Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения уровня физической
подготовленности влияния у детей 12-13 лет с нарушением интеллекта на занятиях адаптивной физической культурой 6
1.1. Особенности содержания, принципы и функции адаптивной физической
культуры 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
интеллекта 17
1.3. Особенности физического воспитания детей 12-13 лет с нарушением
интеллекта 19
1.4. Общее понятие о физической подготовленности 27
1.5. Динамика развития двигательных способностей в процессе занятий
адаптивной физической культурой 31
1.6. Методические особенности построения занятий адаптивной физической
культуры с умственно-отсталыми детьми 38
Глава 2. Методы и организация исследования 44
2.1. Методы исследования 44
2.2. Организация исследования 46
Глава 3. Экспериментальное исследование уровня физической подготовленности у детей 12-13 лет с нарушением интеллекта на занятиях адаптивной физической культурой 49
3.1. Программа по повышению уровня физической подготовленности у детей
12-13 лет с нарушением интеллекта на занятиях адаптивной физической культурой 49
3.2. Результаты исследования 59
Выводы 68
Список литературы 71
Приложение
Актуальность. В настоящее время во многих странах мира количество детей с патологиями растет, в том числе и увеличивается количество детей с нарушением интеллекта. Это связано, прежде всего, с ухудшающимися условиями жизни и экологии. У новорожденных это проявляется на генном уровне, а у более взрослых детей в результате перенесенных заболеваний или осложнений после них. Так как все дети имеют право на обучение и воспитание, то и для детей с нарушением интеллекта создаются специальные коррекционные школы. Но сложилось так, что специалисты, работающие в области физической культуры в системе специального образования, до недавнего времени пользовались методической литературой для учителей массовой школы, поскольку пособия для учителей физической культуры специальных школ появлялись редко и были в основном посвящены оценке уровня развития двигательной сферы и отдельным методическим аспектам занятий. Не было пособия, из которого преподаватель мог бы почерпнуть системные знания об организации процесса физического воспитания в специальном образовании и о новых педагогических технологиях. Это и обуславливает низкий уровень развития двигательных способностей детей с нарушением интеллекта.
Наиболее ощутимо отставание от здоровых сверстников в развитии координационных способностей, отставания в развитии физических качеств - силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10¬15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.
Чем совершеннее способности ребенка к точному анализу своих движений, тем выше его возможности к быстрому овладению ими и их перестройке [10, с.4]. Способность ощущать и воспринимать собственные движения позволяет быстрее овладеть умениями и навыками бытовой и трудовой деятельности. Поэтому развитие двигательных способностей приобретает особое значение в физическом воспитании детей с нарушением интеллекта [16, с. 22].
Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более ёмкий и широкий социальный феномен, основной целью которого является социализация или ресоциализация личности индивида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества его жизни, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур [20, с. 21].
Методики адаптивной физической культуры стали широко внедряться во многих специально - коррекционных школах.
Объектом исследования является процесс обучения детей 12-13 лет с нарушением интеллекта на уроках адаптивной физической культуры.
Предметом - физическая подготовка детей 12-13 лет с нарушением интеллекта на занятиях адаптивной физической культурой.
Целью дипломной работы является изучение содержания занятий адаптивной физической культуры при физической подготовке детей 12-13 лет с нарушением интеллекта.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование основных видов движений на занятиях адаптивной физической культурой позволит качественно повысить уровень физической подготовленности у детей 12-13 летнего возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу, посвященную уровню физической подготовленности детей с нарушением интеллекта.
2. Определить уровень физической подготовленности у детей 12-13 лет с нарушением интеллекта на занятиях адаптивной физической культурой.
3. Разработать программу по повышению уровня подготовленности у детей 12-13-летнего возраста с
интеллекта на занятиях адаптивной физической культурой.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогические наблюдения.
3. Тестирование двигательных качеств.
4. Методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании современных образовательных технологий обучения и воспитания в процессе занятий адаптивной физической культурой с детьми с нарушением интеллекта.
Практическая значимость представлена в применении и внедрении методики повышения уровня развития двигательных способностей у детей с нарушением интеллекта в процессе занятия адаптивной физической культурой.
