Введение
ГЛАВА 1. ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Феномен тревожности в научной литературе 7
1.2. Особенности проявления тревожности детьми старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Проблема влияния стиля семейного воспитания на формирование
тревожности у детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Организация исследования тревожности детей старшего дошкольного
возраста с учетом стилей семейного воспитания 23
2.2. Анализ, обобщение и интерпретация результатов
исследования 30
2.3. Программа коррекции тревожности детей старшего дошкольного
возраста с учетом стиля семейного воспитания 37
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.
Тревожность детей - как эмоциональное состояние, многие ученые, часто связывают с типом воспитания, так как оно является совокупностью целого ряда характеристик, проявляющихся в детско-родительских отношениях и активно влияющих на ребенка [8].
Говоря о старшем дошкольном возрасте - как о начальном этапе становления познавательной и практической деятельности, этап формирования новых психологических механизмов деятельности и поведения. Следует учитывать, что большую роль в этом процессе играет социальное окружение ребенка, а именно, его отношения с членами семьи [14,19].
В настоящее время качество отношений между дошкольником и родителями имеет особую актуальность, поскольку именно семья и отношения в ней для ребенка дошкольника мир, через который он познает окружающую реальность, учится поведению и взаимодействию с внешним миром.
От того, как выстроены отношения ребенок - родители и родителей между собой, в дошкольном возрасте зависит эмоциональное благополучие ребенка, уровень его тревожности.
Согласно аналитическим данным КРОС, общий индекс тревожности населения России за период с 2020 по 2022 гг. вырос в 3,75 раза [46].
Повышенный уровень тревожности является одной из наиболее распространенных психологических проблем старшего дошкольного возраста.
Проблема тревожности детей рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных психологов: С.В. Ковалев, А.И. Захаров, И. Коган, В. С. Мухина, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн и др., многие из них, считают тип воспитания в семье ключевым фактором в развитии личности ребенка.
Анализируя работы отечественных психологов, таких как А.Л. Венгер, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин и других, мы пришли к выводу, что к развитию тревожности у детей приводят разные причины. Это могут быть как внешние обстоятельства, так и особенности психики ребенка.
На сегодняшний день увеличивается число тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью и неуверенностью. Согласно статистическим данным Здравоохранения России число психологических расстройств у детей возросло [25]. В этой связи, проблема детской тревожности в настоящее время является актуальной, и изучение влияния типа семейного воспитания на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста является важным вопросом.
Цель исследования: - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность программы коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с учетом стилей семейного воспитания.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста, стили семейного воспитания.
Предмет исследования: коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста с учетом стилей семейного воспитания.
Исходя из поставленных целей, были обозначены следующие задачи исследования:
1. Раскрытие точек зрения на проблему тревожности детей старшего дошкольного возраста с учетом стилей семейного воспитания.
2. Эмпирическим путем выявить показатели тревожности детей старшего дошкольного возраста при разных стилях семейного воспитания.
3. Составить и реализовать программу коррекционно-развивающей работы с детьми и родителями, обеспечивающую снижение показателей тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается что:
1. имеется связь параметров тревожности детей и стилей семейного воспитания;
2. программа коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с учетом стилей семейного воспитания, способствует снижению тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
1. Субъектно-деятельностный подход, рассматривающий, становление субъекта как сущностный процесс. Подход позволяет рассмотреть как родителей, так и ребенка с точки зрения субъектов деятельности и непосредственного взаимодействия в рамках этой деятельности. (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн).
2. Концепции о возникновении и проявлении тревожности в детском возрасте (И.В. Дубровина, Л.И. Божович, И.А. Мусина, Н.Д. Левитов, В.В. Давыдов, Р. Кеттелл, Е.В. Новикова);
3. Исследования в области коррекции тревожности (З. Фрейд, К. Хорни, С. Салливан, Э. Фромм, Ч. Д. Спилбергер, Дж. Тейлор);
4. Современные исследования в области организации психолого - педагогического сопровождения семьи (М.Р. Битянова, А.М. Волков,
А.А. Деркач, И.В.Дубровина, В.С. Мухина, В.И. Слободчиков, Р.В. Овчарова, Т.И. Чиркова) и др.
Методическую основу исследования составили
Методы:
Теоретические: обзор научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: опрос, тесты, проективный метод.
Статистические: выявления существования зависимости между двумя и более случайными величинами (переменными) (Линейный коэффициент корреляции) коэффициент корреляции Пирсона.
Методики:
«Тест тревожности» Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки.
«Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера,
В.В. Юстицкиса.
Теоретическая значимость исследования: расширение знаний о проблеме тревожности детей старшего дошкольного возраста с учетом стиля семейного воспитания. Результаты, полученные по завершению исследования, могут оказать благоприятное влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования и разработанное направление и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми и родителями, могут
обеспечить снижение уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Повышенный уровень тревожности является одной из наиболее распространенных психологических проблем старшего дошкольного возраста. Согласно статистическим данным Здравоохранения России число психологических расстройств у детей возросло [25], так же согласно аналитическим данным КРОС, общий индекс тревожности населения России за период с 2020 по 2022 гг. вырос в 3,75 раза [46].
