Введение
Глава 1. Нормативные документы по организации образовательного процесса в основной школе
1.1. Нормативно - правовая основа организации образовательного процесса в основной школе
1.2. Современные требования к организации урока истории
Глава 2. Формирование и развитие познавательной активности обучающихся
2.1. Психологические особенности развития мышления, памяти и речи у подростков в основной школе
2.2. Технологии и методы развития познавательной активности обучающихся на уроках истории
Глава 3. Проблемы повседневности на уроках истории
3.1. Содержание учебных материалов по истории повседневности XIX в.
3.2. Интерактивные технологии преподавания истории повседневности
в основной школе
Заключение
Список литературы
Приложение
Современный этап жизни нашего общества оказался переломным. Радикальные преобразования не обошли стороной и историческую науку. Концепции, программы, планы изучения истории в образовательных учреждениях подверглись пересмотру. История как наука наполнена тремя измерениями: прошлое, настоящее и будущее. Главная составляющая - прошлое. Оно несказанно богато, поучительно, следовательно, интересно и полезно. «Незнание прошлого, - отмечал замечательный французский историк Марк Блок, - не только вредит познанию настоящего, но и ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем» [20].
Изучение истории дает возможность понять прошлое, тем самым усилить его влияние на настоящее, что позволит идти более уверенными шагами в будущее. В последние годы очень остро обозначилась проблема существенного обновления школьного исторического образования. Причины такого внимания к данному предмету определяется спецификой исторического образования и его влиянием на формирование мировоззрения и воспитание гражданских качеств человека. Таким образом, необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта - это веление времени.
Актуальность темы. В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, историческое образование на данном этапе кардинально меняется. Об актуальности проблемы свидетельствует множество литературы, освещающей проблемы исторического образования.
Степень изученности темы:
Возникновение истории повседневности как самостоятельной отрасли изучения прошлого - одна из составляющих «историко-антропологического поворота», начавшегося в гуманитарных науках в конце 1960- х гг. Важным шагом к выделению исследований повседневности в отрасль науки было появление в 1960-е гг. модернистских социологических концепций, прежде всего, теории социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана. Именно они предложили изучать « встречи людей лицом к лицу», полагая, что такие «встречи» (социальные взаимодействия) есть основное содержание обыденной жизни. [23]
В работах отечественных исследователей Ю.А. Полякова, А.О. Чубарьяна, Л.П. Репиной, А.Л. Соколова, С.В. Журавлева, В.С. Тяжельниковой, Н.Н. Козловой и других раскрывается современный подход к социальной истории, позволяющий изучать человека в различных взаимосвязях и ситуациях, в социальной среде, в семье и повседневной жизни, разрабатываются методологические аспекты истории повседневности. [28]
Пушкарева Н.А. в статье «Предмет и методы изучения истории повседневности» анализирует предмет и содержание понятие « история повседневности». Показаны основные методы, применяемые в рамках данного научного направления [23].
Трофимов А.В. Жданов А.В. в работе « История повседневности в исторической науке» рассказывают современный переход к социальной истории, позволяющих изучить человека в различных взаимосвязях и ситуациях, в социальной среде, в семье и в повседневной жизни [28].
Полянов Ю.А. в работе «Человек в повседневности» рассказывает, что важнейшей задачей современной историографии стало изучение не столько производственной и политической деятельности, а изучение « самого человека, как такового, его жизнь, какой она была и какой стала» [22].
Микроистория, сюжеты которой долгое время считались в отечественной науке «мелкотемьем», все больше привлекает внимание исследователей. По мнению академика Ю.А. Полякова, важнейшей задачей современной историографии стало изучение не столько производственной и политической деятельности, не столько культурных и научных достижений 4
человечества, сколько «самого человека, как такового, его жизнь, какой она была и какой стала». [22]
Получивший развитие в современной науке историко¬антропологический подход по существу является имманентным для преподавания истории в школе. Именно человеческое наполнение и измерение истории служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. В этом отношении в отечественном образовании существуют традиции, которые следует продолжать и развивать. [6]
Среди методических и психологических работ важное значение для нашего исследования большую ценность представляют работы Стреловой О.БЮ., Аксючиц С.А, Вербицкого А.А. и др.
