Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 8
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Ценностное отношение к культуре своего народа у детей старшего
дошкольного возраста: сущность, структура, критерий и уровни
сформированности 14
1.3 Дидактический потенциал проектной деятельности в
формирований ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста в многонациональном
образовательном
пространстве 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
В
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ 32
2.1 Организация и методики исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего и
формирующего этапов опытно-экспериментальной работы 37
2.3 Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытноэкспериментальной работы 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Актуальность одной из проблем современной педагогики является приобщение детей к истокам национальной культуры и развитие интереса к народным традициям. Её актуальность обусловлена необходимостью возрождения и сохранения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу как показателя духовного богатства личности. Воспитать гражданина с серьёзными духовными запросами, настоящего патриота своей Родины без опоры на национальную культуру и народное искусство невозможно.
В ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что воспитание гражданственности и патриотизма, развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации входят в число основных принципов государственной политики в сфере образования [37]. Согласно п. 1.4 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), в качестве основных принципов современного дошкольного образования являются «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей [30].
В качестве основных стратегических ориентиров воспитания Президентом Российской Федерации В.В. Путиным определены: «формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России -зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [31].
Анализ теоретических источников в области формирования ценностного отношения у обучающихся показал, что в этом направлении накоплены идеи, разработаны и проверены на практике теоретические положения, то есть существует определенная теоретическая база.
Теория и практика построения воспитательных систем рассмотрены в работах Ю.П. Азарова, Л.Ю. Гордина, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Сухомлинского, А.Н. Тубельского, И.Н. Харламова, Н.Е. Щурковой и др.
Ценностный-ориентированный подход в воспитании личности детей дошкольного возраста раскрывается в работах Е.В. Бондаревской, СВ. Кульневич, Н.Е. Щурковой и др.
Значимость культуры, как процесса передачи её ценностей следующим поколениям представлена в работах М. Поташника, М.В, Левит, Е.А. Ямбурга и др., как одно из направлений гуманитаризации образования, направленное к целостной картине мира, рассмотрены в работах А.А. Касьяна; как критерий формирования и развития личности в теории и практике воспитания определены у О.С. Газмана, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой и др.
Значительный опыт накоплен в теории и практике организации этнокультурной образовательной среды ребенка, которая дает возможность выстроить взаимосвязи культурного разнообразия [44].
Психологи Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. доказали, что народная культура, как основная часть общечеловеческой культуры, переданная в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности.
Многообразие подходов к исследованию проблемы воспитания ценностного отношения к национальной культуре у детей дошкольного возраста является свидетельством её актуальности и многоплановости.
Прикладные аспекты организации и реализации проектной деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к культуре своего народа остаются недостаточно исследованной областью, в частности вопросы практического характера о том, каким образом следует организовать работу по формированию ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников, чтобы они не утратили с ней связь, и обрели способность принимать традиции, обычаи, особенности других культур путем расширения представлений о них.
Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в личности со сформированным ценностным отношением к национальной культуре и недостаточной сформированностью у детей старшего дошкольного возраста основных компонентов ценностного отношения к национальной культуре.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические средства формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста?
Целью настоящего исследования является выявление, обоснование и реализация дидактического потенциала проектной деятельности в формировании ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста в многонациональном образовательном пространстве.
В качестве объекта исследования выступает образовательный процесс в условиях дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования является проектная деятельность как средство формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста в многонациональном образовательном пространстве.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста будет результатом, если организовать их включение в проектную деятельность, обогащенную
культурно-ориентированным содержанием, отражающим индивидуализацию в образовательном процессе детского сада
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения
следующих задач исследования:
1. Выделить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста в контексте предмета исследования.
2. Раскрыть сущность и структуру феномена «ценностное отношение к культуре своего народа у детей старшего дошкольного возраста», охарактеризовать критерии и уровни его сформированности.
3. Выявить и обосновать дидактический потенциал проектной деятельности в формировании ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста в многонациональном пространстве.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность проектной деятельности в формировании ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста в многонациональном образовательном пространстве.
Методы исследования:
Теоретические
анализ официальных документов, анализ научной психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение; Эмпирические
наблюдение (карта наблюдения за результатами
диагностирования ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста);
беседа («Беседа №1», «Беседа №2» Е.И. Николаева, М.Л. Поведенок) [39]
эксперимент.
Диагностическая методика
диагностическая ситуация «Нужен твой совет» (Е.И. Николаева, М.Л. Поведенок) [39]
Теоретико-методологические основы исследования:
аксиологический подход, согласно которому
человек
рассматривается как высшая ценность общества; позиция ведущих ученых по отношению к ценностям как стержневому образованию личности, системному компоненту культуры (Н.А. Асташова, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, 3. И. Равкин, В.А.Сластенин, В. П. Тугаринов, Г.И. Чижакова и др.). В основу методологии исследования положены идеи единства и взаимосвязи национального, межнационального и общечеловеческого (С.Н. Артановский, Ю. В. Бромлей, Г.Н. Волков, З.Т. Гасанов, Л.Н. Гумилев)....
