной отсталости.
В качестве экспертов по выявлению результативности разработанного нами организационно-методического обеспечения выступили учителя школы, всего 15 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Несмотря на значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д.
Ещё в СССР обучение и воспитание аномальных детей стало рассматриваться как задача общегосударственной системы образования. Принято считать, что идея интегрированного обучения детей с отклонениями в физическом и психическом развитии (другими словами, идея совместного обучения с обычными детьми) возникла в начале 60-х годов ХХ века, и первые опыты интегрированного обучения принадлежат скандинавским странам. Однако история специальной педагогики свидетельствует о том, что почти 200 лет назад, в первые десятилетия XIX века проблема совместного обучения не только занимала умы прогрессивных педагогов, но и в целом ряде случаев была с успехом апробирована в условиях тогда еще не имевшей ценза народной школы некоторых европейских стран [2].
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I—VIII видов.
2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми [1].
На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
В связи с этим в России в 2008 году в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании профессии тьютор или ассистент (помощник). Благодаря группе учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалевой, в образовательных учреждениях общего, дополнительного и высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе принципа индивидуализации. Многие педагоги анализируют инновационные практики в образовании и выходят на новый уровень осмысления собственных идей, поиска средств передачи собственного опыта. К таким инновационным практикам относится и тьюторское сопровождение [3]. Сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Тьютор - (наблюдаю, забочусь) педагог наставник.
Тьютор новая профессия для российского образования, поэтому на сегодняшний день не имеется никаких разработок организационно-методического обеспечения тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, в настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы.
Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет как учитель, передавать знания, а поможет ребенку с ограниченными возможностями здоровья выстраивать свою индивидуальную образовательную программу (ИОП).
Принимая во внимание вышесказанное, тема нашего исследования: тьюторское сопровождение ребенка с нарушением интеллекта.
Объект исследования - тьюторское сопровождение ребенка с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - организационно-методическое обеспечение тьюторского сопровождения ребенка с нарушением интеллекта.
Цель исследования - разработать организационно-методическое обеспечение для тьюторского сопровождения ребенка с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы в современных условиях.
Гипотеза исследования - тьюторское сопровождение ребенка с нарушением интеллекта, будет результативным, в случае разработки организационно-методического обеспечения, представленного дневником наблюдения.
Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу.
2. Проанализировать историко-теоретические основы тьюторства и тьюторского сопровождения.
3. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей с нарушениями интеллекта.
4. Проанализировать этапы, формы и методы тьюторского сопровождения детей с нарушением интеллекта в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательных школах.
5. Изучить методическое обеспечение тьюторского сопровождение ребенка с нарушением интеллекта.
6. Разработать организационно-методическое обеспечение процесса тьюторского сопровождения ребенка с нарушением интеллекта.
Экспериментальное исследование проводилась на базе Красноярской общеобразовательной школы №5.
В исследовании приняли участие обучающиеся младшего школьного возраста 7-9 лет всего 3 человека. Основной характеристикой данной группы детей является нарушение интеллекта с легкой степенью умственной отсталости.
В качестве экспертов по выявлению результативности разработанного нами организационно-методического обеспечения выступили учителя школы, всего 15 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что государственная политика в сфере образования гарантирует обучающимся с нарушением интеллекта права на доступное и качественное обучение данной категории детей. Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с нарушением интеллекта.
Говоря о тьюторском сопровождении инклюзивной практики образовательного учреждения прежде всего необходимо понимать, что объектом такого сопровождения выступает не только ребенок с ОВЗ, но и педагоги и родители.
При организации образования данной категории обучающихся всегда важна адаптация содержания и технологий работы с ними. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий.
В рамках нашего исследования понятие организационно¬методического обеспечения деятельности тьютора по сопровождению ребенка с нарушением интеллекта связано с его поддержкой в образовательных отношениях, активизацией его личностного потенциала.
В ходе опытно-экспериментальной работе мной, был разработан «Дневник тьюторского сопровождения», организационно методическое обеспечение представленное в данной форме готово показать свою эффективность в пошаговой работе с ребенком.
Говоря о тьюторском сопровождении инклюзивной практики образовательного учреждения прежде всего необходимо понимать, что объектом такого сопровождения выступает не только ребенок с ОВЗ, но и педагоги и родители.
При организации образования данной категории обучающихся всегда важна адаптация содержания и технологий работы с ними. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий.
В рамках нашего исследования понятие организационно¬методического обеспечения деятельности тьютора по сопровождению ребенка с нарушением интеллекта связано с его поддержкой в образовательных отношениях, активизацией его личностного потенциала.
В ходе опытно-экспериментальной работе мной, был разработан «Дневник тьюторского сопровождения», организационно методическое обеспечение представленное в данной форме готово показать свою эффективность в пошаговой работе с ребенком.
Подобные работы
- Тьюторское сопровождение детей в коррекционной школе-интернате
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО КЛАССА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью в условиях надомного обучения
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Web-сайт как средство взаимодействия тьютора с родителями ребенка дошкольного возраста с нарушением речи
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Тьюторское сопровождение развития коммуникативных компетенций
учащихся начальной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Формирование межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе психолого-педагогического сопровождения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021



