ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1. Тьюторство и тьюторское сопровождение 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
интеллекта 18
1.3. Этапы, формы и методы тьюторского сопровождения обучающегося с
нарушением интеллекта 26
1.4. Методическое обеспечение тьюторского сопровождение ребенка с
нарушением интеллекта 38
Выводы по главе №1 46
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 48
2.1. Результаты констатирующего эксперимента 48
2.2. Рекомендации по организации методического обеспечения тьюторского
сопровождения ребенка с нарушением интеллекта 70
Выводы по главе №2 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 100
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек [1].
Несмотря на значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д.
Ещё в СССР обучение и воспитание аномальных детей стало рассматриваться как задача общегосударственной системы образования. Принято считать, что идея интегрированного обучения детей с отклонениями в физическом и психическом развитии (другими словами, идея совместного обучения с обычными детьми) возникла в начале 60-х годов ХХ века, и первые опыты интегрированного обучения принадлежат скандинавским странам. Однако история специальной педагогики свидетельствует о том, что почти 200 лет назад, в первые десятилетия XIX века проблема совместного обучения не только занимала умы прогрессивных педагогов, но и в целом ряде случаев была с успехом апробирована в условиях тогда еще не имевшей ценза народной школы некоторых европейских стран [2].
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I—VIII видов.
2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми [1].
На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
В связи с этим в России в 2008 году в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании профессии тьютор или ассистент (помощник). Благодаря группе учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалевой, в образовательных учреждениях общего, дополнительного и высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе принципа индивидуализации. Многие педагоги анализируют инновационные практики в образовании и выходят на новый уровень осмысления собственных идей, поиска средств передачи собственного опыта. К таким инновационным практикам относится и тьюторское сопровождение [3]. Сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Тьютор - (наблюдаю, забочусь) педагог наставник.
Тьютор новая профессия для российского образования, поэтому на сегодняшний день не имеется никаких разработок организационно-методического обеспечения тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, в настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы.
Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет как учитель, передавать знания, а поможет ребенку с ограниченными возможностями здоровья выстраивать свою индивидуальную образовательную программу (ИОП).
Принимая во внимание вышесказанное, тема нашего исследования: тьюторское сопровождение ребенка с нарушением интеллекта.
Объект исследования - тьюторское сопровождение ребенка с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - организационно-методическое обеспечение тьюторского сопровождения ребенка с нарушением интеллекта.
Цель исследования - разработать организационно-методическое обеспечение для тьюторского сопровождения ребенка с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы в современных условиях.
Гипотеза исследования - тьюторское сопровождение ребенка с нарушением интеллекта, будет результативным, в случае разработки организационно-методического обеспечения, представленного дневником наблюдения.
Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу.
2. Проанализировать историко-теоретические основы тьюторства и тьюторского сопровождения.
3. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей с нарушениями интеллекта.
4. Проанализировать этапы, формы и методы тьюторского сопровождения детей с нарушением интеллекта в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательных школах.
5. Изучить методическое обеспечение тьюторского сопровождение ребенка с нарушением интеллекта.
6. Разработать организационно-методическое обеспечение процесса тьюторского сопровождения ребенка с нарушением интеллекта.
Экспериментальное исследование проводилась на базе Красноярской общеобразовательной школы №5.
В исследовании приняли участие обучающиеся младшего школьного возраста 7-9 лет всего 3 человека. Основной характеристикой данной группы детей является нарушение интеллекта с легкой степенью умственной отсталости.
В качестве экспертов по выявлению результативности разработанного нами организационно-методического обеспечения выступили учителя школы, всего 15 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что государственная политика в сфере образования гарантирует обучающимся с нарушением интеллекта права на доступное и качественное обучение данной категории детей. Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с нарушением интеллекта.
Говоря о тьюторском сопровождении инклюзивной практики образовательного учреждения прежде всего необходимо понимать, что объектом такого сопровождения выступает не только ребенок с ОВЗ, но и педагоги и родители.
При организации образования данной категории обучающихся всегда важна адаптация содержания и технологий работы с ними. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий.
В рамках нашего исследования понятие организационно¬методического обеспечения деятельности тьютора по сопровождению ребенка с нарушением интеллекта связано с его поддержкой в образовательных отношениях, активизацией его личностного потенциала.
В ходе опытно-экспериментальной работе мной, был разработан «Дневник тьюторского сопровождения», организационно методическое обеспечение представленное в данной форме готово показать свою эффективность в пошаговой работе с ребенком.
