ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Сущность основных понятий 6
1.2. Особенности поведения старшего подросткового возраста 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 16
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО
РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ» 18
2.1. Предпроектное исследование агрессивного поведения старших
подростков 18
2.2. Паспорт проекта 30
2.3. Программа коррекции агрессивного поведения старших
подростков в социально-реабилитационном центре 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
В современном мире все чаще и чаще люди видят отрытую демонстрацию агрессивных проявления, чрезмерная распространенность и общедоступность такой информации регулярно заставляет нас встречаться с ней. Все цело большой поток различной информации так или иначе влияет на наше мировоззрения и восприятия мира. И человек находящийся в постоянно информационно перегруженной среде так или иначе со временем может проявлять несдержанность, стресс, тревогу и многое другой, что как итог может проявляться в агрессивном поведении. В особенности подростки, перегруженные в учебной деятельности, одновременное выстраивание благоприятных взаимоотношений со сверстниками и многое другое, все это может повлиять на его поведение, в частности сделать подростка более агрессивным по отношению к окружающим. Это приводит к тому что на сегодняшний день проблема агрессивного поведения выходит на передний план в сфере психологии. Почти во всех подростковых группах ссорятся, дерутся, обзываются и т.д. Однако иногда единичные случаи проявления агрессии у подростков могут стать устойчивой формой поведения, а после и чертой личности. В состоянии агрессии подросток может причинить вред не только окружающим, но и самому себе. Не только причиной агрессии может быть чрезмерная перегрузка, так же причиной могут стать другие различных факторов: перестройка организма на гормональном уровне, детско-
родительские взаимоотношения, неправильно выстроена модель воспитания, близкое окружение подростка, а также мироощущение самого подростка.
Множество ученых таких как А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, А. Дарки, В.С. Мухина, Л.М. Семенюк, С.Л. Соловьева, В.И. Трубников, Р. Уолтер занимались изучением данной проблематики. И не смотря на большое количество изучавших проблему агрессивного поведения, данная тема так и остается незавершенной до конца ведь мы до сих пор можем наблюдать количество агрессивных проявлений так и не уменьшилось, что так же придает значимость и актуальность данной темы на сегодняшний день.
Цель: разработать программу, нацеленную на коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях социально-реабилитационного центра.
Объект: агрессивное поведение старших подростков.
Предмет: коррекция агрессивного поведения старших подростков.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести предпроектное исследование агрессивного поведения старших подростков.
3. Составить проект, направленный на коррекцию агрессии и агрессивного поведения старших подростков.
В процессе решения поставленных задач использованы следующие методы:
• Теоретический (анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования);
• Эмпирические методы (Опросник, тест);
• Методы качественного и количественного анализа эмпирических данных;
• Метод математической статистики.
Проектная идея: определяется тем, что старшие подростки, попавшие в социально-реабилитационный центр, имеют высокий уровень агрессии и нуждаются в коррекции.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе М** С*** «******» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 24 подростка, в возрасте 14-16 лет.
В целом в нашей работе мы рассмотрели теоретической основу агрессии и агрессивного поведения. Множество авторов рассматривали и затрагивали в своих работах тему агрессии, такие как А. Басс, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, А. Дарки, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, С.Л. Соловьева, В.И. Трубников Р. Уолтер, З. Фрейд, Э. Фромм и многие другие. Было определено, что агрессия в общем понимается, как действие или способность человека к деструктивному поведению целью которого является причинение морального или физического ущерба живому существу. Так же мы выяснили что агрессия может нести как положительный, так и отрицательный характер. Положительный фактор использование агрессии - инстинкт самосохранения с целью защитить себя или свое потомство, в то время как отрицательный фактор имеет за собой без мотивного желания причинять вред без какой-либо надобности. Было определено основное понятие, на которое мы опирались при выстраивании последующей работы: агрессия - мотивированное деструктивное поведение,
противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Рассматривая подростковый возрасты нами были определены основные возрастные рамки от 14 до 16 лет, что является старшим подростковым возрастом. Были определены возможные причины появления агрессии и агрессивного поведения у подростков. Такими причинами могут стать: перестройка организма на гормональном уровне, детско-родительские взаимоотношения, неправильно выстроена модель воспитания, информационные перегрузки как в жизни, так и в обучении, близкое окружение подростка, а также мироощущение.
После мы определили диагностический материал, при помощи которого мы можем выявить имеет ли подросток агрессивное поведения, такими методиками стали «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), Тест Руки Вагнера. Наше исследование состоялось в М** социальнореабилитационный центр **** «******», г. Красноярска. В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 14 до 16 лет, в общем количестве 24 человека из которых 13 мальчики и 11 девочки. Из собранных и обработанных результатов мы выяснили, что в основном подростки данной выборки используют вербальный тип агрессии, прямой способ выражения агрессии преобладает над косвенным. И исходя из двух методик было выявлено, что у 33,3% (8 человек) подростков от общей выборки в обоих методиках имеют высокие показатели агрессии, тем самым мы подтвердили, что подростки, попавшие в социально-реабилитационный центр, имеют высокий уровень агрессии. Кроме этого мы выяснили, что у подростков разного пола показатели агрессии отличаются не существенно.
В связи с тем, что мы выявили у восьми человек повышенные показатели агрессии нами было решено разработать проект, направленный на коррекцию агрессивного поведения старших подростков. Данная программа была разработана с целью снижения частоты проявления агрессии и агрессивного поведения у подростков, снижение мотивации в использовании неконструктивных методов решения проблем, выработка взаимопонимания и способность взаимодействовать с другими без конфликтов, кроме того демонстрация безопасного способа снятия агрессивного настроения. Данная программа состоит из 10 занятий, пять из которых несут коррекционный характер и направлены на снижения агрессивного поведения и пять занятий, направленных на первичную и итоговую диагностики для выяснения эффективности данной программы.
1. Бандура А. Подростковая агрессия. М.: ИНФРА-М, 2009. 312 с.
2. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. 1967 г. №3. С. 60-67.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. 512 с.
4. Бриль М.С. Социальные представления об агрессии в поликультурной среде: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2013. 191 с.
5. Бутенко С.В. Арт-терапия: разнообразие методов и техник
индивидуальной и групповой работы: учебное пособие. Красноярск, 2016. 146 с.
6. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения действия. СПб.: Питер, 2003. 272 с.
7. Глазырина Л.Г., Нечаева А.А. Детско-родительские отношения как причина агрессии подростков // Альманах современной науки и образования. 2015. № 2 (92). C. 13-15.
8. Давлетшина Л.Р. Грубость как нарушение коммуникативной нормы: дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2012. 184 с.
9. Долгова В.И., Иванова Л.В., Банщикова А.И. Психологические
особенности агрессивного поведения подростков [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 11-15. URL: http://e-koncept.ru/2015/95509.htm (дата обращения:
5.12.2018).
10. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Смолин А.В. Исследование агрессивного поведения старших подростков [Электронный ресурс] // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 121-125. URL: http://e-koncept.ru/2015/95531.htm (дата обращения: 15.11.2018).
11. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. Челябинск: АТОКСО, 2010. 109 с.
12. Думов А.С. Проблема преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних в педагогике России: дис, ... канд. пед. наук. Волгоград, 2013. 149 с.
13. Жигинас Н.В., Сухачёва Н.И. Социально-педагогические условия детской агрессии [Электронный ресурс] // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 4 (18). С. 34-38.
URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2017&issue=4 (дата
обращения: 24.12.18).
14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Издательство РЕЧЬ, 2001. 400 с.
15. Зоря Н.А. Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста // Концепт. 2015. № 01. С. 1-7....49