ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Физиологические и психологические особенности спортсменов 15-16 лет
1.2. Характеристика и специфика спортивной мотивации
1.3. Методы формирования спортивной мотивации
1.4. Возможные проблемы в спортивной мотивации
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ
РАЗРАБОТАННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У
СПОРТСМЕНОВ 15 — 16 ЛЕТ И ПРОВЕРКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Разработка условий для повышения мотивации у спортсменов 15-16 лет
3.2. Результаты исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приобщение детей и подростков к спортивной деятельности является одним из важнейших аспектов образовательного процесса как основного, так и дополнительного характера.
Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года одним из основных свои положений выдвигает формирование культуры и ценностей здорового образа жизни [25]. В рамках осуществления данной задачи приобщение подростков к спортивной деятельности становится не только необходимостью, но и обязанностью для образовательных организаций.
Однако важную роль здесь занимает желание самих подростков заниматься спортивной деятельностью: насколько они сами хотят приобщаться к такому роду занятий, насколько они проинформированы о перспективах развития и деятельности в данной сфере.
Актуальность данного исследования заключается в высоком уровне значимости мотивационной составляющей в спортивной деятельности. Использование грамотно подобранных педагогических приемов, привлечение подростков к занятию спортом нестандартными методами - вот один из основных залогов проявления интереса к спортивной деятельности.
Проработанность данной темы является недостаточной: в образовательных организациях отсутствуют необходимые исследования, не уделяется должное внимание формированию мотивов учащихся. Учебные планы, в рамках которых реализуется спортивная деятельность в образовательных организациях, не предусматривают закрепленных средств и методов по повышению мотивации и изучению ее текущего уровня.
Проблема исследования вытекает из всего вышеизложенного: каковы педагогические условия формирования спортивной мотивации обучающихся?
Цель исследования: изучение особенностей спортивной мотивации подростков в возрасте 15-16 лет с последующей разработкой и апробацией педагогических условий формирования спортивной мотивации.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность спортивной мотивации, ее характеристики и методы формирования
2) Изучить физические и психологические особенности спортсменов 15-16 лет
3) Разработать педагогические условия формирования спортивной мотивации
4) Экспериментально проверить уровень спортивной мотивации подростков 15-16 лет и степень эффективности разработанных средств ее повышения
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: изучение научной литературы и документации по указанной проблеме, теоретический анализ, обобщение, опрос, анкетирование, тестирование, графическая интерпретация данных.
Целью исследования было изучение особенностей спортивной мотивации подростков в возрасте 15-16 лет с последующей разработкой и апробацией педагогических условий формирования спортивной мотивации.
Теоретические анализ и обобщение полученной информации позволили сделать вывод о том, что мотивация, являясь стержневой характеристикой личности спортсмена и воздействуя на характер протекания практически всех процессов спортивной деятельности, имеет прямое влияние на спортивный результат.
У спортсменов-подростков заметно меняется отношение к тренировкам, они не сосредоточенны на обучении - этому также сопутствуют перепады настроения. Временами возникает внезапная подавленность, которая также быстро исчезает. Зачастую юные спортсмены теряют веру в себя и свои силы. Особенно остро это наблюдается после проигрыша в соревнованиях или в растерянности перед ними.
В ходе изучения различных источников мы сделали вывод о том, что эффективность и продолжительность занятий спортом зависит от многих аспектов, важнейший из которых представляет собой спортивная мотивация. В современной литературе остались недостаточно изученными вопросы взаимосвязи самооценки спортивных возможностей, спортивной мотивации и волевых качеств; взаимосвязи спортивной мотивации с личностными особенностями спортсмена и уровнем их спортивной подготовленности.
Практический этап исследования, целью которого мы поставили разработку средств по повышению мотивации у спортсменов 15-16 лет и проверка их эффективности, позволил нам сформулировать конкретные мотив и разделить их на несколько основных групп:
1) Формирование благоприятных отношений к цели занятий спортом
2) Формирование благоприятных отношений к спортивному успеху
3) Формирование благоприятных отношений к своим возможностям
4) Формирование благоприятных отношений к тренировочной деятельности
5) Формирование благоприятных отношений к команде и тренеру
Исходя из этого, мы сформулировали конкретные педагогические приемы, влияющие на уровень спортивной мотивации. Для интерпретации полученных в ходе осуществления экспериментальной части результатов мы, ориентируясь на шкалы каждой из предложенных методик, выделили 5 уровней спортивной мотивации.
