Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛОРАТИВНОЙ
ЛЕКСИКИ 7
1.1 Функции колоративной лексики 7
1.2 Символика цвета в художественном тексте 10
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2. ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В. А. ЖУКОВСКОГО 19
2.1 Семантика ахроматических цветов 19
2.1.1 Семантика белого цвета 19
2.1.2 Семантика черного цвета 20
2.1.3 Семантика серого цвета 21
2.2. Семантика хроматических цветов 23
2.3 Использование лексических средств выразительности речи со значением
цвета в поэзии В. А. Жуковского 30
2.4 Распределение колоративной лексики по тематическим группам 37
2.5 Методическая разработка урока по изучению колоративной лексики в
творчестве В.А. Жуковского 43
Выводы по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Приложение А 58
Приложение Б 60
Колоративная лексика или лексемы цвета - перспективная область изучения в современной лингвистики. Цвет является объектом междисциплинарных исследований, включая физику, химию, дизайн и др. Еще в древнем мире философ Аристотель посвятил некоторые из своих трудов природе и сущности цвета, в том числе спроектировав идею на риторику и поэтику. После Аристотеля многие выдающиеся исследователи и ученые занимались вопросами и проблемами цвета, устанавливая как само происхождения цвета, так и его психическое воздействие на эмоции и чувства человека. Такими выдающимися работами стали фундаментальные труды В. Кандинского, Б. Базымы и др.
Уже в 19 веке, на этапе появления первых значимых работ по психологии цвета появлялись лингвистические заметки о цвете и его функциях в тексте. Так, цветовые лексемы изучались в сравнительно - сопоставительном, психолингвистическом, антропологическом и
историческом аспекте. На сегодняшний момент существует немалое количество работ, изучающих как отдельные функции цвета в определенном тексте, так и работы, посвященные колоративной лексике в целом. Кроме того, изучение колоративной лексики художественного произведения - неотъемлемая часть образовательного процесса на занятиях по русскому языку и литературе, а также анализа текста.
Отметим, что колоративная лексика - это группа слов, которые содержат эмоциональные оттенки и выражают различные нюансы чувств и эмоций при помощи терминологии цвета. Колоративная лексика наравне со средствами художественной выразительности часто используется в литературе и поэзии для создания более ярких образов и передачи символов. Так, колоративная лексика стала немаловажной частью символизма в литературе.
В последнее время многие лингвистические работы, посвященные теме колоративной лексики, обращаются к изучению лексем цвета в произведениях определенного автора или же в одном конкретном прозаическом или поэтическом произведении. В.А. Жуковский, как виртуоз слова и талантливый поэт в истории русской классической литературы, придавал отдельное значение передаче цвета в своих произведениях.
Актуальность данного исследования обусловлена изучением вопроса цвета и колоративной лексики в лингвистике, поскольку на сегодняшний момент вопрос остается в разработке. Данная работа привносит актуальные данные по вопросу на примере поэтических текстов В. А. Жуковского.
Объект исследования - художественный мир поэзии В. А. Жуковского.
Предмет исследования - лексические единицы, формирующие цветовой контекст в поэзии В. А. Жуковского.
Цель исследования - проанализировать и изучить колоративную лексику в поэзии В. А. Жуковского.
Задачи исследования:
1. Изучить материал, связанный с понятием и сущностью цвета в лингвистике.
2. Проанализировать специфику функционирования колоративной лексики в системе русского языка.
3. Исследовать роль и функции лексем цвета в художественном тексте и прозаических произведениях на основе научных работ по психолингвистике.
4. Выбрать лексический материал, проанализировать его и тематически распределить колоративную лексику из произведений В. А. Жуковского.
Определить особенности функционирования цветовых лексем в художественном творчестве В. А. Жуковского.
Источник исследования - 200 поэтических произведений В. А. Жуковского.
Методы исследования:
1) описательный метод;
2) прием сплошной выборки;
3) прием количественного подсчета
4) метод контекстуального анализа;
5) обобщение и систематизация полученных результатов.
Теоретико-методологической базой послужили разработки отечественных и зарубежных исследователей по общей теории цвета (Кандинский В.В.), работы по психолингвистике (Базыма Б.А, Фрумкина Р.М., Гришина Ю.С. и др.), работы по семантике и роли цвета в лингвистике и художественных текстах (Милевская Т.В., Макеенко И.В.) и др.
Теоретическая значимость данной работы заключается в расширении знаний о поэтическом языке и цветопередаче в литературе. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших литературоведческих исследованиях, а также являться основой для разработки новых методик анализа и интерпретации поэтических произведений.
Практическая значимость. Работа может являться базой для дальнейшего, более грубого и обширного исследования в области колоративной лексики в целом или колоративной лексики частно в произведениях В.А Жуковского. Кроме того работа может являться пособием для проведения уроков по лексике цвета и цветовой символики литературы на уроках в школе и лекциях в высших учебных заведениях. Результаты исследования могут быть полезны для студентов и исследователей, занимающихся литературой, а также для преподавателей литературного курса, обогащающих свои лекции информацией о произведениях Жуковского и их особенностях....
