Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ДЕСЯТИЧНАЯ ДРОБЬ»

Работа №154202

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы преподавания темы «Десятичная дробь» в средней школе 6
§1. Возрастные особенности среднего школьного возраста 6
§2. Мотивация как двигатель обучения 8
§3. Об историко-генетическом методе 12
Глава 2. История развития десятичных дробей 20
Глава 3. Использование историко-научного материала при изучении темы «Десятичная дробь» 25
§1. Формы использования исторического материала на уроках математики 25
§2. Основные принципы и требования к отбору историко-научного материала для включения в процесс обучения математике 27
Заключение 64
Библиографический список 66

Одной из современных мировых тенденций образования является гуманность школьного образования, ориентация процесса обучения на индивидуальные интересы учащихся. На передний план школьного образования выходит задача создания оптимальных условий для выявления и развития способностей учащихся, удовлетворения их интересов и духовных потребностей, обеспечения самоопределения и поиска «своего места» в жизни. Одним из аспектов развития личности является развитие мыслительной деятельности. Нельзя научить мыслить без знаний о прошлом, без истории.
Использование учителем математики исторических сведений не является обязательным при изложении материала урока. Однако, как указывает Малыгин К. А. «...экскурсы в историческое прошлое оживляют урок, дают разрядку умственному напряжению, поднимают интерес к изучаемому материалу и способствуют прочному его усвоению»[1]. Тем более что материал по истории математики очень обширен и интересен. Так как развитие математики связано с решением задач, возникавших во все периоды существования человечества.
Рассказав об исторических причинах возникновения десятичных дробей, показав, как плоды деятельности великих ученых оказали влияние на развитие этой области математики и на решение конкретных задач, учитель возбудит у школьников интерес к изучаемому предмету и покажет его практическое значение. Очевидно, каждый учитель математики полагает, что использование исторических сведений повышает интерес учащихся, имеет большое мировоззренческое и общекультурное значение. И, тем не менее, учителя крайне редко излагают на уроке математики исторические сведения, или используют в системе упражнений задачи с историческим содержанием. Это обосновано нехваткой учебного времени, отсутствием разработанной методики, желанием уделить больше внимания на закрепление.
Проблема использования исторического материала на уроках математики интересовала многих ведущих ученых, педагогов и методистов, таких как: Глеизер Г.И., Стройк Д.Я., Виленкин Н.Я., Перельман Я.И., Рыбников К.А., Юшкевич А.П. и другие ([7, 11, 12, 21, 23]). Увлечь
учащихся, вызвать у них живой интерес к изучаемым понятиям и теоремам - вот первейшая и главная задача использования элементов истории математики на уроках.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу по использованию элементов истории математики на уроках математики в средней школе, выявить основные принципы этого использования и разработать возможные формы применения исторического материала при изучении темы "Десятичная дробь".
Задачи исследования:
1) анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;
2) рассмотрение возможностей применения в процессе обучения математике исторического материала;
3) дидактическое наполнение: конспекты уроков, сценарии
внеклассных мероприятий.
Объект исследования - процесс обучения математике в средней школе.
Предмет исследования - использование исторических сведений при изучении темы "Десятичная дробь" для повышения мотивации учащихся.
Гипотеза исследования: если использовать на уроках математики элементы истории, то развивается интерес учащихся к учебе, активизируется их мыслительная деятельность, формируются навыки самостоятельного умственного труда, что в конечном итоге улучшает качество усвоение материала.
В первой главе дипломной работы рассмотрены психо лого - педагогические основы, которые имеют непосредственное отношение к преподаванию темы «Десятичная дробь» в средней школе.
Во второй главе изложен историко-математический материал,
связанный с возникновением и развитием десятичных дробей.
В третьей главе изложены методические особенности использования исторического материала при изучении темы «Десятичная дробь» в общеобразовательной школе. А так же приведены примеры использования исторического материала по теме «Десятичная дробь» на уроках и внеклассных мероприятиях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема «Десятичные дроби» занимает важное место в процессе изучения математики в общеобразовательной школе и очень важно, чтобы элементы истории при преподавании были актуальными, познавательными и развивающими.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы выяснили, что среди мотивов учебной деятельности познавательный интерес занимает особое место. Для успешной учебной деятельности необходим баланс внутренних, социальных и познавательных мотивов. При этом грамотно построенная система внешних стимулов может способствовать появлению в перспективе внутренней мотивации при изучении темы «Десятичные дроби».
Анализ историко-генетического метода показал его эффективность при изучении десятичных дробей. Следует отметить, что при этом излагаемые учителем историко-математические сведения должны быть последовательны, понятны, целостны, и вызывать интерес к изучаемому предмету у учеников.
Проследив исторические этапы формирования и развития десятичных дробей в отдельную ветвь математики, мы изложили основные принципы и требования к отбору историко-научного материала для включения в процесс преподавания темы «Десятичные дроби».
Современная школьная программа указывает на необходимость знакомства учеников с фактами из истории математики и биографиями великих математиков. Но в программе нет конкретных указаний, какие сведения из истории, когда и как сообщать школьникам. В дипломной работе разработано примерное планирование уроков и внеклассных мероприятий с включением в них историко-математического материала.
Таким образом, результаты дипломной работы показали, что какая бы ни была форма сообщения исторических фактов — краткая беседа, экскурс, лаконичная справка, решение задачи, показ и разъяснение рисунка, использованное для этого на уроке время, потрачено эффективно. Рассказ об исторических причинах возникновения десятичных дробей, их развитии и
практическом применении побуждает у школьников интерес к изучаемому предмету, формирует их мировоззрение и повышает общую культуру. Представленные в работе конспекты уроков и внеклассные мероприятия показывают, что всегда можно найти как время, так и нужное место для сообщения ученикам сведений по истории математики.


1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. - Саратов: "Лицей", 2002.
2. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение,1994.-128с.:ил.
3. Барсуков А.Н. Математика в школе.1956№2
4. Белобородова С.В. Об историко-генетическом методе. //Математика в школе.-1999.-№6.-с.7-10.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности [текст]/ Л.И. Божович; под.ред. Фельдштейна Д.И.- М.:Междунар.пел.акад.,1995.-209с.
6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию.М.1985.
7. Виленкин Н.Я. Статья «Из истории дробей», Журнал «Квант», N5, 1987 г.
8. Волошинов А.В. Математика и искусство.-2-е изд.,дораб. и доп.- М.: Просвещение,2000-399с.:ил.
9. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения.[тескт]/ Т.О. Гордеева.-М.:Смысл:Академия,2006г.-336 с.
10. Гиндикин С.Г. Рассказы о физиках и математиках.-2-е изд.-М.: Наука,Гл.ред. физ.-мат.лит.;1985-(Библиотека «Квант» вып.14)
11. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.
12. Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.
13. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения - М.: ИНТОР, 1996.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология, 2004 г.
15. Зорина Л.Я. Вопросы конструирования содержания среднего образования. М.,НИИОП,1980....23


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