Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические основания изучения временной компетентности в старшем подростковом возрасте 6
1.1. Теоретические подходы к изучению временной компетентности 6
1.2. Структура временной компетентности и её компоненты 12
1.3. Особенности старшего подросткового возраста, определяющие
временную компетентность 18
Выводы по Главе 1 24
Глава II. Эмпирическое исследование временной компетентности детей старшего подросткового возраста 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ уровня развития временной компетентности детей
старшего подросткового возраста 31
2.3. Программа по развитию временной компетентности детей
старшего подросткового возраста 41
2.4 Оценка изменения уровня временной компетентности у детей старшего подросткового возраста после проведения программы 51
Выводы по Главе II 61
Заключение 64
Библиографический список 67
Приложения 73
Человек, желающий соответствовать требованиям современного общества, стремиться, с одной стороны, выполнять любое дело с минимумом временных затрат, с другой стороны, не допускать ошибок. Для решения поставленных задач необходимо уметь выделять приоритеты, планировать свою деятельность, соотносить множество дел, организовывать себя во времени. В связи с чем вопрос развития временной компетентности личности становится на сегодняшний день как никогда актуальным. Данная проблема характерна, в том числе, и для подросткового возраста, так как появляется много различных предметов в школьной программе, осуществляется подготовка к итоговым экзаменам, предпрофильная подготовка, собственные интересы.
Подростковый период является периодом самоопределения, построения первых жизненных планов и ориентиров, постановки целей на ближайшее и отдаленное будущее. Однако при этом многие подростки отмечают, что им не хватает времени. Специальных мероприятий в образовательном процессе, связанных с умением организовывать себя во времени, недостаточно. В связи с этим существует необходимость выявления уровня временной компетентности, который характерен для детей старшего подросткового возраста для разработки условий ее развития.
В современной отечественной и зарубежной психологической науке проблему временной компетентности рассматривали А. Маслоу, Э. Шостром, А.Т. Жаппар О.В. Кузьмина, Н. Израэли, Г.М. Андреева, И.С. Кон и др. Временная компетентность ими была рассмотрена с разных позиций: в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем, как особый механизм саморегуляции, личностную черту, которая связана с высоким уровнем самосознания, развитием критической рефлексии и ориентацией на планирование целей будущего, в структуре межличностного взаимодействия и в профессиональной деятельности, адекватность восприятия времени, чувство времени личности. Изучением вопросов, касающихся временной перспективы, психологического времени в подростковом возрасте занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Эльконин, Б.И. Цуканов, А. С. Дмитриев и многие другие.
Однако вопрос о выявлении особенностей развития временной компетентности детей старшего подросткового возраста на сегодняшний день изучен недостаточно и имеется мало практического материала, связанного с рассмотрением вопросов развития временной компетентности подростков. В связи с этим мы обратились к данной проблеме .
Цель исследования - выявить уровень развития временной компетентности детей в старшем подростковом возрасте и разработать программу ее развития.
Объектом исследования является временная компетентность.
Предмет исследования: развитие временной компетентности детей старшего подросткового возраста.
Гипотеза: Уровень временной компетентности в подростковом возрасте характеризуется достаточно выраженным пониманием значимости временного аспекта в организации собственной активности при низком уровне развития средств и приемов организации себя во времени. В связи с этим создание психолого-педагогических условий развития временной компетентности должно быть направлено на развитие мотивационного и операционально-технического компонентов.
Для проверки поставленной гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению временной компетентности.
2. Выделить основные структурные компоненты временной компетентности и их выраженность в подростковом возрасте.
3. Разработать программу по развитию временной компетентности.
4. Выявить изменения уровня временной компетентности детей старшего подросткового возраста после проведения программы.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: анализ теоретической литературы (анализ, обобщение теоретического материала), эмпирические методы: Опросник
О.В. Кузьминой «Личные дезорганизаторы времени», уровень самоактуализации личности САТ, САМОАЛ А. Маслоу, тест-опросник самоорганизации деятельности (ОСД); методы математической обработки данных (сравнительный анализ с помощью критерия U Манна-Уитни, t Стьюдента).
База исследования: в качестве базы исследования выступило одно из МБОУ г.Красноярска. В исследовании приняло участие 40 человек в возрасте от 14 до 15 лет, 24 мальчика, 16 девочек.
Результаты работы были представлены в статье, включенной в сборник материалов конференции «Молодежь. Карьера. Образование» на базе КГПУ им.В.П. Астафьева 17 мая 2016 г.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 60 источников, и 3 приложений.
Настоящая работа была посвящена проблеме развития временной компетентности личности в подростковом возрасте.
Проведенный теоретический анализ концепций, показал что в понимании временной компетентности можно выделить несколько подходов: личностный подход, рассматривающий временную компетентность в контексте понимания времени жизни как ценности в системе личностных смыслов и ценностных ориентаций; деятельностный подход, рассматривающий временную компетентность как набор различных обособленных характеристик личности, обеспечивающих успешность протекания деятельности. На основе теоретического анализа литературы, мы выяснили, что временная компетентность - это способность распределять время в соответствии с поставленными задачами и ценностным отношением ко времени, переживание успешности организации деятельности во времени в соответствии с представлениями о прошлом, настоящем и будущем.