1. В результате анализа и обобщения литературных данных, изучения передового опыта учителей физической культуры, собственных педагогических наблюдений нами установлено, что нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. На основе анализа литературы был сделан вывод о необходимости разработки программы повышения уровня физической подготовленности у детей 12-13 лет с нарушением интеллекта на занятиях адаптивной физической культурой, четко ориентированной на целенаправленное развитие двигательных качеств на уроках по предмету «физическая культура» с детьми 12-13 лет с нарушением интеллекта и его практической проверки в педагогическом эксперименте (содержание программы представлено в тексте).
2. Выявлено, что на основании результатов тестирования оптимизация средств и методов обучения улучшила физическую подготовленность, что выражается в увеличении результатов: по абсолютному большинству позиций учащиеся экспериментальной группы на конец эксперимента показали результаты, превосходящие аналогичные данные в контрольной группе. Так высокие показатели уровня двигательной подготовленности к концу исследования в экспериментальной группе показали 17,7% учащихся по сравнению с 4,2% учащихся в начале исследования. В контрольном классе высокие показатели в конце исследования показали 12,1% учащихся, по сравнению с 9,4% учащихся на начало исследования, при таком же количестве проводимых уроков в неделю, как в экспериментальном классе. Прирост показателей развития двигательных качеств у учащихся экспериментальной группы составил 13,5%, а контрольной - 2,7%.
3. Расширение средств повышения уровня физической подготовленности на уроках по адаптивной физической культуре в экспериментальной группе имело своим следствием активное развитие двигательной сферы испытуемых, повышение уровня дисциплинированности и ответственности на уроках, повышение уровня их функционального состояния организма, психофизиологических функций. Упражнения адаптивной физической культуры внесли разнообразие в учебный процесс по физическому воспитанию в экспериментальном классе, повысили заинтересованность детей, снизили пропуски уроков.
Результаты исследования позволяют нам практически убедиться в эффективности предложенной методики адаптивных физических упражнений на уровень физической подготовленности детей 12-13 лет с нарушением интеллекта.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается. Действительно, использование основных видов движений на занятиях адаптивной физической культурой позволит качественно повысить уровень физической подготовленности у детей 12-13 летнего возраста с нарушением интеллекта.
Поэтому упражнения для повышения уровня двигательной подготовленности в сочетании с соответствующими педагогическими воздействиями учителя могут и, как показал эксперимент, должны найти свое достойное место в практике школьного физического воспитания вспомогательных школ.
4. Программа по физической культуре для детей с нарушением интеллекта 4-9 классов. - С.-Петербург: Образование, 1994.
5. Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушением интеллекта). - М.: Дидактика, 1997.
Программы специальных (коррекционных общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классы). Сборник 1. - М.: Владос, 2000.
Программы специальных образовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Сборник 1. - М.: Просвещение, 1990.
Аршавский Н.А. Очерки по возрастной физиологии. - М.: Медицина, 1967.
Бадалян Л.О. Невропатология. - М.: 1987.
6. Байнина Ж.Г. Коррекционные основы физического воспитания глухих школьников // Автореф. дисс. Канд. пед. наук. - М., 1992.
7. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушением интеллекта // Дефектология, 1997, №1.
Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медиз, 1947.
8. Бондаревский Е.Я. Педагогические основы контроля
подготовленностью учащейся молодежи: Диссертация ... доктора пед. наук. - М.,1983.
9. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, №2.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.:ФиС, 1970.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение. 1973.
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа-пресс, 1994.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собрание сочинений. Том 5 - М.: Просвещение, 1983.
Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры// Теория и практика физической культуры. 1984, №6, с.10-12.
11. Гречаный СВ. Исследование анамнеза детей в условиях полной материнской депривации: Право на здоровье // тезисный доклад V международной конференции: Ребенок ребенка. - СПб., 1998.
12. Денисова М.А. Физическое воспитание. Коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога. - СПб., 1995.
Дефектологический словарь. - М., 1970.
Дмитриев А.А. Развитие и коррекция двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями. - Красноярск, 2002.
13. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе /под ред. Власовой Т.А., Петровой В.Г./ - М.: Просвещение, 1981.
Дьячков А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. - М., 1965.
14. Дьячков В.Н. Прыжок в высоту. - М.: Физкультура и спорт, 1970.
Евсеев СП. Адаптивная физическая культура, её философия, содержание и задачи//Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. - СПб., 1996.
Евсеев СП., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. - М.: Советский спорт, 2000.