В первой главе мы рассмотрели теоретическую сторону вопроса, касаясь аспектов психолингвистике и исследовательских работ, посвященных роли и функции лексем цвета в художественных произведениях. Мы определили, что цвет является междисциплинарной темой, и вопрос цвета и цветовой палитры в науке изучался как философами и лингвистами, так физиками и химиками. При этом цвет в лингвистике изначально изучался с помощью психологических работ по влиянию цвета на эмоции и чувства человека. Исходя их этого, было установлено, что основная функция лексем цвета в тексте и художественном произведение - передача авторской задумки и вкрапление символов в общую палитру произведения. Помимо этого, колоративная лексика также выполняет описательную функцию, помогаю автору визуализировать портрет героя или пейзаж места действия.
Целью данной работы являлось изучение колоративной лексики в поэзии В. А. Жуковского. В. А. Жуковский - настоящий мастер цвета, великий колорист художественного произведения. Его тексты, словно картины, пропитаны неповторимыми оттенками и эмоциями. Каждое слово подобно крохотному капле краски, которая способна изменить смысл произведения. Частотное использование колоративной лексики в текстах Жуковского является одним из ключевых инструментов при создании образов и выражении чувств. В его поэзии колоративные выражения можно разделить на две основные группы - лексику нейтральных цветов и лексику ярких, насыщенных тонов.
Так, мы считаем, что В. А. Жуковский использовал колоративную лексику для придания своим произведениям опредленного знакого значения. Мы выделили две больших группы цветов: ахроматические и хроматические. В первой группе ахроматических цветов, таких как черный, белый и серый, мы обнаружили символические значения, связанные с чистотой, невинностью, светом, тревожностью и меланхолией. Во второй группе хроматических цветов, таких как красный, желтый, зеленый и синий, мы обнаружили разнообразие символических значений, связанных с торжественностью, угрозой и осенней природой. Общее количество использованных цветовых лексем в произведениях В. А. Жуковского составляет 699.
В работах В. А. Жуковского колоративная лексика широко используется для создания ярких и проникновенных образов. Всего в его произведениях найдено 123 эпитета, 61 сравнение, 34 метафоры и 27 цветообозначений в составе других средств выразительности. Цветообозначения, выполняя номинативную и переносную функции, включаются в структуру всего произведения, придавая ему художественности и выразительности.
Анализируя поэтические произведения В.А. Жуковского на предмет функционирования колоративной лексики, мы отметили, что тематически цветообозначения используются для создания образа природы и передачи и эмоционального фона произведения. При этом колоративная лексика не только описывает окружающий мир, но и эстетически воздействует на читателя.
Колоративная лексика в поэзии В.А. Жуковского выполняет разнообразные функции: создание атмосферы и настроения, образов и символических значений, а также придание тексту метафоричности. Жуковский использует яркие цветовые ассоциации для передачи эмоционального окраса и усиления воздействия на читателя. Колоративные слова обогащают тексты поэта яркими образами и эмоциональной глубиной, делая его стихотворения более выразительными и привлекательными. Символика цветов, такая как белый, красный, синий, зеленый и желтый, играет значительную роль в создании образов и передаче эмоций. Колоративная лексика тесно связана с музыкальностью слова, помогая поэту создать стихи, в которых каждое слово звучит как отдельная нота. Все эти аспекты уникально передают эстетическое значение колоративной лексики в поэзии В.А. Жуковского.
1. Алимпиева Р. В. Семантическая структура слова белый // Вопросы семантики. Л., 1976. Вып. 2. С. 13—27. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
2. Апресян Ю. Д. Избр. труды. Т. I. Лексическая семантика (синонимические средства языка). 2-е изд., испр. и доп. — М.,1995а. — 472 с.
3. Базыма Б.А Цвет и психика. Монография//ХГАК., - Харьков. - 2001.- 172с.
4. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. - Харьков: Изд: Речь, 2005. - 110 с.
5. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
6. Бобыль С. В. Семантические и стилистические свойства
цветообозначений: (на материале советской поэзии). Автореферат
диссертации канд. филол. науки. 10.02.01.- Днепропетровск
7. Брагина А.А. «Цветовые» дефиниции и формирование новых значений слов и словосочетаний. Лексикология и лексикография. - М., 1972. - С.411
8. Василевич А.П. Цвет и его название. Развитие лексики цветообозначения в современной России / А.П. Василевич, С.С. Мищенко // Вестник РФФИ. - М. - 2000. - № 1, - С. 56-61.
9. Вежбицкая А. Цветообозначение и универсалии зрительного восприятия // А. Вежбицкая. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. - 312 с.
10. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов. - М.: Изд. АН СССР, 1963. - 255 с.
11. Гришина Ю.С. Психология восприятия цветов / Ю.С. Гришина // Интеллектуальные информационные технологии: труды международной научно-практической молодежной конференции. - Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2016. - С. 86-89.
12. Донецких Л.И. Эстетическое значение слова / отв. ред. Н. Ф. Иванова. - Китай: Штиинца, 2018. - С.153-186
13. Дюпина, Ю. В. Классификации цветообозначений в
лингвистической литературе / Ю. В. Дюпина, Т В. Шакирова, Н. А. Чуманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 220-221. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6090/ (дата
обращения: 09.04.2024).
14. Жуковский В. А. Баллады. Поэмы/ В. Жуковский. - Москва : Либри пэр бамбини : Искатель, 2023. - 162с.
15. Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем : в 20-ти т. / В. А. Жуковский. - Москва : Языки рус. лит., 1999...41