Временную компетентность можно представить как структуру, представленную пятью компонентами: ценностно-смысловым,
мотивационным, познавательным, рефлексивным, операциональнотехнологичным. В процессе анализа особенностей подросткового возраста было выделено, что проблемы данного возраста связаны с трудностями построения временной перспективы будущего, саморегуляции жизнедеятельности и личностной организации времени жизни, способностями самостоятельного овладения знаниями, путем самоорганизации себя во времени, умением рационально распределять время, управлять им. В результате исследования было получено, что по шкалам планомерность, целеустремлённость, самоорганизация, фиксация на структурировании деятельности большинство обучающихся (62,5%) показали низкий уровень, следовательно подростки предпочитают жить спонтанно, не привязывать свою деятельность к жёсткой структуре и целям. Будущее для них диффузно, им не
свойственно чётко планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел.
У 65% обучающихся по шкале Ориентация во времени низкие баллы, что говорит о низком уровне развития временной компетентности. Анализ дезорганизаторов времени показал, что в большей степени выражены организационные (50%), ценностно-смысловые (45%), мотивационные дезорганизаторы (40%), эмоциональная напряжённость (60%). Наличие данных дезорганизаторов может говорить о сложности определения значимости выполняемых действия, его смысловой привлекательности, а также о неумении распределять время, планировать действия.
Проведенное нами исследование уровня временной компетентности в подростковом возрасте позволило установить, что данные трудности связаны с низким уровнем операционально-технического компонента.
Для развития временной компетентности нами была разработана программа, целью которой являлось создание условий для развития у детей старшего подросткового возраста навыков целеполагания, планирования и самоорганизации как важных компонентов временной компетентности.
В программе выделены три этапа: постановка цели; определение плана достижения цели, в который входит определение ресурсов, средств для достижения цели и их распределения; рефлексивный этап, оценка достижения цели. Для каждого этапа занятия были разработаны занятия в форме социально-психологических методов обучения, подобраны упражнения и задания. Программа осуществлялась с теми же подростками в течение 3-х недель.
После проведения программы и проведения повторного диагностирования, уровень временной компетентности детей старшего подросткового возраста стал значимо выше, результаты по шкале Ориентация на настоящее показали, обучающихся с высоким показателем до проведения программы было 52,5%, а после стало 47,5%, что на 5% меньше, обучающихся с низким уровнем было 15%, после стало 12,5%, что на 2,5% меньше, а средний уровень повысился на 5%, это значит, что подростки уже способны и начинают видеть и ценить свое психологическое прошлое и будущее, наряду с происходящем с ними в настоящий момент времени.
Итоговая диагностика по шкале «Ориентация во времени» показала, большинство обучающихся (60%) набрали средний балл по шкале, что соответствует среднему уровню сформированности временной компетентности и это на 32,5% больше, чем в результатах до проведения развивающей программы. Обучающихся с низкими показателями ориентации во времени стало меньше на 35 %, до проведения программы их количество составляло 65%, после стало 30%, и с показателями высокого уровня учащихся увеличилось на 2,5%. Дети старшего подросткового возраста стали более ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной, стремятся к чему-либо целенаправленно и прилагают усилия для достижения поставленных целей. Так же наблюдается тенденция на понижение количества обучающихся с высоким уровнем дезорганизаторов, количество исследуемых с ценностно-смысловым дезорганизаторам уменьшилось на 10%, обучающихся с высоким уровнем организационных дезорганизаторов уменьшилось на 7,5%, с мотивационными дезорганизаторами уменьшилось на 5%, эмоциональная напряжённость стала ниже на 20%, это указывает на то, что дети старшего подросткового возраста уже могут найти время для осуществления своей деятельности, стали четче видеть перспективу, цели и планы на будущее, более последовательно устанавливают очерёдность действий, не откладывают свои дела, появилось желание добиваться результатов.
Так же для дальнейшей работы по развитию временной компетентности детей старшего подросткового возраста на основании полученных результатов нами были разработаны рекомендации для психолога и педагогов.
Таким образом, в процессе проведения исследования удалось выполнить поставленные задачи. Гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991. 299 с.
2. Алексеева Л.Н., Громыко Ю.В. Мыследеятельностная диагностика способностей в образовании // Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. Формирование научности 21-го века в образовании. М., 2001. С.7-11.
3. Аверин В. А Психология детей и подростков. СПб: Изд-во
Михайлова В.А., 1998. 379 с.
4. Альтшуллер А. А. Практическая психология для менеджера. М.: Феникс,
2004. 384 с.
5. Андреев В.И. Жизнь как авантюра творческого саморазвития: автобиографическая повесть. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. 188 с.
6. Архангельский Г.А. Методика ТМ. СПб.: Питер, 2004. 23 с.
7. Архангельский Г.А. Организация времени: Учебное пособие. СПб: Питер, 2009. 448 с.
8. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. М.: АПКиПРО, 2004. 104 с.
9. Ахмедьянова Г.Ф., Дядичко И.А., Пищухин А.М. Управление педагогическими ресурсами в процессе обучения // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6. С. 47-49.
10. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в
образовательном учреждении. СПб.: Речь, 2006. 251 с.
11. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Эйдос: Интернет-журнал.
2005. 10 сентября. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 10.01.2016).
12. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учебное пособие для экономических колледжей и вузов. М.: ГЕЛАН, 2001. 411 с.
13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.
14. Божович Л.И. Подростковый возраст. // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001. С.214-219.
15. Болотова А. К. Психология организации времени: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 255 с....60