Так Стрелова О.Ю. в работе «Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы - конспекта содержания - к программе плану деятельности». освящает новые стандарты исторического образования, анализ основных элементов в иерархии учебно - методических документов.
В статье Стреловой О.Ю. «Примерная программа как ориентир в основных видах образовательной деятельности» рассматривается деятельностные характеристики примерной программы. [26]
Короткова М.В. анализирует возможности организации учебного модуля по изучению повседневной культуры. [17]
Файзуллина А.Р., Саглам Ф.А. в статье « Методы и формы организации учебной деятельности на уроках истории» дан материал, который поможет сформировать у школьников умение работать с различными историческими источниками, способности вырабатывать собственную позицию, создавать условия для получения опыта оценивают деятельности исторических событий и явления. [30]
Алексашкина Л.Н. Раскрывает линию « человек в истории» как познавательный ресурс школьного курса. В данной статье предложен научно - методический подход к преподаванию процесса обучения на основе подхода « человек в истории».[10]
Вербицкий А.А., рассматривая активное обучение в высшей школе: утверждает, что такое обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. [12]
Аксючиц С.А. в работе « Формирование познавательной активности младших школьников в процессе решения проектных задач» рассматривает познавательную активность как мыследеятельное состояние учащегося, способствующие овладению им универсальными способами действия и влияющие на формирование творческих качеств личности. [9]
В работе Бутузова И.Д. «Некоторые вопросы теории и практики активизации познавательной деятельности учащихся в современной школе» говорится, что активизация познавательной деятельности учащихся обеспечивает активное участие в уроке каждого ученика, повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда. [11]
Выготский Л.С. в своей работе утверждает, что в культурно - исторической концепции возраст рассматривается как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития каждый раз получают качественно своеобразное выражение. [13]
В работе Елина Е.Г., Дмитриева О.И., Храмова М.В. «Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании» говорится, что в образовательном процессе должны ориентироваться на результаты обучения, обеспечение преемственности образования. Речь идет о различных организационных формах и с учетом индивидуальных особенностей каждого 6
учащегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся. [14]
Озерский И.З. рассказывает, с какими проблемами сталкивается учитель в начале своего трудового пути. [20]
Цукерман Г.А. Психология саморазвития. В данной работе рассматриваются новые подходы к изучению и корректировки мыслительного процесса у подростков. Освещаются различные методики развития у ребят интеллекта, техники и приемы, помогающие самопознанию и самосовершенствованию. [32]
Шапарина О.Н. Игровые элементы на уроках отечественной истории как способ реализации системно - деятельностного подхода в обучении. Использования системно - деятельностного подхода на уроках истории объясняется тем, что он является методологической основой ФГОС Основного общего образования. «Системно - деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно - познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [34]
Шевченок Н.И. Стандартизация исторического образования. В данной работе говорится, что урок является основной формой обучения. Урок истории в контексте реализации ФГОС чаще всего организовывается в форме индивидуальных и групповых работ. И описаны требования к современному уроку. [35]
Таким образом, можно сделать вывод, что на теоретическом уровне тема истории повседневности, изучена достаточно подробна, но обобщающих работ по использованию этих сюжетов в методической литературе пока не создано, что подтверждает актуальность избранной темы.
Объектом исследования является функциональные компетентности обучающихся.
Предмет исследования - формирование познавательной активности обучающихся при изучении истории повседневности.
Цель исследования - выявление эффективных технологий организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории
Задачи исследования:
- Изучить нормативно-правовую основу организации
образовательного процесса в основной школе;
- Рассмотреть общие требования к организации современного урока истории;
- Проанализировать психологические особенности развития
мышления, памяти и речи у подростков в основной школе;
- Рассмотреть технологии и методы развития познавательной активности обучающихся на уроках истории;
- Проанализировать содержание учебных материалов по истории повседневности.
Основными методами исследований, используемыми в данной работе, являются: анализ различных источников; сравнение и сопоставление различных этапов развития образования; изучение процессов модернизации образования; обобщение проблем по изучаемой теме; наблюдение педагогического процесса; анализ опыта преподавания.