1. Портал психологических изданий PsyJournals.ru —
http: //psyj ournal s .ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287_full .shtml [Инклюзив
ное образование в России - Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки»]
2. История развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России. Кутепова Елена Николаевна, к.пед.н. стр.3
3. Методологические рекомендации для начинающих тьюторов «Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребенка» , Красноярск,2015 год. А.В.Мамаева.
4. Проскуровская, И.Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале английских университетов) / И.Д. Проскуровская // Вестник Томского гос.ун-та. - 2009. - №2 (6). - 74
5. Барбарига А.А., Федорова И.В. Британские
университеты: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Высшая школа, 1979, стр.90.
6. Palfreyman, 2001, р. 1-16
7. Ruan, 2001, р. 17-20
8. Оформление новой профессии тьютора в Российском образовании, Ковалева Т.М., 2011, с. 168
9. География и события тьюторского движения представлены на сайте thetutor.ru
10. Зыбарева Н.Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования. http: //www.thetutor.ru/lechebn_ped/articles.htm
11. Петрова Е.Э. Проблема тьюторства в инклюзивной школе (из опыта работы) // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека».
12. Ковалева Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании// Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании: сб. ст.М., 2008.
13. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования/пер. Н.В. Боисова, И.С. Аникеев М.: БЕСТ-принт, Перспектива,2011.88 с.
14. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопроождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы/под ред. М.Л.Семеновия.М: ЦППРиК «Тверской», 2010. 88 с.
15. Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект//Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. №27/2722-6. URL: www.bestpravo. ru/rossij skoj e/vg-akty/b8v.htm
16. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // fgos-ovz.herzen.spb.ru/? page_id=540
17. Борисова Н.В., Перфильева М.Ю. Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования: сб. материалов/сост. Н.В. Борисова, М.Ю. Перфильева; пер. Н.В. Борисова, И.С. Аникеев.М.:РООИ Перспектива, 2012. 122 с.
18. Мамаева А.В. Составление рабочих программ по предметам для работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: методические рекомендации/КГПУ им. Астафьева. Красноярск, 2013.52с
19. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ // Инклюзивное образование. Вып. 2. М.: Центр «Школьная книга», 2010.
20. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида // Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997 №48. URL: www.bestpravo.ru/rossijskoje/jm-zakony/a2v.htm
21. Тимонин, А. И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза [Текст] / А. И. Тимонин. - Кострома, 2007. - 216 с.
22. Протасова, И. В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии [Текст] : дис. канд. пед. наук / И. В. Протасова. - Кострома, 2001. - 235 с.
23. Коровкина, Т.Е. Социально-педагогическое обеспечение
профессионального становления буду-щего учителя на начальном этапе обучения в вузе [Текст]: дисс. канд. пед. наук / Т. Е. Коровкина. - Кострома, 2004. - 211 с.
24. Краевский, В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов- исследователей/ В.В. Краевский. - Чебоксары: Чуваш, 2001. - 244 с.
25. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях. Московский городской психолого-педагогический университет, Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования, Г ородской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. Информационный материал подготовлен Карпенковой И.В., Кузьминой Е.В.Москва 2011.
26. Муниципальное общеобразовательное открытая (сменная)
общеобразовательная школа Рыбинского муниципального района учреждение Ресурсный центр. Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках. Сборник методических материалов 2011 год
27. Казакова Е. И. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение ребенка: проблема развития диагностических исследований // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. и семинара «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании». 25-27 ноября 1998 г. - М., 1998
28. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М: Логос, 2002. - 384 с.
29. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ: методические рекомендации для тьюторов,педагогов, специалистов образовательных учреждений / сост. С.В. Алещенко. Томск, 2013. 43 с.
30. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. М.: МГППУ, 2013. 324с.
31. Концепция модернизации Российского образования до 2020 года. Постановление правительства Российской федерации , распоряжение от 17 ноября 2008 г.№ 1662-р
32. Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае//Дефектология .-№4.-2010.- с.67-82.
33. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (гл.1 ст. 2)
34. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой. http: //psylist.net/praktikum/00173.htm
35. Методика В.М. Когана (методика совмещения признаков). http: //www.avemir.com.ua/HTML s/mir_diagnostica_attention. html
36. Тест «Классификация предметных картинок».http://www.psiholognew.com/gotov09.html
37. Методика "Заучивание 10 слов" А.Р.Лурия.http://metodi4ka.com/wp-content/uploads/2011/06/Zauchivanije-slov.pdf
38. Методика «Изучение непроизвольного запоминания у дошкольников»/ http: //psylist.net/praktikum/00357.htm
39. Мониторинг формирования социальных навыков Ярыгиной Н.Л.
http://elib.kspu.ru/document/15908