Экспериментальная апробация показала нам эффективность выделенных педагогических приемов и их благоприятное влияние на практике. Используя грамотно подобранный материал спортивной программы, педагог способен создать необходимые условия для развития соответствующей положительной мотивации. Эффективность процесса формирования спортивной мотивации значительно повысится, если в учебно-воспитательном процессе реализуются определенные педагогические условия, пример которых мы представили в нашем исследовании.
1. Антонова О. Возрастная анатомия и физиология. - Litres, 2018.
2. Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации // Омский научный вестник. - 2014. - №. 1 (125).
3. Бондаренко Е. В. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников. - 2002.
4. Брызгалов Г. А. Методика идентификации сензитивности в развитии скоростных качеств юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - №. 1.
5. Волков Б. С. Психология подростка. - Академический Проект, 2005.
6. Голубева В. А., Фомина Н. А. Соотношение настойчивости и мотивов занятий спортивной деятельностью у подростков // Психолого-педагогический поиск. - 2014. - С. 141.
7. Грибкова Л. П. Влияние личностных особенностей гимнасток на надежность спортивной деятельности. - 1986.
8. Донцов В. В., Мостовая Т. Н. Структура мотивации в спортивной деятельности // Наука-2020. - 2018. - №. 1-2 (17).
9. Драндров, Г. Л. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 6. - С. 14¬21.
10. Захарьева Н. Н. Возрастная физиология спорта // М.: РГУФКСМИТ. - 2016.
11. Зернова Т. И. Особенности мотивации самодетерминации, саморегуляции и социализации в спортивной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2016. - №. 4 (188).
12. Клюкина В. В. Мотивация к занятиям физической культурой школьников; теоретический аспект // Научный поиск. - 2015. - №. 2. - С. 97.
13. Корниенко Д. С., Фоминых А. Я., Сорокина Е. А. Взаимосвязь самоэффективности и спортивной мотивации в разных видах спорта пилотажное исследование // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия№ 1. Психологические и педагогические науки. - 2016. - №. 1.
14. Кузьмин Е. Б., Денисенко Ю. П., Драндров Г. Л. Формирование спортивной мотивации как психолого-педагогическая проблема // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - №. 4 (13).
15. Макаренко В. К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. ВГ Белинского. - 2008. - №. 10.
16. Мануева Р.С. Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки : учебное пособие / Р. С. Мануева ; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общей гигиены. - Иркутск : ИГМУ, 2018. - 52 с.
17. Масенко Г. Ю. Влияние различных форм перфекционизма на эмоциональный статус спортсменов // Материалы ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования" Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма", 2016. - №. 1. - С. 186-190.
18. Методика исследования волевой организации личности / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной // Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 2000. - 191с. - С. 175-182
19. Мирская Н. Б. Факторы риска, негативно влияющие на формирование костномышечной системы детей и подростков в современных условиях // Гигиена и санитария. - 2013. - №. 1.
20. Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Учебное пособие - Москва - 2002.
21. Никитина Е. Б. Особенности мотивационной сферы подростков, занимающихся спортом // Педагогические и психологические технологии в условиях модернизации образования: сборник статей. - 2017. - С. 162.
22. Пащенко А. Ю., Волков Л. А. Возрастные особенности физического развития школьников при занятиях спортом // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма. - 2016. - С. 324-328.
23. Проблема классификации мотивов (по Е. П. Ильину)
[Электронный ресурс] - URL:
https://studme.org/122512/menedzhment/problema_klassifikatsii_motivov_ilinu(дата обращения: 05.05.2021)
24. Прусов П. К. Особенности физического развития подростков в системе управления оздоровительным и спортивным процессом : дис. - Москва : [Науч. центр здоровья детей РАМН], 2005.
25. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года [Электронный ресурс] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/(дата обращения: 05.05.2021)
26. Родионов А., Родионов В., Сивицкий В. Спортивная психология. Учебник для академического бакалавриата. - Litres, 2021.
27. Савченков Ю., Солдатова О., Шилов С. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов. - Litres, 2019.
28. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков // М.: Академия. - 2002.
29. Харитонова Л. Г., Антипова О. С., Павлова Н. В. Возрастные особенности темпов прироста развития психофизиологического состояния у юных спортсменов с учетом специфики вида спорта // Человек. Спорт. Медицина. - 2013. - Т. 13. - №. 3.
30. Яковлев Б. П. и др. Взаимосвязь мотивации и эмоций в физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2014. - №. 2.