ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Основная характеристика логического мышления младших школьников
в образовательной практике 6
1.2. Особенности развития логических операций младших школьников в
современных образовательных условиях 14
1.3. Возможности и способы формирования логических операций младших
школьников 19
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ
ОПЕРАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования сформированности учебных действий
младших школьников 36
2.3. Методические рекомендации по организации работы, направленной на
развитие логических операций младших школьников 44
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Мы живем в быстро меняющемся мире и обществе. Именно общество выдвигает новые требования к системе образования. Теперь нам необходимо воспитать людей, которые способны принимать нестандартные решения, интеллектуально развиты, умеющие логически мыслить. Сейчас перед образовательными учреждениями стоит главная задача подготовить человека думающего, чувствующего, интеллектуально развитого. Интеллект определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления.
Младший школьник находится в благоприятном возрасте, который является сензитивным в развития логического мышления. Когда ученики поступают в школу, у них начинается перестройка всех познавательных процессов. Это связано с тем, что дети включены в новую для них деятельность и новые межличностные отношения, которые требуют от детей наличие новых психологических качеств.
Исследованием логического мышления детей младшего школьного возраста занимался зарубежный исследователь Жан Пиаже и др., а так же среди отечественных были Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский, Петр Яковлевич Гальперин, Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия [7].
Дети по своей природе исследователь и на этапе младшего школьного возраста продолжает задавать множество вопросов об окружающем мире, исследовательская деятельность на данном этапе является достаточно эффективной педагогической технологией. Исходя из наблюдения, можем сделать вывод о том, что младшие школьники проявляют активный интерес в познании окружающего мира.
Объектом исследования логические операции младших школьников.
Предмет исследования - уровень развития логических операций младших школьников.
Цель исследования - уровень развития логических операций младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать научно-теоретические основы изучения логического мышления младших школьников.
2. Провести эмпирическое исследование логических операций
младших школьников.
3.Осуществить анализ результатов исследования сформированности логических операций младших школьников.
4.Разработать методические рекомендации по развитию логических операций младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень развития логических операций младших школьников связан с уровнем сформированности у них таких учебных действий как выделение существенных признаков в анализе задач и способов решения задач.
В рамках исследования использовался ряд взаимодополняющих методов исследования:
- теоретические: изучение, анализ и обобщение научной
педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: тестирование, метод решения задач;
- методы обработки данных: количественная и качественная обработка полученных данных;
В рамках проведения эмпирического исследования использовался следующий диагностический инструментарий:
1) методика «Выделения существенных признаков» (С.Я. Рубинштейн).
2) методика диагностики универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой).
База исследования и экспериментальная выборка. Исследование проводилось на базе МАОУ СШ г. Красноярска в 2021-2022г.г. В исследовании приняли участие 20 младших школьников в возрасте 7-8 лет, являющихся учащимися 2 класса начальной школы и не имеющих выраженных проблем с обучением.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
- деятельностный подход (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), на основе которого строится развитие личности в системе образования и обеспечивается формирование универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного процесса;
- подход А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой к диагностике у младших школьников универсального действия общего приема решения задач.
Практическая значимость: разработанные методические рекомендации, направлены на повышения уровня логических операций младших школьников, может применяться педагогом -психологом в образовательной организации.
Структура исследовательской работы включает в свое содержание введение, две главы, заключение, списка 51 использованных источника, и приложение.
Целью данного исследования являлась выявление уровня сформированности логических умений младших школьников. Для достижения поставленной цели исследования последовательно решался ряд исследовательских задач.
В ходе анализа научно-теоретических основ изучения учебных действий в процессе исследовательской деятельности младших школьников было установлено, что учебные действия представляют собой совокупность способов действий учащегося, отражающих его способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В составе основных видов учебных действий выделяются четыре основных блока: личностный; регулятивный;
познавательный; коммуникативный. В рамках данного исследования особое внимание уделялось познавательным УУД, которые играют наиболее важную роль в процессе учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Также по итогам теоретического анализа литературы было определено, что учебная деятельность представляет собой специфическую форму человеческой деятельности, которая регулируется сознанием и активностью личности и направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей субъекта. Возрастные психологические особенности развития учащихся младшего школьного возраста (интенсивное развитие познавательных процессов, становление учебной деятельности как ведущей, стремление к позиции исследователя и пр.) создают благоприятные условия для формирования и развития учебных действий младших школьников в процессе исследовательской деятельности.