В этой связи, проблема детской тревожности в настоящее время является актуальной, и изучение влияния стиля семейного воспитания на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста является важным вопросом.
Качество отношений между дошкольником и родителями имеет особую актуальность, поскольку именно семья и отношения в ней для ребенка-дошкольника - мир, через который он познает окружающую реальность, учится поведению и взаимодействию с внешним миром.
Снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста может способствовать программа коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с учетом стилей семейного воспитания.
В первой главе нашего исследования, была изучена проблема
особенности тревожности детей старшего дошкольного возрастав, с учетом стиля семейного воспитания
На основании изученного материала можно сделать следующие выводы. У детей старшего дошкольного возраста чаще доминирует
ситуативная тревожность.
Отечественный психолог, С.Л. Рубинштейн, определяя тревожность, называл ее некой склонностью человека переживать тревогу или то эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и характеризуется ожиданием нежелательности развития событий [9].
Но, Ч.Д. Спилбергер описывает ситуативную или реактивную тревожность как состояние, которое характеризуется субъективно
переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени [44].
В данной возрастной категории тревога и тревожность представляет собой функцию проявления неблагоприятных отношений с близкими взрослыми.
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Стиль воспитания в семье относится к одним из главных факторов влияющее на эмоциональное и психологическое благополучие ребенка. Многие авторы отдельно отмечали гармоничные и негармоничные стили воспитания, которые формируют определенные черты характера ребенка, так же зависящие от направления родительского отношения, которые в свою очередь могут отражаться как благоприятными, так и не благоприятными последствиями. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка.
Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанностей оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.
Во второй главе было проведено эмпирическое исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста и стиля семейного воспитания. По результатам проведенных методик у большинства детей с высоким и средним уровнем тревожности в семье преобладает негармоничный стиль семейного воспитания:
• 31% детей старшего дошкольного возраста, где в семье выявлен негармоничный стиль воспитания (потворствующая гиперпротекция и повышенная моральная ответственность, гипопротекция и эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция и жестокое обращение) имеют высокий уровень тревожности;
• 38% детей старшего дошкольного возраста из семей с
негармоничным стилем воспитания (потворствующая гиперпротекция и повышенная моральная ответственность, гипопротекция, доминирующая гиперпротекция) имеют средний уровень тревожности.
Нами была составлена и реализована коррекционная программа по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с учетом стиля семейного воспитания.
После реализации программы было проведено повторное исследования.
По результатам исследования по методике Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки «Тест тревожности» у детей старшего дошкольного возраста выявлена положительная динамика по снижению уровня тревожности:
• высокий уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста снизился с 31% до 14%;
• средний уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста снизился с 38 % до 31%;
• количество детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем тревожности возросло с 31% до 55%.
По результатам исследования по методике Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса «Анализ семейных взаимодействии (АСВ)» выявлена тенденция по изменению негармоничного стиля семейного воспитания у родителей воспитывающих детей старшего дошкольного возраста:
• стиль негармоничного воспитания - доминирующая гиперпротекция ранее был выявлен у 17 % родителей, а по итогам констатирующего исследования выявлено у 10 % родителей;
• стиль негармоничного воспитания - повышенная моральная
ответственность ранее был выявлен у 21 % родителей, а по итогам
констатирующего исследования выявлено у 14 % родителей;
• стиль негармоничного воспитания - потворствующая
гиперпротекция ранее был выявлен у 10% родителей, а по итогам констатирующего исследования выявлено у 7 % родителей;
• стиль негармоничного воспитания - эмоциональное отвержение
ранее был выявлен у 7 % родителей, а по итогам констатирующего
исследования выявлено у 3 % родителей;
• стиль негармоничного воспитания - гипопротекция ранее был выявлен у 10 % родителей, а по итогам констатирующего исследования выявлено у 3 % родителей;
• стиль негармоничного воспитания - жестокое обращение ранее был выявлен у 3 % родителей, а по итогам констатирующего исследования выявлено у 3 % родителей....
1. Абакарова Э.Г. Диагностика и коррекция тревожности у детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: диссертация кандидата психологических наук: Ставрополь, 2013. 310 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 232 с.
3. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов М.: Прометей, 2018. 708 с.
4. Айзенк Х. Психологические теории тревожности: Тревога и тревожность / под ред. В.М. Астапова, переиздание. СПб.: Питер, 2015. 247 с.
5. Астапов В.М. Тревожность у детей .СПб: Питер Пресс, 2014. 220 с.
6. Баркан А.И. О чем говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов. М.: Этерна, 2014. 208 с.
7. Барышникова Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста// Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №4. [Электронный ресурс].ПВЕ. https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN420.pdf (дата обращения: 17.12.2022г.).
8. Березин Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы // Тревога и тревожность / Сост. и общ.ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001.
9. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. С. 20 - 21.
10. Блонский П.П. Психология и педагогика. М: Инфра, 2006. 512 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Наука, 2001. 296 с.
12. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 552 с.
13. Бурменская Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. Заведений, 2017. 416 с.
14. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. М.: Педагогика, 2006. 160 с.
15. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Москва: Юрайт, 2017. 100 с...59