Условия формирования спортивной мотивации спортсменов 15-16 лет
|
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Физиологические и психологические особенности спортсменов 15-16 лет
1.2. Характеристика и специфика спортивной мотивации
1.3. Методы формирования спортивной мотивации
1.4. Возможные проблемы в спортивной мотивации
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ
РАЗРАБОТАННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У
СПОРТСМЕНОВ 15 — 16 ЛЕТ И ПРОВЕРКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Разработка условий для повышения мотивации у спортсменов 15-16 лет
3.2. Результаты исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Физиологические и психологические особенности спортсменов 15-16 лет
1.2. Характеристика и специфика спортивной мотивации
1.3. Методы формирования спортивной мотивации
1.4. Возможные проблемы в спортивной мотивации
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ
РАЗРАБОТАННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У
СПОРТСМЕНОВ 15 — 16 ЛЕТ И ПРОВЕРКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Разработка условий для повышения мотивации у спортсменов 15-16 лет
3.2. Результаты исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приобщение детей и подростков к спортивной деятельности является одним из важнейших аспектов образовательного процесса как основного, так и дополнительного характера.
Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года одним из основных свои положений выдвигает формирование культуры и ценностей здорового образа жизни [25]. В рамках осуществления данной задачи приобщение подростков к спортивной деятельности становится не только необходимостью, но и обязанностью для образовательных организаций.
Однако важную роль здесь занимает желание самих подростков заниматься спортивной деятельностью: насколько они сами хотят приобщаться к такому роду занятий, насколько они проинформированы о перспективах развития и деятельности в данной сфере.
Актуальность данного исследования заключается в высоком уровне значимости мотивационной составляющей в спортивной деятельности. Использование грамотно подобранных педагогических приемов, привлечение подростков к занятию спортом нестандартными методами - вот один из основных залогов проявления интереса к спортивной деятельности.
Проработанность данной темы является недостаточной: в образовательных организациях отсутствуют необходимые исследования, не уделяется должное внимание формированию мотивов учащихся. Учебные планы, в рамках которых реализуется спортивная деятельность в образовательных организациях, не предусматривают закрепленных средств и методов по повышению мотивации и изучению ее текущего уровня.
Проблема исследования вытекает из всего вышеизложенного: каковы педагогические условия формирования спортивной мотивации обучающихся?
Цель исследования: изучение особенностей спортивной мотивации подростков в возрасте 15-16 лет с последующей разработкой и апробацией педагогических условий формирования спортивной мотивации.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность спортивной мотивации, ее характеристики и методы формирования
2) Изучить физические и психологические особенности спортсменов 15-16 лет
3) Разработать педагогические условия формирования спортивной мотивации
4) Экспериментально проверить уровень спортивной мотивации подростков 15-16 лет и степень эффективности разработанных средств ее повышения
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: изучение научной литературы и документации по указанной проблеме, теоретический анализ, обобщение, опрос, анкетирование, тестирование, графическая интерпретация данных.
Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года одним из основных свои положений выдвигает формирование культуры и ценностей здорового образа жизни [25]. В рамках осуществления данной задачи приобщение подростков к спортивной деятельности становится не только необходимостью, но и обязанностью для образовательных организаций.
Однако важную роль здесь занимает желание самих подростков заниматься спортивной деятельностью: насколько они сами хотят приобщаться к такому роду занятий, насколько они проинформированы о перспективах развития и деятельности в данной сфере.
Актуальность данного исследования заключается в высоком уровне значимости мотивационной составляющей в спортивной деятельности. Использование грамотно подобранных педагогических приемов, привлечение подростков к занятию спортом нестандартными методами - вот один из основных залогов проявления интереса к спортивной деятельности.
Проработанность данной темы является недостаточной: в образовательных организациях отсутствуют необходимые исследования, не уделяется должное внимание формированию мотивов учащихся. Учебные планы, в рамках которых реализуется спортивная деятельность в образовательных организациях, не предусматривают закрепленных средств и методов по повышению мотивации и изучению ее текущего уровня.
Проблема исследования вытекает из всего вышеизложенного: каковы педагогические условия формирования спортивной мотивации обучающихся?
Цель исследования: изучение особенностей спортивной мотивации подростков в возрасте 15-16 лет с последующей разработкой и апробацией педагогических условий формирования спортивной мотивации.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность спортивной мотивации, ее характеристики и методы формирования
2) Изучить физические и психологические особенности спортсменов 15-16 лет
3) Разработать педагогические условия формирования спортивной мотивации
4) Экспериментально проверить уровень спортивной мотивации подростков 15-16 лет и степень эффективности разработанных средств ее повышения
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: изучение научной литературы и документации по указанной проблеме, теоретический анализ, обобщение, опрос, анкетирование, тестирование, графическая интерпретация данных.
Целью исследования было изучение особенностей спортивной мотивации подростков в возрасте 15-16 лет с последующей разработкой и апробацией педагогических условий формирования спортивной мотивации.
Теоретические анализ и обобщение полученной информации позволили сделать вывод о том, что мотивация, являясь стержневой характеристикой личности спортсмена и воздействуя на характер протекания практически всех процессов спортивной деятельности, имеет прямое влияние на спортивный результат.