Соотнесение всех параметров данных, полученных при выполнении младшими школьниками заданий для диагностики сформированности у них универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой - см. Приложение Б), с данными, выявленными с помощью методики «Выделение существенных признаков» (С.Я. Рубинштейн - см. Приложение А), позволяет сделать следующие выводы:
- младшие школьники, обладающие высоким и средним уровнем сформированности таких параметров общего приема решения задач, как «выделение существенных признаков в анализе задач» и «оригинальные и разнообразные способы решения задач», характеризуются высоким уровнем логических операций;
- младшие школьники, обладающие средним уровнем сформированности такого параметра общего приема решения задач, как «выделение существенных признаков в анализе задач» и стремлением к стереотипным способам решения задач, характеризуются средним уровнем логических операций;
- младшие школьники, обладающие низким уровнем сформированности такого параметра общего приема решения задач, как «выделение существенных признаков в анализе задач» и стремлением к стереотипным способам решения задач, характеризуются низким уровнем логических операций.
С целью формирования и совершенствования логических операций младших школьников были разработаны методические рекомендации по организации работы, направленной на эффективное развитие логических операций младших школьников. В основу рекомендаций было положено описание проведения работы с учащимися с применением следующих этапов деятельности: 1. направлен на развитие выделять существенные признаки.
2. направленный на развитие логических действий анализа и синтеза.
3. направленный на развитие умения выдвигать гипотезы. Показано, что организация урочной деятельности младших школьников при помощи предлагаемых описанных способов всецело способствует формированию и развитию важнейших учебных действий учащихся (установление причинно-следственных связей, формирование логической цепочки рассуждений, выделение проблем, выдвижение, формулирование и доказательство гипотез), которые играют важнейшую роль в рамках учебной деятельности младшего школьника.
Так, выдвинутая гипотеза о том, что уровень развития логических операций младших школьников связан с уровнем сформированности у них таких учебных действий как выделение существенных признаков в анализе задач и способов решения задач, полностью подтвердилась.
1. Аксючиц, С.А. Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий учащихся / С.А. Аксючиц, Т.Н. Серегина // Литература как игра и мистификация : Материалы Шестых Международных научных чтений «Калуга на литературной карте России», Калуга, 26-28 октября 2018 года. - Калуга: Издательство Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2018. - С. 162-169.
2. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение младшего школьника в процессе формирования социального опыта / Е.А. Александрова, И.А. Неясова // Гуманитарные науки и образование. - 2016.-№3.-С. 7-12.
3. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 119 с.
4. Антошкина Антонина Алексеевна. "Проблема развития у школьников регулятивных УУД: состояние, перспективы решения" Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения, vol. 11, no. 6, 2016, pp. 100-106.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 151 с.
6. Бажук О.В., Демидович Е.А.. "К вопросу об использовании технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе" Казанский педагогический журнал, no. 2 (145), 2021, pp. 163-168.
7. Беспалько В.П. Процесс обучения, управляемый компьютером //Народное образование. - 2017. - №. 5 (1462).
8. Вахромеева Т.А., Коробейникова Н.Н., Кужлева И.М. и др. Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий // Управление начальной школой. - 2014. - № 3. - С. 11-22.
9. Гормакова В.В. "Дидактические возможности формирования и развития исследовательской деятельности младших школьников" Школьные технологии, no. 5, 2018, pp. 33-36.
10. Даутова, О.Б. Изменение учебно -познавательной деятельности школьника в современном образовании / О.Б. Даутова. -http://www.famous- scientists.ru/list/10060(дата обращения: 1.02.2022).
11. Джиоева А.Р. "О видах универсальных учебных действий и их реализации в условиях общеобразовательной школы" Синергия, №1, 2016, С . 7-13.
12. Дулатова З.А., Ковыршина А.И., Лапшина Е.С., Штыков Н.Н.. "Формирование, развитие и оценка логических универсальных учебных действий" Сибирский педагогический журнал, №6, 2018, С . 24-33.
13. Егорова К.В. "Сущность и структура коммуникативных учебных
действий младших школьников" Вестник Южно-Уральского
государственного гуманитарно-педагогического университета, №10, 2013, С . 59-67.
14. Елисеева Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника //Актуальные вопросы современной педагогики. - 2013. - С. 91-94.
15. Елисеева Д.С. "Познавательные универсальные учебные действия
младшего школьника как педагогический феномен" Вестник Южно - Уральского государственного университета. Серия: Образование.
Педагогические науки.2014. № 4, С. 16-26.