Ертапова О.Н. Мы и особенные дети // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски. - М., 1999.
15. Жиленкова В.П., Ульрих Е.С., Дрожжина Л.А., Снеткова В.В. Медицинские аспекты физической культуры и спорта инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата // «Человек и его здоровье». - СПб, 1997.
16. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / основ теории и методики воспитания. - М.: ФиС, 1970.
Зимкин Н.В., Коробков А.В., Лехтман Я.Б. и др. Физиологические основы физической культуры и спорта. - М.: ФиС, 1955.
Ильин Е.П. Психологи физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987.
17. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и
определения. - СПб: ДЕАН, 1998.
Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. - М.: Физкультура и спорт, 1981.
Кузнецов В.В. Словарь по физиологии физических упражнений. - М.: Физкультура и спорт, 1981.
Кузнецов В.В. Словарь подготовки спортсменов высших разрядов. - М.: Физкультура и спорт, 1970.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1990.
Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М.: Педагогика, 1978.
Маллер А.Р., Цикато Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М.: Просвещение, 1988.
Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей // Дефектология. - 1997, №1.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1992.
18. Махортова Т.Х., Солнцева Л.И. Проблемы интеграции слепых в массовую школу // Наша жизнь, 1994.
19. Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: Концепция долговременной адаптации. - М.: Дело, 1993.
Меерсон Ф.З. Адаптационные реакции новорожденного организма: физиология адаптационных процессов. - М.: Наука, 1986.
Мейнгот Я.Я. Теоретические основы АФК. - Красноярск, 2003.
20. Мирский С.Л. Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы на уроках труда: книга для учителя. - М., 1992.
21. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основания физической культуры в преддверии XXI века. - СПб.: СПбГАФК, 1998.
22. Огарев Е.Н. Образование для всех: права инвалидов / Образование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы. - СПб., 1998.
23. 0золин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970.
24. Пономарев Н.И., Филиппов С.С. Информация физической культуры: проблемы, перспективы //Теория и практика физической культуры, 1994, №10.
25. Рахманов В.М. Медицино-социальные аспекты воспитания и обучения детей с нарушением слуха. - М., 1990.
26. Розенблат В.В. Проблема утомления. - М.: Медицина, 1975.
27. Ростомашвили Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания // Автореф. дисс. Канд. пед. наук. - СПб., 1999.
28. Сахно А.В. Здоровье и здоровый образ жизни инвалидов России в условиях рыночной экономики // Сборник материала и лекциям по ФК и спорту инвалидов. - Малаховка, 1993. - Том 1 - стр. 27-42.
29. Сергеев Г.Б. Программы школы для слабослышащих детей.
Физическая культура. - М., 1995.
30. Сермеев Б.В. Методика воспитания двигательных качеств у
аномальных детей. - Горький: Горьковский пединститут, 1967.
31. Сермеев Б.В. Физиологическая и морфологическая характеристики развития подвижности в суставах человека в связи с возрастом и физической тренировкой: Автореферат диссертации... доктора биологических наук. - Пермь, 1972.
32. Сонькин В.Д., Зайцев В.Ф., Маслова Г.М. Новый взгляд на старую проблему: конституция человека и физическое воспитание // Теория и практика физической культуры. 1995, №3.
33. Столяров В.И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы // Спорт, духовные ценности, культура. Выпуск 1. Историческое и теоретико-методологическое основания. - М.: Гуманитарный Центр СпАрт РГАФК, 1997.
34. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания // Теория и практика физической культуры, 1998, №5.
35. Страновская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 1994.
36. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1970.
37. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: ФиС, 1974.
38. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе. М.: Учебная литература, 1997.
39. Шмельков И.И. Коррекция недостатков физического развития слепых детей средствами физической культуры // физическое воспитание детей в спецшколах: Межвузовский сборник научных трудов. - Горький, 1985.
40. Эйдинова М.Б. Методика неврологического исследования для целей отбора детей в специальные школы // Известия АПН РСФСР. -Вып. 135.- М., 1964.
41. Якубов В.С. Функциональная анатомия лучезапястного сустава человека в различные возрастные периоды: Автореф. дисс. кандидат биологических наук. - М.,1975.
42. Янкауская Й.М., Логвинов Э.М. Моторика растущего женского организма. - Вильнюс, 1984.