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось формирование ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста по средствами проектной деятельности.
В процессе достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Определены психологические особенности детей старшего дошкольного возраста в контексте предмета исследования.
2. Раскрыты сущность и структура феномена «ценностное отношение к культуре своего народа у детей старшего дошкольного возраста», охарактеризованы критерии и уровни его сформированности.
3. Выявлен и обоснован дидактический потенциал проектной деятельности в формировании ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста в многонациональном пространстве.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность
проектной деятельности в формирований ценностного отношения к
национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста.
Литературный обзор по проблеме этнотолерантности позволил сделать следующие выводы. Ценностное отношение -
Дошкольный возраст наиболее благоприятный для того, чтобы формировать ценностное отношение к национальной культуре, поскольку ребенок уже способен перенимать моральные установки от взрослых.
Ценностное отношение дошкольника состоит из трех компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, которые имеют свои признаки. Показателями когнитивного компонента будет наличие представлений о людях разных национальностей, о традициях, играх людей разных национальностей. Старший дошкольник проявляет желание узнать об этом больше у старших. Показателем эмоционального компонента будет
положительное устойчивое проявление уважительного отношения к другим людям. Показателем поведенческого компонента будет избирательное и устойчивое взаимодействие с детьми другой национальности.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы было проведено эмпирическое исследование первоначального состояния сформированности у старших дошкольников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № X ценностного отношения к национальной культуре.
Выяснилось, что в подавляющем большинстве случаев знания детей о национальной культуре отрывочны, понимание ими смыслового наполнения вопросов затруднено, а общий уровень ценностного отношения к культуре находится в интервале между значениями низкого и среднего уровней.
На этапе формирующего эксперимента была разработана и реализована долгосрочная проектная деятельность «Мы живём в России», которая предусматривала, наряду с изучением культуры русского народа, культурных традиций и обычаев армян, узбеков, таджиков. Представители этих национальностей есть среди воспитанников подготовительной группы.
По завершении формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика сформированности ценностного отношения воспитанников к национальной культуре.
Результаты контрольного диагностического среза показали наличие позитивных динамических сдвигов в знании детьми вопросов, в понимании их значения, а также в общем уровне ценностного отношения к национальной культуре.
Результаты повторной диагностики являются основанием для установления того факта, что выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение. Следовательно, мы можем утверждать, что организация долгосрочной проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре в многонациональном пространстве.
1. Арзуманьян Г.С.Традиции и обычаи Армянского народа // Студенчески
научный форум 2013.
URL:https://scienceforum.ru/2013/article/2013007463 (дата обращения: 22.10.2018).
2. Баева Ю.В. Метод проекта как современная педагогическая технология // Вестник Том ГПУ, 2015. №2. С. 117-120.
3. Бахтеева Э.И. Формирование ценностного отношения к национальной
культуре у детей дошкольного возраста как основы поликультурной компетентности личности // Электронная научная библиотека
«КиберЛенинка» 2015. URL:
https://cyberlemnka.ru/article/v/formirovanie-tsennostnogo-otnoshemya-k-natsionalnoy- kulture-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-kak-osnovy-polikultumoy-kompetentnosti (дата
обращения: 20.10.2018).
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 400 с.
5. Большакова В.П. Ценности культуры и время(некоторые проблемы современной теорий культуры). Велики Новгород: НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2002. 121 с.
6. Бондаревская Е.В. Ценностное основания личностно ориентированного
воспитания // elabrary: сетевой журн. 1995 №4.URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21850732 (дата обращения: 20.10.2018).
7. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников // учебн. пособие. М. Мозайка-синтез, 2014. 64 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:, 1991. 479 с.
9. Гаврилова А.О. Структура педагогического потенциала русской народной культуры // Современные проблемы науки и образования, 2014 № 6. С. 27-39.
10. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания : учеб.пособие. М:
Высш.шк, 2006. 215 с.
11. Горобец Л.Н. « Метод проекта» как педагогическая технология // Вестник Адыгейского гос.ун-та, 2015. № 2. С 81-86.
12. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Эйдос: Интернет - журнал. 2006 URL: http://eidos.ru/journal/2006/0505.litm (дата обращения 22.10.2018).
13. Кириенко С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры: автореф. дис. Канд.пед.наук. Шадринск, 1999. 100 с.
14. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПБ.: Детство Пресс, 2016. 304 с.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с....45