Источниковая база работы - нормативные документы, регулирующие содержание учебно-воспитательного процесса в основной школе;
Всеобщая декларация прав человека. Провозглашает право на образование в 26 - й статье декларации говорится, что каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам и основным свободам. [1]
Конвенция о правах ребенка. В статье 28 - й конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. В статье 29 - й конвенции говорится, что образовательные учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций. [2]
Конституция Российской Федерации. В статье 43 - й Конституции говорится, что каждый имеет право на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего образования. Основное общее образование обязательно. [3]
Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со статьей 66-й закона об образовании говорится, что основное общее образование направлено на формирование и развитие личности учащегося. [4]
Федеральный государственный образовательный стандарт. Согласно стандарту изучение истории должно обеспечивать формирование мировоззрения, ценностно - смысловой сферы учащихся, понимание основных принципов общественной жизни, роль окружающей среды как важного фактора формирования личностных качеств и ее социализации. [5]
Концепция нового учебно - методического комплекса по отечественной истории. Включает в себя историко - культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых тем, понятий и терминов, событий и персоналий. [6]
Примерная учебная программа по истории. Определяет обязательную часть учебного курса и наряду с требованиями стандарта, касающихся результатов обучения, является руководством для подготовки рабочих программ. [7]
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Урок истории должен поставить перед учащимися проблемы нравственного выбора, честно показать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Важной целью уроков истории является содействие социализации человека, входящего в жизнь, то есть его самоопределению как личности, пониманию его как личности, пониманию его места в обществе, его исторических корней.
Главным требованием к уроку современной истории в нашей стране является воспитание гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиально отстаивающего свою позицию, способного участвовать в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человека. цивилизации, патриота родной культуры. Мы не можем постичь истинный патриотизм без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур и их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ является частью мировой цивилизации.
Преподавание данного предмета в школе должно способствовать формированию ценностных ориентаций учащегося, решению его нравственных проблем, ориентируясь прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитанию гуманизма. Гуманизация истории - это обращение ее к личности ученика, удовлетворение его познавательных, нравственных мировоззренческих запросов. Требуется, чтобы урок истории был интересным, художественным и эмоциональным, он должен учить думать и сопереживать. В этом и заключается особенность урока истории по ФГОС
Правовая основа организации обучения истории в основной школе представлена целым рядом нормативно-правовых актов различного уровня. Основными из них являются ФЗ « Об образовании», ФГОС ООО, ИКС, ПООП по истории.
Успешность учебной деятельности в школе, в том числе и на уроках истории, зависит, прежде всего, от знания педагогами (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. У детей в основной школе, также как и у младших школьников, основным видом деятельности является учение, однако характер и содержание учения уже меняются. Этот возраст характеризуется половым созреванием, что также вносит свои коррективы в процесс обучения. Требования, предъявляемые к школьникам, увеличиваются, что провоцирует изменение отношения к учебе, которое усугубляется физиологическими изменениями и стремлением к интимно- личностному общению со сверстниками: увеличивается объем домашних заданий, время на подготовку которых они стараются всеми силами сократить, что сопровождается непременным снижением успеваемости.
Познавательная деятельность учеников на уроке истории включает в себя следующие компоненты: мотивационный, познавательный, процессуальный и эмоциональный. Мотивационный компонент включает в себя наличие когнитивных мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности, и социальных мотивов, связанных с коммуникативными навыками. Содержательный компонент характеризуется тем, что школьник обладает необходимыми знаниями, а также степенью владения предметным содержанием. Компонент процесса характеризуется наличием у школьников способов деятельности и умением применять их в реальных жизненных ситуациях. Эмоциональная составляющая определяется наличием дружеской, заинтересованной атмосферы в процессе обучения. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Их комплексная реализация направлена на решение важнейших задач в формировании познавательной деятельности: овладение учащимися универсальными методами действия, развитие умений и навыков познавательных действий, формирование познавательных мотивов, создание позитивной эмоциональной среды в учебном процессе. Отсутствие какого-либо компонента затрудняет формирование познавательной активности учащихся основной школы на уроках истории
Возникновение истории повседневности, как самостоятельной отрасли исторической науки, стало подтверждением основных тенденций развития современного знания. Направленность знания на человека в качестве главного действующего лица происходящих процессов и одновременно центральное место в производстве знаний, которое занимает человек, дает все основания для того, чтобы история повседневности стала неотъемлемой составляющей исторического содержания, в том числе преподаваемого в школе. "Оживление" истории через мнения и воспоминания очевидцев конкретных исторических событий, демонстрацию отдельных предметов обихода, окружавших человека в те или иные исторические периоды, просмотр фотографий, передающих особенности интерьера, одежды и т.д., дает уникальную возможность учителям истории приближать к учащимся события прошлого, преподавать материал учебника на более доступном для восприятия уровне. Именно поэтому особенностью уроков истории с включением фрагментов по истории повседневности является их эмоциональная и интеллектуальная нагрузка.
Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета, 10.12.1998
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// в Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,
5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от
31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 9, 28.02.2011.
6. Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной
историиИНрз ://mosmetod.ru/files/metod/ srednyaya_starshaya/ istor/Koncepcia_fin al.pdf
7. Примерная учебная программа по истории
http://edu.mari.ru/mouo-
mariturek/sh11/doclib52/%D0%9F%D 1%80%D0%BE%D0%B3%D 1%80%D0% B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%2 0%D0%9E%D0%9E%D0%9E/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD %D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0% 67
B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D1%8 1%D1 %82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%205- 9%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81.pdf
8. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании»// Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 150, (утратил силу)
Учебная и научная литература
9. Аксючиц С.А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе решения проектных задач. - Смоленск, 2015. - 257 с
10. Алексашина Л.Н. Раскрытие линии « человек в истории» как познавательный ресурс школьного курса. М. 2020.
11. Бутузов, И.Д. Некоторые вопросы теории и практики активизации познавательной деятельности учащихся в современной школе / И.Д. Бутузов // Особенности познавательной деятельности учащихся: сборник научных трудов ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л.: ЛГПИ, 1979. - С. 16
12. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: "Высшая школа", 1991.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
14. Елина Е.Г., Дмитриева О.И., Храмова М.В. Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании. Саратов: Изд -во Сарат. ун-та, 2014.
15. История России. 6—10 классы : рабочая программа / И90 И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. —М. : Дрофа, 2016. — 124,
16. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.,Педагогика, 1982
17. Короткова М.В. Модульная программа « изучение повседневной культуры в школьных курсах истории России». М. 2010.
18. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 200 с.
19. Огородников И. Т. Педагогика : учеб. для учит. ин-тов. - Изд. 2-е , перераб. и доп. - М. : Учпедгиз, 1950. - 430, с.
20. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. М., 1989. С. 86
21. Программа и тематическое планирование курса «История России. 6—9 классы / авт.-сост. Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина, В.Н. Захаров, П.В. Лукин, К.А. Соловьёв, А.П. Шевырёв. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 96 с
22. Полянов Ю.А. Человек в повседневности// Вопросы истории.2000
23. Пушкарева Н.А. Предмет и методы изучения истории повседневности// Социальная история. Ежегодник. 2004-М.
24. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016. — 77 с.
25. Стрелова О.Ю. рабочая программа Всеобщая история 5 -10
класса-М. Дрофа. 2017
26. Стрелова О.Ю. Примерная программа как ориентир в основных видах образовательной деятельности. М. 2010.
27. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения [Текст] / Л. Н. Толстой ; АПН СССР. — М. : Педагогика, 1989. — 542, с.
28. Трофимов А.В. Жданов А.В. История повседневности в исторической науке: исторический аспект-М. 2007.
29. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах / Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. - М. «Педагогика», 1974
30. Фейзулина А.Р., Саглам Ф.А. Методы и формы организации учебной деятельности на уроках истории. М. 2014.
31. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -М.: Юристь, 1997.- 512 с.
32. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерпакс, 1995. - 287 с.
33. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Владос, 2013. - 208 с
34. Шапарина О.Н. Игровые элементы на уроках отечественной истории как способ реализации системнодеятельностного подхода в обучении// Преподавание истории в школе. № 4, 2016.
35. Шевченок Н.И. Стандартизация исторического
образования//Преподавание истории в школе. № 4, 2016.
36. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Аспект-Пресс 2012. - 160 с
37. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. М:, 2007. — 194 с
38. Л.М. Ляшенко История России XIX век,: изд. ДРОФА, М., 2002 г.