16. Хамраева, О.С. Проектная деятельность как средство формирования учебной мотивации у младших школьников
17. школьников с задержкой психического развития / О.С. Хамраева // Коррекционная педагогика. 2015. № 2. С. 68-69
18. Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в
консультировании детей и подростков //О.А Карабанова-М.: Академия. - 2007.
19. Ковалишина Е.В "Исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников" Вестник Сургутского государственного педагогического университета, № 2, 2011, С. 30-34.
20. Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] //Управление начальной школой. 2012. №4. С .33-45.
21. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии // Народное образование. — 1999. — № 10. — С. 152-158.
22. Макарова Любовь Николаевна. "Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру" Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, №4, 2019, С. 374-378.
23. Матюшкин А. М. и др. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография в 3 кн. / под ред. Е.В. Ковалевской. - Нижневартовск: НВГУ, 2019. - 310 с.
24. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителей начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2013. - 112 с.
25. Медведева Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании //Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №. 11. - С. 59.
26. Мещерякова Л. М., Шалашова М. М., Оржековский П. А. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий //Химия в школе. - 2013. - №. 1. - С. 9-12.
27. Микерова Г. Ж. Система формирования общеучебных
познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения //Международный журнал экспериментального
образования. - 2017. - №. 10. - С. 16-24.
28. Мичурина Ю.Д.. "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения" Инновационная наука, №2, 2017, С. 186-188.
29. Морозова Е. В. Интеллектуальная игра как способ формирования универсальных учебных действий школьников в системе дополнительного образования //Образование как фактор развития интеллектуально - нравственного потенциала личности и современного общества. - 2019. - С. 145-148.
30. Одинаева И.А, Тойирова Ф.Ш. "Реализация деятельностного подхода в начальном образовании" Достижения науки и образования, № 10 (51), 2019, С. 18-19.
31. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006. [Электронный ресурс]: https://pedagogicheskij-glossarij.slovaronline.eom/91
32. Петрова Ирина Вадимовна. "К вопросу о диагностике сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников" Общество: социология, психология, педагогика, №3, 2016, С. 117-119.
33. Примерная основная образовательная программа начального
общего образования (одобрена решением федерального учебно -
методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015)
34. Прокудин Ю.П, Миленко Е.А. "Основные подходы к формированию универсальных учебных действий младших школьников" №.2, 2017, С. 31-36.
35. Прокудин Ю.П, Миленко Е.А "Формирование универсальных учебных действий младших школьников как педагогическая проблема" Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, № 3 (173), 2018, С. 136-144.
36. Рахмонова Д.З, Шарипова М.Р. "Теоретические основы формирования исследовательских навыков учащихся начальных классов" Проблемы современного педагогического образования, № 73-1, 2021, С. 257-259.
37. Репкин В. В. Теоретическая модель развивающего обучения / В.В. Репкин, Н.В.Репкина // Фундаментальные и прикладные исследования в практике ведущих научных школ. - 2018. - № 27 (3). - Р. 142-164.
38. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А. И. Савенков. - 5-е изд. - Самара : Федоров, 2015. - 219 с.
39. Сандалова Н. Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников // Начальная школа. 2015. № 6. С. 47-51.
40. Семенова, Н. А Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. 2007. № 2. С. 45—48.
41. Сизганова Е.Ю. Интегративный подход к организации исследовательской деятельности младших школьников // Инновационное будущее педагогики и психологии: Сборник статей Международной научно - практической конференции (20 января 2015г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 82-85.
42. Сизганова Елена Юрьевна. "Реализация интегративного подхода в процессе организации исследовательской деятельности младшего школьника" Азимут научных исследований: педагогика и психология, №3 (24), 2018, С. 217-220.
43. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальностям укрупненной группы "Образование и педагогические науки" / В. А. Сластенин, И. Ф.
Исаев, Е. Н. Шиянов. - 8-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2016. - 543 с.
44. Степанова О.В.. "Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами игры" Приоритетные научные направления: от теории к практике, №21, 2016, С. 42-47.
45. Сундеева Л. А., Сорокина А. С. Формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики //Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6. - №. 2 (19). - С. 41-43.
46. Суровицкая Ю. Ю., Куламбаева К. К., Кошербаева А. Н. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности //Вестник Омского регионального института. - 2019. - №. 2. - С. 243.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/
48. Харисова Э.В., Гребенникова Н.Л.. "ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" Вестник науки. №8 (8), 2018, С. 99-101.
49. Чуланова Н.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Чуланова Н.А. Саратов, 2017. - 24 с.
50. Шарифзода Ф.В. Интегрированное обучение: развитие
мышления и целостность восприятия мира // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 317-321.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Д. Б. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. - 383 с.