У спортсменов-подростков заметно меняется отношение к тренировкам, они не сосредоточенны на обучении - этому также сопутствуют перепады настроения. Временами возникает внезапная подавленность, которая также быстро исчезает. Зачастую юные спортсмены теряют веру в себя и свои силы. Особенно остро это наблюдается после проигрыша в соревнованиях или в растерянности перед ними.
В ходе изучения различных источников мы сделали вывод о том, что эффективность и продолжительность занятий спортом зависит от многих аспектов, важнейший из которых представляет собой спортивная мотивация. В современной литературе остались недостаточно изученными вопросы взаимосвязи самооценки спортивных возможностей, спортивной мотивации и волевых качеств; взаимосвязи спортивной мотивации с личностными особенностями спортсмена и уровнем их спортивной подготовленности.
Практический этап исследования, целью которого мы поставили разработку средств по повышению мотивации у спортсменов 15-16 лет и проверка их эффективности, позволил нам сформулировать конкретные мотив и разделить их на несколько основных групп:
1) Формирование благоприятных отношений к цели занятий спортом
2) Формирование благоприятных отношений к спортивному успеху
3) Формирование благоприятных отношений к своим возможностям
4) Формирование благоприятных отношений к тренировочной деятельности
5) Формирование благоприятных отношений к команде и тренеру
Исходя из этого, мы сформулировали конкретные педагогические приемы, влияющие на уровень спортивной мотивации. Для интерпретации полученных в ходе осуществления экспериментальной части результатов мы, ориентируясь на шкалы каждой из предложенных методик, выделили 5 уровней спортивной мотивации.
Экспериментальная апробация показала нам эффективность выделенных педагогических приемов и их благоприятное влияние на практике. Используя грамотно подобранный материал спортивной программы, педагог способен создать необходимые условия для развития соответствующей положительной мотивации. Эффективность процесса формирования спортивной мотивации значительно повысится, если в учебно-воспитательном процессе реализуются определенные педагогические условия, пример которых мы представили в нашем исследовании.
Теоретические анализ и обобщение полученной информации позволили сделать вывод о том, что мотивация, являясь стержневой характеристикой личности спортсмена и воздействуя на характер протекания практически всех процессов спортивной деятельности, имеет прямое влияние на спортивный результат.
У спортсменов-подростков заметно меняется отношение к тренировкам, они не сосредоточенны на обучении - этому также сопутствуют перепады настроения. Временами возникает внезапная подавленность, которая также быстро исчезает. Зачастую юные спортсмены теряют веру в себя и свои силы. Особенно остро это наблюдается после проигрыша в соревнованиях или в растерянности перед ними.
В ходе изучения различных источников мы сделали вывод о том, что эффективность и продолжительность занятий спортом зависит от многих аспектов, важнейший из которых представляет собой спортивная мотивация. В современной литературе остались недостаточно изученными вопросы взаимосвязи самооценки спортивных возможностей, спортивной мотивации и волевых качеств; взаимосвязи спортивной мотивации с личностными особенностями спортсмена и уровнем их спортивной подготовленности.
Практический этап исследования, целью которого мы поставили разработку средств по повышению мотивации у спортсменов 15-16 лет и проверка их эффективности, позволил нам сформулировать конкретные мотив и разделить их на несколько основных групп:
1) Формирование благоприятных отношений к цели занятий спортом
2) Формирование благоприятных отношений к спортивному успеху
3) Формирование благоприятных отношений к своим возможностям
4) Формирование благоприятных отношений к тренировочной деятельности
5) Формирование благоприятных отношений к команде и тренеру
Исходя из этого, мы сформулировали конкретные педагогические приемы, влияющие на уровень спортивной мотивации. Для интерпретации полученных в ходе осуществления экспериментальной части результатов мы, ориентируясь на шкалы каждой из предложенных методик, выделили 5 уровней спортивной мотивации.
Экспериментальная апробация показала нам эффективность выделенных педагогических приемов и их благоприятное влияние на практике. Используя грамотно подобранный материал спортивной программы, педагог способен создать необходимые условия для развития соответствующей положительной мотивации. Эффективность процесса формирования спортивной мотивации значительно повысится, если в учебно-воспитательном процессе реализуются определенные педагогические условия, пример которых мы представили в нашем исследовании.
Подобные работы
- Теоретическое и экспериментальное обоснование формирования спортивной мотивации у юных баскетболисток (Теория и методика физической культуры, Тольяттинский государственный университет)
Курсовые работы, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Визуализация как психофизиологический ресурс мотивации спортсменов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - Повышение уровня развития координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ 14 - 16 ЛЕТ В ЖЕНСКОЙ КОМАНДЕ ПО ЧИРЛИДИНГУ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОХРАНЕНИЕ ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая подготовка лыжников - гонщиков 12 - 13 лет в тренировочном процессе
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Методика совершенствования тактической подготовки волейболисток 15-16 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Повышение уровня физической подготовленности школьников 15-16 лет во внеучебной деятельности с использованием элементов подготовки бобслеистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Повышение уровня физической подготовленности школьников 15-16 лет во внеучебной деятельности с использованием элементов подготовки бобслеистов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019



